Храмы, словно корабли…

Храмы, словно корабли…

Начало эпохи географических открытий пришлось на рассвет Ренессанса и морские достижения европейских держав нашли свое отражение в искусстве и архитектуре, создав отдельное яркое направление в культуре ренессанса. Так в Испании начала XVI это направление получило название «платереско», здания которого построены на золоте инков. В Португалии на рубеже XV-XVI во времена ее расцвета как «могущественной морской державы»«мануэлино», названного по имени короля Мануэля I Счастливого. Все это напрямую связанно первоначальным накоплением капитала и торговлей заморскими, как потом скажут «колониальными» товарами.

Карта Восточного океана

В России эпоха Великих географических открытий пришлась на период рассвета барокко и связана с освоением русскими промышленниками Тихого океана и восточного побережья Северной Америки.

Так где же найти эти «каменные летописи покорения Америки»? Поиски ответа на этот вопрос привели нас в небольшой провинциальный городок Тотьма, что стоит на реке Сухона. Этот город является одним из пяти городов Вологодской области и в туристическом путеводители именуется как «город мореходов и первооткрывателей»

Церкови Троицы Живоначальной на Зелене в Зеленской (рыбачьей) слободе

Визитной карточкой города является пятиглавая Входоиерусалимская церковь. Необычной формы, построенная в стиле барокко, она как будто устремлена в небо, что особенно хорошо заметно с восточной стороны, со стороны алтаря, откуда храм производит впечатление стройного многомачтового корабля с наполненными ветром парусами. Построена в 1774-1794 годах на средства местных купцов, братьев Григория и Петра Пановых. Рядом расположена Рождественская церковь, так же устремленная колокольней вверх как мачта корабля. Нижний теплый храм был построен в 1746-1748 годах на средства тотемского купца Алексея Нератова.

Картуш — элемент декора стиля барокко. Он выглядит как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных — лепных, резных или рисованных — тотемские картуши представляют собой часть кладки стены, обрамленную легальным кирпичом.

Обе церкви высокие, имеют длинное узкое основание, и в профиль они кажутся более узкими, чем в анфас. Их каменные стены украшены встроенным орнаментом, называемые картушами, а местное название клейма, словно украшение навигационных карт. Такие здания были построены только в Тотьме, хотя похожие встречаются и в других местах.

Так как же связана Тотьма и Тихий Океан? Сегодня трудно поверить, что небольшой провинциальный северный городок, стоящий на пересыхающей год от года реке Сухоне два с половиной века назад был метрополией Русской Америки, родиной бесстрашных, удачливых промышленников и мореходов, снарядивших двадцать экспедиций на Тихий океан. Эта та самая Тотьма, которая на рубеже 18 и 19 веков была богатейшим русским городом…

Но начнем по порядку.

Город Тотьма известен с начала 16 века как место где были построены солеварни. 60 млн лет назад вся эта территория включая Волгу была древнем морем и отступая море оставило о себе напоминание в виде соленых отложений. Тотьмичи известны как разработчики технологии добычи соляного раствора, выкачиваемого по трубам из под земли. Соль в то время имела большое стратегическое значение не только для вкуса но для консервации продуктов для длительного хранения. Солеварни стали первым источникам накопления капиталов для тотьмичей. Но все не вечно и с захватом Астрахани появился более дешевый способ добычи соли — соленое озеро Баскунчак.

В 1569 году открылась торговля между Россией и Англией. И путь для этой торговли как это ни странно проходил : «посредствомъ Белаго моря, и города: Устюгъ, Сольвычегодскъ, Тотьма и Вологда сделались складочными пунктами этого торговаго пути, который былъ въ то время единсгвоннымъ цутемъ сообщения между Росcie и Западной Ёвропой.» говорится в Истории Российской Карамзина.

В вышеперечисленных городах, в том числе и иностранными купцами, были заведены конторы, фактории и магазины (склады). Город Тотьма богател. Еще одно важное событие имевшее большое значение для дальнейшего рассказа связано с покорением Сибири. Путь из Москвы в Сибирь через Казань был небезопасен «по причине разбоев Башкир и Черемисов». Поэтому главный Вологодско-Сибирский торговый путь и до конца XVII шел на Вологду затем по реке Сухона в Тотьму, Великий Устюг по Северной Двине до Сольвычегодск затем по реке Вычегда и волоками на Каму.

Это время, по словам профессора Надеждина, было «золотымъ векомъ для Вологодскихъ городовъ«.

Но не только обогащались вологодские города они выгодами транзита, но и сами принимали деятельное участие в сибирской торговле, для чего некоторые жители переселялись в Сибирь добровольно или «по описи». Так в 1590 году из Сольвычегодского уезда (вотчина Строгоновых) было переселено в Сибирь 30 семейств, «снабдивъ ихъ всеми потребностями для обзаводоши». В 1630 году из Вологды, Тотьмы, Устюга и Сольвычегодска переселено в Тобольск пятьсот «сомойствъ и сто пятьдесятъ девицъ въ жены сибирскимъ казакамъ и стрельцамъ» . И сегодня большая часть жителей Сибири считают себя потомками вологжан, устюжан, тотьмичей и жителей других северных городов

Все изменилось после строительства Петром I города не Неве — Санкт Петербурга. Торговый путь из Западной Европы через Архангельск был закрыт. Торговля велась через новое «окнов Европу», но Вологодско — Сибирской путь остался.

Камчатские экспедиции

В первой половине 18 века через Тотьму проследовал ряд правительственных экспедиций, направлявшихся исследовать новые земли. В январе-феврале 1725 г. отдельными группами покидала Петербург первая Камчатская экспедиция В. Беринга. В феврале группы собрались в Вологде, и здесь к ним присоединился В. Беринг. После непродолжительной остановки санный обоз проследовал по Вологодско-Сибирскому пути и конечно же через Тотьму. В составе экспедиции было более 60 человек. В обозе везли паруса, корабельные снасти, якорные цепи, продовольствие и снаряжение для будущих судовых команд.

Из донесений Первой экспедиции уже в Якутске известно что обоз Первой Камчатской экспедиции составлял 400 лошадей (большая часть из которых пала). Очевидно что при обозе были, те кто его обслуживал а не только сами участники экспедиции. В России начала XVIII века свободными, не крепостными, были крестьяне Вологодского и Архангельского уезда, так что вполне очевидно, что «промышленные люди из крестьян Тотьмы» составили часть этого обоза.

Рассказы об островах восточнее Камчатки, привезенные 150 шкурок неведомых ранее морских зверей «морского бобра» (колана) поразили современников. Слух о несметных богатствах на берегах Восточного моря распространился по всей России. И спустя некоторое время вслед за правительственными экспедициями на восток потянулись вологодские, великоустюгские, каргопольские и яренские купцы и посадские люди за удачей и богатством.

Накопленные ранее капиталы на солеварении и заморской торговле должны работать. Свой взор на восток обратили и тотьмичи. В 1747 г. тотемский купец Федор Холодилов и иркутский – Никифор Трапезников, объединив капиталы, сообща снарядили и отправили на промыслы к берегам острова Беринга судно «Иоанн». Трижды это судно совершает плавания к Командорским и Ближним Алеутским островам. Итоги промыслов оказались удачными. Доставленная на Камчатку пушнина оценивалась громадной по тому времени суммой в 228 069 рублей. Это было началом славного географического освоения тотьмичами новых земель и Русской Америки.

РУССКАЯ АМЕРИКА

Почти 40 лет Федор Холодилов и его племянник Алексей занимались предпринимательской деятельностью. За это время на судах «Иоанн», «Андреян и Наталья» и «Михаил» было отправлено 7 промысловых экспедиций.

Стоимость снаряжения одной экспедиции — «компанества» составляла от 15 до 35 000 рублей. Это очень большая сумма по тем временам -10 рублей стоил обычный деревенский дом — за 10 000 рублей можно было купить целую деревню с домами и землями. Поэтому «Компанейства» снаряжались через «складочный капитал». Несколько человек, иногда из разных мест собиралось, складывалось деньгами, нанимали морехода — одна из самых высокооплачиваемых должностей — его гонорар достигал 2 000 рублей в год, «промышленных людей» — то есть охотников и оправлялась на удачу. Риск был очень велик, но и доход в случае удачи так же высокий. Ведь добыча пушнины тогда и называлась «мягкое золото». Только компаниями Холодиловых и Пановых было вывезено пушнины на 1 миллион 700 тысяч — более пятой части всего ее промысла Россией в Русской Америке XVIII века. Это рекордная цифра среди всех городов России.

«Скаска-отчет тотемского купца Степана Черепанова о пребывании на Алеутских островах в 1762 году».

Вслед за Холодиловыми отправляют компанию купцы братья Григорий и Петр Пановы. В 1758 году Пановы вошли в компанию московского купца Ивана Никифорова. Совместно они построили и снарядили судно «Иулиан». Бот «Иулиан» еще не раз бороздил воды Тихого океана. Плавание этого бота имеет большое значение в истории исследования Алеутских островов. Был открыт остров Умнак. Впервые были сообщены сведения об острове Кадьяк и об Аляске. В разное время братьям Пановым принадлежали суда под названием «Петр и Павел», «Евлампий», «Александр Невский», «Варфоломей и Варнава», «Георгий». В сентябре 1764 года указом Сената компании был предоставлен ряд льгот, а ее руководителей Григорий и Петр Пановых, Андрея Титова наградили золотыми медалями с изображением Екатерины II «За полезные обществу труды». На их долю пришлась большая часть всех русских промысловых экспедиций. Они снарядили 11 экспедиций.

Аляска и Алеутские острова на карте

Есть карта плавания «Св. Николая» (господ тотемских компанейщиков купцов Петра Панова и Арсентия Кузнецова) в Чугацкий залив и «оттоль» обратно. Каждый, возвратившийся «оттоль» в Тотьму, совершал своеобразную кругосветку… Кстати, взбунтовавшаяся на судне Холодилова команда во главе с тотьмичем А. Чулошниковым, одним из открывателей Андреяновских островов, стала решающей силой в победе восстания Беньовского на Камчатке (1771 год), а также участницей небывалого побега во Францию, вокруг известного тогда Старого Света. Чулошников и верная десятка его команды ушли в составе французской экспедиции на Мадагаскар в 1774 году во главе с Бениовским, будущим «божией милостью императором Мадагаскарским». Еще один яркий штрих эпохи, касающийся Тотьмы. Но не последний.

Список купцов и мореходов ходивших, как тогда говорили Восточное и Бобровое море, бережно хранится в Тотемском краеведческом музее. Среди них тотьмичи Тимофей и Семен Мясниковы, Степан Черепанов, Петр Рохлецов, Степан Корелин, Арсений Кузнецов и др. XVIII в. стал для них поистине «золотым веком».

Всего тотьмичами было снаряжено двадцать морских экспедиций в Америку. Это пятая часть всех известных «компанейских экспедиций» того времени. Для сравнения: Великий Устюг с его всемирно известными землепроходцами Семеном Дежневым, Ерофеем Хабаровым, Атласовым снарядил шесть, Вологда – три, Москва – семь, а Тотьма – двадцать!

Карта Алеутских островов в Доме музее Ивана Кускова. Тотьма. Фото:А. Подколзин

Список купцов и мореходов ходивших как тогда говорили реди мореходов того времени тотьмичи Тимофей и Семен Мясниковы, Степан Черепанов, Петр Рохлецов, Степан Корелин, Арсений Кузнецов и др. XVIII в. стал для них поистине «золотым веком».

Велики и географические заслуги тотемских мореходов. Они открыли и обследовали Андреяновские острова, острова Акун, Унга, Кадьяк. Тотемский посадский Петр Шишкин известен как один из первых составителей карты островов Алеутской гряды, подытоживавшей русские открытия в Тихом океане за 20 лет. Эта карта, нарисованная углем на обычном пергаменте богата украшена, уже упомянутыми выше картушами, была высоко оценена М.В. Ломоносовым.

Сам П. Шишкин погиб на Лисьих островах в 1763 году с новой экспедицией «Св. Николай» . Тогда были вырезаны алеутами команды четырех судов, а суда сожжены. Остались в живых лишь 6 камчадалов и 6 русских, в том числе трое из Тотьмы — посадский С. Корелин, крестьяне Д. Брагин и Г. Шаверин. Вывезенные с Лисьих в 1766 году, Корелин и Брагин прошли огонь, воды и медные трубы. Брагин даже отмечен в западной литературе (Гельвальд) как главный моряк вояжа на «Св. Михаиле» в 1772 году…

В Тотемском краеведческом музее документ документ «Скаска-отчет тотемского купца Степана Черепанова о пребывании на Алеутских островах в 1762 году» изданная в 1948 году и найденная в макулатуре местный краеведом Станиславом Зайцевым в макулатуре, собираемой школьниками. Там есть такая запись «1762 г. августа третьего дня в канцелярии Охоцкого порта тотемский купец Стефан Яковлев сын Черепанов сею сказкою показал»… «…И построили мы на реке Камчатке по позволению Большерецкой канцелярии судно «Захария и Елисаветы» шести печатных саженей в длину и шести с половиной аршин в ширину для мореходства. И 29 сентября 1759 г. всего сорока дву человек, да один камчадальский сын, который был взят с отцом его с собою из устья Нижней реки, вышли мы в Тихий окиян. И держали мы курс «Ост- Зюйд-Ост», покуда не пристали к большому острову до ста верст в длину, нареченному нами на карте Командорским. На том острове остановились по поздности и зимовали, и в зимовке имели промысел морских коров для пропитания».

Вот так и появились очертания земель Нового Света, ставших Русской Америкой. Все слои тотемского общества, от крестьянина до городского головы, участвовали в плаваниях и открытиях.

На гербе горда Тотьма с 1780 г. по великому соизволению Екатериной Великой, нарисована – черная лиса на золотом поле – в знак того, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются» . Остров где производился отлов черной лисицы сегодня на всех языках называется Лисьим.

Тотемское барокко

Так как же связаны все эти походы и экспедиции с теми самыми церквями описанными в начале статьи. Как появился стиль «тотемское барокко»?

При разборе документов в подвале Церкови Троицы Живоначальной на Зелене в Зеленской (рыбачьей) слободе была найдена летопись, где было сказано, что она построена от «избытков капитала» тотемского купца-морехода Степана Черепанова.

Церкови Троицы Живоначальной на Зелене в Зеленской (рыбачьей) слободе

Там же приводился текст договора с Сольвычегодским крестьянином Федором Ивановым. Купец Черепанов заказывал ему «между верхними и нижними окнами клейма зделать – как наилучше возможно…». А в уже упомянутом документе «Сказка тотемского купца Степана Черепанова об его пребывании на Алеутских островах», датированный 1762 г. Прямо говорится, что тотемские купцы и мореходы после благополучного завершения плавания и от «избытков капитала», которые приносили им плавания к берегам Америки, украшали город церквами, похожими на парусники и помечали их клеймами, какими обычно помечались мореходные карты. Это был своеобразный символ счастливых плаваний, и таких каменных символов-кораблей в округе насчитывалось девятнадцать.

Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу («от избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей.

Входоиерусалимский храм в городе Тотьма. Фото: ТИЦ Вологодской области

Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки: памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам.

Таким образом, становится очевидным: тотемское барокко есть каменная летопись русского открытия Америки или — «русско-американское барокко», а маленькая провинциальная Тотьма — родина мореходов, открывавших некоторые из неизвестные в Европе Командорских и Алеутских островов, побережье Аляски.

ИВАН КУСКОВ и ФОРТ РОСС

Славную одиссею мореходов завершает И.А.Кусков, отдавший 31 год служению Русской Америке. Иван Александрович Кусков родился в 1765 году в Тотьме. В 1787 году он, как и многие его земляки, отправился в Сибирь. И уже в июле 1791 г. И. А. Кусков прибыл на остров Кадьяк. С этого дня началась деятельность И. А. Кускова во владениях Российско-Американской компании, островах Кадьяк и Ситка, на побережье Аляски, а затем и на Калифорнийском берегу. И.А.Кусков выполняет многие поручения А. А. Баранова, главного правителя Российско-Американской компании, по организации промыслов, по обследованию и изучению новых земель, по ведению большого и сложного хозяйства российских поселений в Америке.

Тотьма музей Ивана Кускова

Ему поручается строительство Новоконстантинов-ской крепости на острове Нучек в Чугатском заливе, а затем и управление ею. Позднее он управлял русскими селениями в заливе Якутат. Незаурядные способности И.А.Кускова проявились и в морском деле. По поручению Баранова А. А. он неоднократно совершал морские переходы на байдарках, а позднее и на парусных судах.

Особенно полно организаторский талант И.А.Кускова проявился в 1808 — 1821 годах, когда по замыслу правителей Российско-Американской компании на калифорнийской берегу были основаны крепость и селение Росс. Первая экспедиция Кускова состоялась в 1811 году, итогом которой стал выбор места для новой крепости. Иван Александрович решил обосноваться на крутом, высоком берегу, находящемся в 18 милях к северу от Бодеги, в местности изобиловавшей прекрасным строевым лесом. И уже в мае 1812 года начались подготовительные работы для постройки крепости и селения. Формальная дата основания форта — 11 сентября (30 августа) 1812 года. Открытие крепости сопровождалось пушечной и ружейной стрельбой. Селение «по вытянутому жребию, положенному под икону спасителя, названо было Россом»

Портрет Ивана Кускова в доме музее. Фото: А. Подколзин

В сентябре 1822 года закончилась служба И. А. Кускова во владениях Российско-Американской компании. В августе 1822 г. он отправляется в родные места, но прожить в Тотьме долго ему не удалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *