Туризм и путешествия

Петропавловская крепость. Петропавловская крепость, самостоятельная экскурсия Петропавловская крепость вид сверху схема

Со времен основания и как минимум до 1930-х годов флагманом российской промышленности был Петербург. В столице империи концентрировались как гигантские заводы и верфи, так и фабрики, обеспечивавшие потребности одного из крупнейших городов тогдашнего мира. В сущности, Петербург был целым промышленным районом, достойным Урала и Донбасса. А на осмотр его старинных промзон в наши дни нужно не менее трёх дней. Цикл о старопромышленном Петербурге (продолжение цикла о старопромышленной Москве) я открываю постом о Петропавловской крепости, где помимо всем известных достопримечательностей есть и одна из старейших питерских фабрик - Монетный двор, к тому же до сих пор действующий.

Думаю, рассказывать историю Петропавловки, этого Петербургского кремля, особого смысла нет. Сердце города, заложенная 27 мая 1703 года (то есть ровно за 300 лет до 300-летия Петербурга) на Заячьем острове, практически напротив Зимнего дворца.

Как известно, лучшая крепость - та, которую никто даже не пытается взять. Так и Петропавловка за свою историю не сделала ни единого боевого выстрела - зато Полуденный выстрел каждый день с 1864 года (не считая перерыва в 1934-57 годах) делается именно отсюда (в 1730-1864 годах - с Адмиралтейства). В 1712-33 годах Трезини построил Петропавловский собор, ставший усыпальницей императоров и вплоть до советской эпохи высочайшим зданием России (121м). С 18 века здесь была и главная политическая тюрьма страны, где побывли декабристы, народовольцы, Достоевский и многие другие. Ну а с 1724 года в крепости непрерывно действует монетный двор, чёрная труба которого просматривается на кадре выше.

Ну и просто Петропавловка - главная доминанта питерского пейзажа. Из "большой тройки" петербургских соборов Петропавловский мне кажется самым красивым.

План Петропавловской крепости также известен, наверное, каждому. 6 бастионов, соединенных куртинами, снаружи два равелина (Алексеевский на западе и Иоанновский на востоке), в центре Петропавловский собор. Классика, вошедшая в школьные учебники истории. Монетный двор - в западной части крепости:

Вот так стены и бастионы выглядят снаружи - гранитная облицовка со стороны Невы появилась лишь в 1779-85 годах, со стороны Петроградки же стены остались девственно краснокирпичными. Кажется, я уже дорос до того уровня трушности, когда гранит кажется пошлым, а кирпич - правильным:

Дворик между Трубецким бастионом и Алексеевским равелином - самыми страшными местами крепости, старыми политическими тюрьмами. Из-за бастиона торчат крыши и труба монетного двора, и более того, в 18 веке именно Трубецкой бастион был монетным двором, пока в 1796-1805 годах не построили отдельное здание.

Точнее, цепочка метаморфоз была несколько сложнее: до переезда Монетного двора в Петербург тюрьма была в Трубецком бастионе, где был в заключении царевич Алексей (1718). Затем бастион стал монетным двором, крепость ненадолго потеряла тюремные функции, пока в 1769 году не выстроили новую тюрьму в Алексеевском равелине. Нынешнее здание - 1797 года, и его камеры помнят декабристов, народовольцев и даже самого Достоевского. В 1825 году тюрьма "возродилась" и в Трубецком бастионе, где действовала до революции (с 1870-х - как СИЗО). Из Алексеевского же тюрьму перенесли в Шлиссельбург в 1884.

Помимо тюрьмы, сохранились и руины стен. Когда их так покоцали и кто - не знаю, но очень хочется верить, что не современные "реставраторы":

Как видите, освещение сумеречное. В Петропавловку я пришёл после её официального закрытия (в 21:00), но так получилось, что именно в этот день произошла какая-то заминка, ворота не заперли вовремя, а я оказался не один такой умный, и крепость в неурочное время была переполнена туристами. Пока их отлавливали да выгоняли, я успел осмотреть всё, что планировал и даже немного больше. Вошёл я через Иоанновские ворота (1740) на восточной стороне Заячьего острова:

Фонари с двуглавым орлом на мосту и ангел на Петропавловском соборе:

Заяц на одной из свай, как бы намекающий на название острова:

Иоанновские ворота, вид изнутри. Мы за Иоанновским равелином. Стены из кроваво-красного кирпича - основной фон внутри крепости:

Иоанновский равелин изначально был обособлен от крепости так же, как и Алексеевский, но его сильно перестроили в 1890-е годы. Был засыпан крепостной ров, о котором напоминают теперь ботардо (стенки, отделявшие ров от реки), появились новые корпуса, один из которых в 1930-е годы принадлежал Газодинамической лаборатории - одному из первых советских КБ, занимавшимуся разработкой ракетного двигателя.

Особенно впечатляют "живой" двуглавый орёл и барельеф "Низвержение Симона-Волхова апостолом Петром", что означает "Низвежение Швеции императором Петром".

Наружные ворота и входы на мосты запирают в 23:00, а эти ворота - в 21:00. То есть, по расписанию, меня тут быть не должно было, но всё же порой мне очень везёт. В сумерках я вошёл на крепостной двор и поднялся на одну из куртин:

Здесь проложен маршрут "Невская панорама", который вообще-то платный, но кассир ушёл по расписанию.

Виды с куртин на Неву и дома за ней, да и на саму крепость великолепны. Меня они несказанно впечатлили ещё в 2004 году, когда я был в Петербурге впервые. По ним можно сделать отдельный пост, я же ограничусь вот этим видом - в одном кадре три шедевра мирового значения - Зимний дворец, Исаакиевский собор и Адмиралтейство. Малоизвестный факт, но последнее тоже является одним из Петербургских Молохов - ведь Петр Первый основал его как верфь, проработавшую до 1844 года (нынешнее здание построено в 1823) - между "крыльями" Адмиралтейства строились деревянные парусники:

Внутри крепости - Инженерный дом (1748-49, справа) и Печатня (то есть типография, внутри соответствующий музей):

Дымоходы Инженерного дома:

За деревьями - Петроградская мечеть, одно из интереснейших зданий Петербурга, построенная в 1909-13 годах при участии бухарских мастеров (хотя голубые ребристые купола - фирменный стиль не Бухары, а её вечного соперника Самарканда):

Впереди - главный в крепости Нарышкин бастион, выдающийся в сторону Невы и увенчанный Флажной башней (1731). Флаг здесь вплоть до советского времени каждый день поднимали с рассветом, спускали с закатом, сейчас же он на башне непрерывно. Отсюда же и стреляет полуденная пушка. На заднем плане - Кунсткамера, стрелка Васильевского острова и краны далекого порта:

Здесь "Невская панорама" заканчивается:

Внизу - Невские ворота (1780) над Комендантской пристанью (1762-67), до застройки Петроградской стороны в начале ХХ века - главный вход в крепость:

Дворик Нарышкина бастиона с пушками. Туда сверху ведёт лестница, по которой я хотел спуститься, на путь мне преградил охранник, сообщивший, что крепость уже закрыта. Учитывая, что вокруг были толпы туристов, это звучало по меньшей мере странно, поэтому идти во дворик пришлось в обход:

Но с бастиона я заснял отличные виды на Монетный двор - действующую фабрику внутри крепости, нынешние здания которой построены в 1796-1805 годах:

Вообще, история Монетных дворов в России довольно запутанная. Первый из них начал действовать ещё при Иване Грозном (по европейским меркам - довольно поздний срок) в Москве, пережил несколько реинкарнаций, и вообще монеты средневековой России "славились" отвратительным качеством. В конце 17 века Петр Первый организовал новый , здание которого во дворе Исторического музея сохранилось до наших дней. В 1724 году двор перевели в Петербург, но последующие 150 лет монету чеканили несколько дворов по всей стране, причём крупнейшим был . Расцвет Петербургского двора пришёлся на 1874-1942 годы, когда он стал единственным производитилем российских и советских монет - до эвакуации в Краснокамск, где во время войны действовало производство орденов и медалей. Тогда же новый монетный двор был срочно построен в Москве, и к концу ХХ века именно он сильно потеснил питерского собрата.

Ныне обычные монеты в основном чеканятся в Москве, а Петербург специализируется на орденах, медалях, памятных монетах. И ныне это одно из самых цельных предприятий России - без малого триста лет почти непрерывной работы, причём более двухсот - в одном и том же здании.

Иду к Монетному двору мимо куртины с "Невской панорамой" и Инженерного дома:

На эту музейную вывеску я успел даже купиться и подумать, что главная улица Петропаловки называется именно так:

Невские ворота, вид изнутри. Спустя пару минут полицейские отсюда с шумом выгоняли какого-то туриста:

Можно было и по прямой мимо ворот, но я свернул к Петропавловскому собору мимо Комендантского дома (1743-46). Сердце крепости, где жил комендант с семьёй (назначаемый самим императором), и здесь же была администрация тюрем и судебная палата, которую прошло большинство исторических узников.

Великокняжеская усыпальница (1896-1908) на заднем дворе Петропавловского собора, который в свою очередь является императорской усыпальницей:

Центральная площадь крепости и собор, беспрделеьно высокий. Его шпиль остаётся высочайшим зданием Петербурга, да и во всей России выше лишь два десятка небоскрёбов, а также трубы, телебашни и вышки связи. "Не по-русски, пронзительно высокий..." - так сказал о нём Алексей Толстой в начале "Хождения по мукам", описывая атмосферу горячечного предреволюционного Петербурга.

У подножья собора - Ботный домик (1762), где до 1928 года хранился знаменитый "Дедушка русского флота", ботик "Святой Николай", в 1688 году найденный Петром Первым в дворцом сарае (ныне в Военно-морском музее на стрелке Васильевского острова).
Детали собора - реставрация ротонды кончилась совсем недавно, и без уродливого кокона крепость гораздо красивее:

А напротив собора - корпуса Монетного двора работы Антонио Порто:

Правда, главный корпус был в лесах, поэтому привожу фотографию из Википедии. Петербургский монетный двор считается шедевром русского классицизма в промышленной архитектуре:

Я решил обойти круг, и направился по безлюдной улочке между куртиной и цехами, к Трубецкому бастиону:

Вполне возможно, что за этим деревом просматривается старейшая заводская труба в России - хотя сейчас трубы стали почти синонимом индустриального пейзажа, строить их начали только в конце 18 века, когда обычные дымоходы уже не справлялись с объёмом заводских выбросов. Никаких данных о старейшей трубе России я найти не смог, но скорее всего она находится именно в Петербурге, где на заводских зданиях экономили куда меньше, чем в дальних промышленных районах:

Напротив - очень красивый дымоход Трубецкого бастиона. Как уже говорилось, в 1724-1805 годах именно здесь был сам Монетный двор. Экспозиция внутри ныне повествует о тюрьме и её исторических узниках, я её осматривал в 2004 году, и это было одно из сильнейших впечатлений от старого Петербурга.

Между двором и равелинам. Труба впереди - не старше конца 19 века, а скорее даже 1920-х годов. Думаю, она озадачивает многих туристов, меня по крайней мере в 2004 году её наличие здесь очень удивило.

Более того, на улочке стоит характерное заводское гудение, в окнах виден свет. Окна забраны очень плотными решётками, сквозь одну из которых я всё-таки попытался заснять внутренности Монетного двора - там всё очень современно:

Дальше я обошёл круг, прошёл мимо озадаченно глядевшего на меня охранника, и оказался у запертых ворот. К счастью, рядом был ещё и какой-то музейный работник, для которого охрана открыла ворота. Меня они словесно отругали, а я извинился: "Вижу - туристы бродят, значит, думаю - открыто!". Вообще же оказаться запертым на ночь в Петропавловской крепости - это было бы очень сильно!

Ну а в следующих сериях покажу места, куда туристы доходят нечасто - Кировский завод, Пороховые на Охте, многокилометровые старые промзоны Обводного канала и проспекта Обуховской обороны, индустриальный пригород Колпино. Крепитесь, рассказ о старопромышленном Петербурге будет очень долгим!

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица - орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла...» Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург (так она называлась вначале, и лишь позже, когда вокруг нее вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а крепость стала именоваться Петропавловской) .

Петропавловскую крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один - Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.

Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Высота ее стен - 9 м, толщина - около 20 м, со всех сторон ее окружает река.


Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Рассвет над Петропавловской Крепостью ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБОРОНЫ НЕВЫ

Крепость Санкт-Петербург (Петропавловская) основана 16 (27) мая 1703 года на небольшом острове в дельте Невы для обороны русских земель, захваченных Швецией еще в XVII веке и отвоеванных в ходе Северной войны (1700-1721). Финны называли остров Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров). Всего за четыре месяца здесь были возведены фортификационные сооружения из дерева, дерна и земли. Хотя за время своего существования Петропавловская крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях, в годы Северной войны она была важным звеном в цепи укреплений Невы и Финского залива. В эту оборонительную систему также входили расположенная у истока Невы древняя новгородская крепость Орешек (Шлиссельбург), крепость-верфь Адмиралтейство, заложенная в 1704 году на левом берегу Невы, и новая русская крепость Кроншлот (Кронштадт) в Финском заливе.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА

В истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости принадлежала особая роль. На Заячьем острове начинался город, будущая столица Российской империи. Здесь находился первый храм города — собор Св. Петра и Павла, были возведены лютеранская церковь Св. Анны (заложена в 1704), Главная аптека (1704-1720-е), деревянное здание Сената (1713-1717), Монетный двор (с 1724) и дом коменданта города. Рядом с Петропавловской крепостью формировался торговый и административный центр раннего Петербурга, располагался порт и первая городская площадь — Троицкая.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость была возведена по правилам западноевропейской бастионной системы по проекту Ж.-Г. Ламбера де Герэна, французского инженера на русской службе. Она имеет форму вытянутого шестиугольника с шестью массивными, выдвинутыми в сторону противника бастионами.

Первоначально крепость была деревоземляной. Фундаментом для стен куртин и бастионов служили ряжи — квадратные в плане срубы, наполненные камнем, на которые насыпали земляные валы. Общее руководство строительством в 1703-1705 годах осуществлял военный инженер из Саксонии В.-А. Кирштенштейн. За строительством одного из бастионов наблюдал сам государь. Надзор за возведением других он поручил своим ближайшим сподвижникам — А. Д. Меншикову, Г. И. Головкину, Н. М. Зотову, Ю. Ю. Трубецкому и К. А. Нарышкину. Их именами были названы пять бастионов, шестой получил название «Государев». Между собой бастионы соединены куртинами: Петровской, Невской, Екатерининской, Васильевской, Никольской, Кронверкской.

В сентябре 1703 года строительство первоначальной деревоземляной крепости было завершено. В восточной части Заячьего острова в 1704-1705 годах возвели дополнительное фортификационное сооружение — земляной равелин. В 1705-1709 годах на Березовом острове, к северу от крепостных стен построили Кронверк — укрепление, призванное усилить обороноспособность крепости в случае нового нападения. Под руководством инженера В.-А. Кирштенштейна в 1705 году в горже (тыльной части) Головкина бастиона был возведен пятиугольный в плане земляной кавальер — дополнительное фортификационное сооружение для ведения «верхнего огня».

В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту инженера Ж.-Г. Ламбера де Герэна и архитектора Д. Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру Б.-Х. фон Миниху, под его руководством в 1740-х годах были завершены все основные строительные работы.

По проекту Миниха в 1731-1740-х годах на западной и восточной оконечностях Заячьего острова были возведены каменные равелины. В память об отце и деде императрицы Анны Иоанновны их назвали Иоанновским и Алексеевским. Рвы, отделившие равелины от основной территории острова, были отгорожены с помощью ботардо — плотин с подъемными решетками. В 1730-1733 годах по проекту Б.-Х. фон Миниха был перестроен в камне кавальер, который получил название в честь императрицы Анны Иоанновны.

Все куртины крепости, за исключением Екатерининской, имеют воротные проезды: это Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские ворота. Первыми по времени создания стали Петровские ворота — главный вход в крепость, появившиеся еще в самом начале XVIII века. В 1707-1708 годах они были перестроены по проекту Д. Трезини в виде каменной триумфальной арки с деревянным верхним ярусом — аттиком (перестроен в камне в 1717-1718 годах), увенчанным деревянной статуей Св. апостола Петра, по которой и получили свое название. .

В дальнейшем каменные укрепления подвергались отдельным перестройкам и реконструкциям. При Екатерине II южный фасад крепости облицевали гранитными плитами (1779-1786, инженеры Р. Р. Томилов, Ф.-В. Бауэр), тогда же перестроили и Невские ворота, южный фасад которых был оформлен портиком (1784-1787, Н. А. Львов). Эти работы не имели оборонительного значения: крепость приобрела облик, соответствующий ее важной градостроительной роли в ансамбле центра Санкт-Петербурга. В царствование Николая I стены северных куртин и бастионов оштукатурили и покрасили «под вид гранита». Двухэтажные крепостные казематы в XIX веке почти повсеместно стали одноэтажными.

Заячий остров с Петроградской (Петербургской) стороной с XVIII столетия соединяет один из старейших городских мостов — Иоанновский (существует на нынешнем месте с 1736-1738 годов). Раньше в крепость вели еще два моста: Никольский (построен в 1820-х годах) и Кронверкский (возведен в 1853 году), оба были снесены в начале XX века. Лишь в 1938 году в северо-западной части острова был построен ныне существующий деревянный Кронверкский мост.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ


Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое.

Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Это здание — один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». До сих пор многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.

За свой долгий век собор претерпел немало изменений, и его современный облик несколько отличается от первоначального: так, пожар 30 апреля 1756 года уничтожил шпиль, крышу и купол храма. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий — новый деревянный шпиль был воссоздан к 1773 году. Восстановление собора завершилось в 1780 году. В 1857-1858 годах по проекту инженера Д. И. Журавского деревянные конструкции шпиля были заменены на металлические. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась с 117 метров до 122,5.

На протяжении XVIII - начала XX столетия в создании ансамбля крепости принимали участие многие известные петербургские зодчие и инженеры. Среди них— Д. Трезини, X. фан Болес, А. Ф. Вист, Н. А. Львов, А. Ринальди, А. Порто, Д. И. Журавский, Д. И. Гримм, Л. Н. Бенуа и многие другие. Их творчество представляет архитектурные стили от петровского барокко до неоклассицизма. В первой половине XVIII века на территории крепости располагался целый комплекс разнообразных построек. В 1704-1718 годах был построен ряд деревянных (с 1711 года — мазанковых или фахверковых) зданий. Активное каменное строительство и благоустройство территории Заячьего острова развернулись при императрице Елизавете Петровне, когда были возведены здания Главной гауптвахты (1748, полностью перестроена в 1906-1907), а также Обер-комендантского дома (1743-1746) и Инженерного дома (1749). Эти сооружения и сейчас частично сохраняют свой первоначальный облик, характерный для рядовой застройки Петербурга периода раннего барокко. Во второй половине XVIII - начале XIX века в архитектурном облике и пространственной организации застройки крепости произошли существенные изменения. Новую эпоху в формировании ансамбля открыло строительство Ботного дома (1761-1765), созданного по проекту архитектора А. Ф. Виста в формах раннего классицизма. Здание было возведено для хранения легендарного ботика Петра I — «дедушки русского флота», в юности на этом корабле царь изучал морское дело. Важной доминантой для всего ансамбля стал комплекс зданий Монетного двора. Главный корпус этого промышленного предприятия, возведенный в 1799-1805 годах по проекту архитектора А. Порто, — образец архитектуры строгого классицизма. В 1839-1844 годах на участке между главным зданием Монетного двора, Екатерининской, Васильевской и Никольской куртинами по проектам архитекторов Э. X. Анерта и А. М. Куци были построены «провиантские магазины», лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, цех медального передела и инструментальная, административный флигель. В период позднего классицизма были построены Депо образцовых Российских и иностранных мер и весов (1838), перестроены Обер-офицерский дом (1843) и Плац-майорский дом (1843-1844), возведены Главное Казначейство (1837), здание фондовых капиталов (1844), Каретник (1846). Они решены в безордерных формах, определивших характер застройки крепости в 1830-1840-х годах. В эпоху эклектики (вторая половина XIX века) наиболее существенным преобразованиям подверглась территория Алексеевского равелина, где в 1892-1900 годах был возведен комплекс новых зданий для размещения Архивов Военного министерства и их служащих.

Формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости завершилось в начале XX века перестройкой здания Главной гауптвахты (1906-1907), получившего новое неоклассическое архитектурное убранство, и возведением рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы (1896-1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа, мозаики — мастерская В. А. Фролова по эскизам Н. Н. Харламова) и Церковного дома (1906, Л. Н. Бенуа).

ПРАЗДНИКИ И ЦЕРЕМОНИИ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

С первых лет своего существования Петропавловская крепость становится одним из центров проведения разнообразных церковных и общегородских праздников, торжеств, иллюминаций и фейерверков, посвященных славным победам русского оружия, другим важным событиям в жизни государства.

В годы Северной войны появилась традиция сопровождать триумфы в честь «преславных викторий» строительством триумфальных ворот. Таким сооружением были Петровские ворота Петропавловской крепости, украшенные аллегорической скульптурой, прославлявшей государственную мудрость Петра I, его полководческий талант и победы над шведским королем Карлом XII. В аттике помещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (К. Оснер-старший, 1708), в нишах по сторонам от арки ворот установлены созданные французским скульптором Н. Пино аллегорические фигуры «Храбрость» и «Благоразумие» (1716), над аркой находится свинцовый двуглавый орел (Ф.-П. Вассу, 1720-1722). В 1730 году резчик П. Федоров украсил ворота деревянными барельефами с военными атрибутами. Скульптурный декор включал не дошедшие до наших дней фигуры двух ангелов с трубами, рельефы с изображением воинских доспехов, которые размещались над нишами, аллегорические скульптуры «Благочестие» и «Надежда», статуи бога войны Марса и бога морей Нептуна на отдельных постаментах.

В годы царствования Петра I был учрежден праздник Дня вскрытия Невы ото льда, имевший особое значение для жителей Петербурга. Через Неву до середины XIX века не было постоянных мостов, поэтому во время ледохода сообщение между Васильевским островом, Петроградской стороной и Адмиралтейской частью прекращалось. Возобновлялось оно только после официального открытия речного судоходства.

Не менее торжественно отмечался праздник Крещения Господня. В самый разгар крещенских морозов, 6 января (по старому стилю), перед Петропавловской крепостью под звон колоколов собирались толпы горожан для совершения церемонии освящения невской воды. На льду реки вблизи стен крепости строили часовню, а рядом делали крестообразную полынью — «иордань» (от названия реки Иордан, где был крещен Иисус Христос). Церемония всегда проходила при участии императорской фамилии. В среду четвертой недели после Пасхи отмечался праздник Дня Преполовения святой Пятидесятницы — двадцать пятый день после Пасхи. На пристань в этот день совершались многолюдные крестные ходы из собора с участием духовенства едва ли не всех приходских храмов города. Процессия обходила вокруг стен крепости с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного Образа, взятой из домика Петра I. На каждом бастионе и над каждыми воротами совершались молебны, а затем у Невских ворот — водосвятие. Как полагали, по созвучию между словами «Преполовение» и «приплывание», существовал обычай переправляться в крепость через Неву.

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР — УСЫПАЛЬНИЦА ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛЛИ


В 1731 году, еще до освящения каменного Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна подписала указ о придании ему статуса кафедрального храма Санкт-Петербурга. Однако с 1770-х годов Петропавловский собор стал постепенно утрачивать свое главенствующее значение — постоянных мостов через Неву тогда не существовало, храм на Заячьем острове во время ледохода и ледостава оказывался отрезанным от остальных частей города. В 1858 году кафедральным стал новый Исаакиевский собор, собор Святых Петра и Павла был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 вместе с причтом причислен к Придворному духовному ведомству. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению как императорской усыпальницы. Отпевания и поминальные службы по усопшим членам императорской фамилии заняли важнейшее место в церковной жизни собора.

Некрополем собор стал еще до окончания строительства — при жизни Петра I здесь похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену принцессу Шарлотту-Христину-Софию, сестру царя Марию Алексеевну и его невестку — царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича. В течение XVIII-XIX веков здесь нашли упокоение многие представители царствующей династии, прежде всего, русские императоры и императрицы, за исключением лишь Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (свергнут, находился в заточении, был убит, погребен в Шлиссельбурге или Тихвине). В 1715 году, во время похорон принцессы Шарлотты-Христины-Софии, впервые был опробован новый для России погребальный ритуал. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор. Петропавловский собор к похоронам оформляли особым образом. К созданию траурного убранства привлекали ведущих русских художников, скульпторов и архитекторов (В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Росси, О. Монферрана и других).

Последнее перед революцией погребение (великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I) произведено в 1909 году: было принято решение в дальнейшем хоронить в соборе только императоров и императриц, а для захоронения некоронованных представителей династии Романовых предназначалась Великокняжеская усыпальница.

С 1908 по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. В течение последующих семидесяти шести лет погребения в Усыпальнице не производились. 29 мая 1992 года в Великокняжеской усыпальнице был похоронен правнук Александра III — великий князь Владимир Кириллович. 7 марта 1995 из Кобурга перенесли прах его родителей — великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе Петропавловского собора были похоронены останки последнего русского императора Николая II, его жены и детей (кроме сына Алексея и дочери Марии), в 2006 году в собор из королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) перенесли прах императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.

ГАРНИЗОН ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

22 июня 1703 года в строящуюся Петропавловскую крепость были введены войска (гвардия и другие полки) и назначен первый комендант — драгунский полковник барон К.-Э. Ренне. С этого времени и до 1 октября 1926 года жизнь крепости была связана с теми или иными воинскими частями и командами.

В первые годы Северной войны крепость оставалась базовым лагерем и опорным пунктом всех войск, оборонявших дельту Невы. Собственный гарнизон в крепости появился в октябре 1703 года, когда завершилось строительство деревоземляных укреплений и на них были установлены орудия.

В начале XVIII века войска, базировавшиеся в Петропавловской крепости, активно участвовали в сражениях Северной войны. В 1710-1790-е годы гарнизон крепости был частью всего С.-Петербургского гарнизона, а должности коменданта крепости и города не были разграничены. В конце XVIII - начале XIX века формируется устойчивая структура гарнизона, закрепленная официальными документами и штатными расписаниями. Подобная структура гарнизона просуществовала вплоть до 1920-х годов, когда отпала необходимость в его существовании.

Основу гарнизона крепости составляли рота крепостной артиллерии и инвалидная команда. Рота крепостной артиллерии, единственное реальное боевое подразделение, в начале XIX века насчитывала всего 168 человек. На вооружении роты состояло 45 орудий, часть из которых была предназначена исключительно для салютационной стрельбы. Артиллерийский гарнизон принимал участие в военных учениях. Так, во время маневров Гвардейского корпуса в сентябре 1840 года он защищал Кронверк, который был «штурмован открытою силою». Существенной частью деятельности артиллеристов была салютационная и сигнальная стрельба.

Инвалидная команда несла в крепости караульную службу. В ее обязанности входила охрана Петропавловского собора, ворот крепости и арестантских помещений. У всех ворот были оборудованы кордегардии. Наружные караулы вокруг крепости обычно выставлялись от городского гарнизона, а за охрану Монетного двора отвечала специальная «монетная команда» из 80 человек. Инвалидная команда поддерживала чистоту и порядок на территории крепости.

Организацией и производством ремонтно-строительных работ занималась Инженерная команда, в состав которой входили не только военные, но и вольнонаемные, и подчиненные Инженерной команде военно-рабочие роты. В 1810 году при Инженерной команде учреждается школа, в которой готовили кондукторов и писарей Инженерного корпуса.

Все постоянно находившиеся в крепости войска были расквартированы в приспособленных под казармы казематах, в крепости имелись вещевые, дровяные и продовольственные склады, овощехранилища, хлебопекарни, кухни, столовые и пр. Так как среди солдат были не только холостые, но и семейные, для них оборудовались специальные помещения в отдельных казематах. Кроме солдат, на постоянном жительстве в крепости находилось и большинство офицеров.

«РУССКАЯ БАСТИЛИЯ»

На протяжении двух столетий Петропавловская крепость была главной политической тюрьмой России. Недаром ее называли «Русской Бастилией». История Петропавловской крепости как царской политической тюрьмы началась со времен Петра I. Ее первыми узниками в феврале 1718 года стали царевич Алексей Петрович и другие арестованные по «царевичеву делу». В XVIII веке здесь содержались «жертвы» дворцовых переворотов и придворных интриг: кабинет-секретарь А. П. Волынский, архитектор П. И. Еропкин, генерал-фельдцейхмейстер Б.-Х. Миних, самозванка «княжна Тараканова», писатель А. Н. Радищев, руководитель Польского восстания 1794 года Т. Костюшко и его секретарь писатель Ю. Немцевич. Дважды — в 1798 и 1800 годах — узником крепости был раввин Шнеур Залман, еврейский вероучитель, один из авторитетов хасидизма.

При Павле I в Петропавловскую крепость были заключены видные военачальники А. П. Ермолов, адмирал П. В. Чичагов, атаман войска донского М. И. Платов. В год восшествия на престол Николая I — участники восстания 1825 года против самодержавной власти императора — декабристы. В XIX веке через застенки Петропавловской крепости прошли писатель Ф. М. Достоевский, видный деятель русского анархизма М. А. Бакунин, писатель Н. Г. Чернышевский, этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, арестованный за участие в студенческой демонстрации, участник обороны Севастополя писатель К. М. Станюкович и многие другие.

Первоначально, в начале XVIII века, заключенных размещали в крепостных казематах. Позднее в 1760-х годах на территории Алексеевского равелина был сооружен деревянный Арестантский дом. В 1797 году на его месте возвели новую тюрьму — Секретный дом (здание не сохранилось). В 1870-1872 годах по проекту военных инженеров К. П. Андреева и А. М. Пасыпкина на месте разобранных внутренних (валганговых) стен Трубецкого бастиона была построена тюрьма Трубецкого бастиона. В XIX - начале XX века ее узниками были более 1500 человек — участники российского освободительного движения, народники, социал-демократы, эсеры. Среди них — А. И. Ульянов (старший брат Ленина), писатель А. М. Горький. В 1917-1918 годах списки арестованных пополнили министры царского, а затем Временного правительств, противники советской власти. В 1921 году последними узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ — МУЗЕЙ


Впервые для посетителей крепость была открыта при Александре I, когда в Петропавловском соборе стали проводиться экскурсии по императорскому некрополю. В 1922 году храм стал музеем (с 1926 года филиалом Музея Революции), а в 1927 году музейная экспозиция была открыта в тюрьме Трубецкого бастиона.

В 1954 году Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и некоторые другие здания в крепости вошли в состав Государственного музея истории Ленинграда. Сразу же началась огромная работа по изучению истории фортификационных сооружений, расселению жильцов из исторических зданий и реставрации помещений для будущих экспозиций. Были отреставрированы стены бастионов и благоустроена территория крепости. В 1950-1980-х годах памятники Петропавловской крепости реставрировались под руководством И. Н. Бенуа, А. А. Кедринского и А. Л. Ротача. Был выполнен огромный объем работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора. В 1970-2000-е годы для посетителей открылись экспозиции и выставки в Комендантском и Инженерном домах, Невской куртине, Иоанновском равелине, Государевом бастионе: «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1830-1918», «История Петропавловской крепости», «Музей космонавтики и ракетной техники» и др.

Петропавловскую крепость ежегодно посещают тысячи туристов из многих стран мира, городов России, часто приходят сюда и петербуржцы. Сегодня Государственный музей истории Санкт-Петербурга — один из крупнейших музеев страны. В его состав помимо Петропавловской крепости входят Шлиссельбургская крепость Орешек, Музей-квартира А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, особняк Румянцева, Музей Печати, Монумент героическим защитникам Ленинграда и Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина).
































Описание

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, расположена в устье реки Невы на Заячьем острове. Заложена была императором Петром I, 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года в самом начале Северной войны (1700-1721). Первоначально первый российский форпост на Балтике назывался «Санкт-Питер-бурх» и связывал воедино систему оборонительных сооружений (Ниеншанц, Нотебург, Кроншлот), главной задачей которых являлась блокировка шведского флота на Финском заливе и в устье реки Невы. Но за свою историю, крепость так и не была использована в оборонительных целях. Ей суждено было стать ядром нового города - стремительно развивавшейся столицы Российской империи - Санкт-Петербурга.


Первая крепость была построена из земли, дерна и дерева по проекту французского инженера Жозефа Гаспара Ламбера де Герэна. Считают, что план фортификационных сооружений предложил сам государь Петр Алексеевич. Крепость возводилась по последнему слову фортификационного искусства в соответствии с законами западноевропейской бастионной системы. Очертания Заячьего острова определили форму крепости: неправильный шестиугольник с шестью выступающими массивными бастионами, названными именами сподвижников Петра I (Государев, Меншиков, Зотов, Нарышкин, Трубецкой, Головкин) и соединяющими их куртинами (Петровская, Невская, Екатерининская, Васильевская, Никольская, Кронверкская). В восточной части Заячьего острова за пределами крепостных стен был возведен земляной равелин - дополнительное оборонительное сооружение, а на Березовом острове, к северу от крепости сооружен Кронверк.


Работы велись «ударными темпами» - земляная крепость была закончена к 1 октября 1703 года. По 52 пушки было установлено на Трубецком и Нарышкином бастионах, 58 на Государевом. Поднятие и спуск флага на Государевом бастионе означали начало и окончание рабочего дня.

Условия труда рабочих были ужасающими. По свидетельству камер-юнкера Берхгольца рабочие «как мухи умирали от холода и голода». Другой очевидец записал, что землю носили в полах одежды или на плечах в небольших мешках. Работы на строительстве нового города приравнивались к каторге, сюда ссылали дезертиров из армии (указ Петра от 4 июля 1705г), преступников, специальные группы рабочих из провинций. Для подвоза продовольствия в Новгороде и Ладоге были созданы базы, но перебои все равно возникали. Для борьбы с дизентерией и цингой применяли водку, настоянную на сосновых шишках. Осложняли ситуацию и постоянные наводнения.


Но древоземляная крепость простояла не долго, уже через три года после ее закладки начинается перестройка. Каменная крепость возводится по проекту архитектора Доменико Трезини. С 1706 по 1740 год на месте земляных валов были возведены новые куртины и бастионы из кирпича и камня, которые почти полностью повторили очертания своих древоземляных предшественников. Внутри крепостных стен были устроены казематы для казарм и складов боеприпасов. В 1707 г. царь распорядился о строительстве парадных ворот в крепости. В 1708 году начались работы по возведению Петровских ворот. Спроектировал их Доменико Трезини, сперва – деревянные, после – каменные, они сохранили композицию, задуманную архитектором. Петровские ворота – яркий пример петровского барокко.

В 1731-1740-х годах при правлении Анны Иоанновны на западной и восточной оконечностях острова по проекту Б.-Х. фон Миниха возводятся дополнительные наружные укрепления – Иоанновский (на месте первого земляного равелина) и Алексеевский равелины. Свое название они получили в честь отца и деда императрицы Анны Иоанновны. Между крепостными стенами и равелинами были устроены рвы с подъемными мостами (засыпаны в конце ХIХ века).


При правлении императрицы Екатерины II работы по обустройству Петропавловской крепости продолжались. По ее высочайшему повелению в 1779 – 1786 г. стены крепости, обращенные к Неве, были облицованы гранитом. В то же время парадно оформлены Невские ворота крепости и Комендантская пристань (арх. Н. А. Львов).

Главная доминанта архитектурного ансамбля крепости - Петропавловский собор. Первый деревянный храм был заложен в центре крепости 12 июля (29 июня по старому стилю) 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла. На его месте в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини был построен каменный Петропавловский собор. По названию собора, крепость также стала называться Петропавловской.


В течение XVIII-XIX веков на территории крепости строились здания разного назначения – Комендантский и Инженерный дома, гауптвахта, Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, тюрьма Трубецкого бастиона, Казначейство, Дом фондовых капиталов, Депо мер и весов, Плац-майорский и Флигель-адъютантский дома, Великокняжеская усыпальница, Церковный дом и другие.
У Петропавловской крепости в царской России было еще одно назначение – тюрьма, еще ее называли «русской Бастилией». С начала XVIII века она стала местом заключения особо важных государственных преступников. Арестантов размещали в казематах бастионов и куртин и в специально построенных тюремных зданиях.

Впервые Петропавловская крепость была открыта для посетителей при императоре Александре I в начале ХХ столетия. Первые экскурсии начали проводить в Петропавловском соборе по императорскому некрополю, в 1900-е годы.


После 1917 года строительство на территории Заячьего острова не велось. В 1924 году Петропавловский собор и тюрьма Трубецкого бастиона переданы Музею Революции. В 1954 г. комплекс зданий Петропавловской крепости вошел в состав Государственного музея истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Сегодня Петропавловская крепость - часть Государственного музея истории Санкт-Петербурга, здесь расположены фонды музея, открыты постоянные экспозиции, проходят временные выставки.

Известные экспонаты

  • Резной золоченый иконостас и надпрестольная сень

    Дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Д. Трезини группой мастеров-резчиков под руководством И. П. Зарудного.Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница

За Петропавловской крепостью устойчиво закрепилось словосочетание «Музей истории города», которым она официально и является. Это немного вводит в заблуждение. На самом деле здесь около полутора десятков самых разных музеев и выставок, причем с историей не всегда напрямую связанных. Да и сама крепость — настоящий памятник и уникальное сооружение, удобное для познавательного и даже активного отдыха.

Информация на странице обновлена в январе 2019 года.

Режим работы Петропавловской крепости и ее музеев

В Берлине есть свой «Остров музеев», в Петербурге это определение прекрасно подойдет к Петропавловке. Все постоянные музеи и выставки крепости перечислены на ее . Все временные экспозиции вы найдете .

Расписание работы самой Петропавловской крепости следующее:
— весь Заячий остров, то есть территория вне стен крепости, открыт с 6 утра до 21 часа.
— сама крепость (но не музеи) открыта с 9.30 утра до 20 часов.

Часы работы музеев и других подразделений .

Обратите внимание , что не все экспозиции, приведенные по указанным ссылкам, проходят в самой Петропавловке, смотрите местоположение каждого объекта внизу под его названием. Дело в том, что в «Музей истории города» входит не только крепость, но и ряд других заведений.

Описывать все выставки нет никакой возможности и надобности, мы кратко заметим, что среди них есть такие, которые будут интересны:
— подросткам;
— увлекающимся историей России;
— фанатам Дома Романовых, в том числе семьи предпоследнего императора Николая II (последним был его брат Михаил), которая похоронена, согласно официальной версии, в Петропавловском соборе;
— православным;
— поклонникам темы мучений и истязаний, для них есть специализированная выставка, посвященная пыткам;
— любителям техники и естествознания;
— поклонникам дизайна, особенно мебели (подробнее ) и одежды;
— фотографам;
— фанатам восковых фигур.

О посещении Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы, тюрьмы Трубецкого бастиона, Невской панорамы, выставки «Тайны да Винчи», «Истории Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» и о том, с какой точки лучше всего смотреть на полуденный выстрел из пушки, мы напишем подробно в следующих публикациях. Кроме того, в выходные дни летом проводится развод почетного караула — очень красивое, торжественное и бойкое зрелище.

Как добраться до Петропавловской крепости

Петропавловка расположена в центре Петербурга, на острове Заячий, в нескольких сотнях метрах (5-7 минут ходьбы пешком) от станции метро Горьковская.

Самый простой способ: доезжаете на метро до станции Горьковская, выходите из нее (выход один) и двигаетесь ровно противоположно тому направлению, в котором вышли, через парк. Через несколько минут вы придете как раз ко входу в крепость.
Или вариант попроще для понимания: после выхода на улицу посмотрите направо, увидите проспект (Каменноостровский). Выйдите на него и идите в сторону моста через Неву (определить направление не составит труда). По правую руку увидите крепость и вход в нее.

Всего на крепость ведут два небольших деревянных моста. Первый, Иоанновский, вы найдете, если воспользуетесь вариантом, описанным выше. Второй, Кронверкский, расположен немного поодаль, им стоит воспользоваться, если вас занесло пожить в районе Стрелки Васильевского острова или станции метро Спортивная. Оба моста обозначены на карте.

Цена на билеты в Петропавловскую крепость

Внимание : все билеты в музеи и на выставки в Петропавловской крепости продаются только в самой крепости. Удаленно, через Интернет, купить билеты сюда нельзя. Если вам кто-то предлагает электронный билет в Петропавловку, то бегите, это мошенники.
Вы можете купить входной билет непосредственно на каждой крупной выставке или в кассе отдельного музея. Но если вы уже знаете, какую именно экспозицию будете смотреть, рекомендуем первым делом зайти в Информационный центр, в котором билеты можно купить сразу и к тому же по кредитной карте (в других кассах терминалов для кредитных карт нет).
Как найти Информационный центр. Миновав деревянный мост (Иоанновский, тот самый, ближний к метро), вы проходите через первые ворота крепости (Иоанновские же).

Сразу же после них поворачиваете налево и вот он центр (в Иоанновском же равелине):

Кроме покупки билетов, вы можете здесь задать сотрудникам вопросы про текущие выставки, правила посещения и пр.
Еще один Информационный центр находится в Ботном доме — одноэтажном желтом сооружении рядом с Петропавловским собором.
Стоимость билетов в Петропавловскую крепость зависит от музея \ выставки. Основные достопримечательности в расчете на одного взрослого (пенсионеры, школьники, инвалиды, дети платят меньше) стоят на начало 2019 года так:

— «Невская панорама» — 300 рублей;


— Тюрьма Трубецкого бастиона — 250 рублей;
— «История Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» — 200 рублей;
— Посещение Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы — 550 рублей;
— выставка «Тайны да Винчи» — 300 рублей.
— посмотреть выстрел из пушки с площади перед Нарышкиным бастионом — бесплатно . Но страшно.

— Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница;
— Музей космонавтики и ракетной техники;
— выставка «История Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918»;
— экспозиция «История Петропавловской крепости»;
— Тюрьма Трубецкого бастиона.

Общая экономия благодаря комплексному билету составляет 750 рублей. Но даже если вас не тянет прямо во все указанные музеи и на экспозиции, то все равно выгода сильная. Поход только в усыпальницу и тюрьму уже отобьет затраты на общий билет.

Телефон музея для справок: +7 812 230 64 31

Вход в саму крепость свободный, лишь ограниченный по времени до 20.00 . Многие горожане приходят сюда для того, чтобы просто поваляться на траве или пляже, почитать книжку или встретиться с друзьями и полюбоваться окрестностями. Любители спорта и физической культуры бегают вдоль стен, делают упражнения, играют в подвижные игры. Причем некоторые даже при минусовой температуре.

Деньги и время

На посещение каждой экспозиции, кроме «Истории Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» имеет смысл закладывать 20-30 минут. Это если без очередей на входе и толкучки внутри. Прибавьте к этому саму прогулку по крепости, а она того достойна, и в итоге получается (по крайней мере, по рекомендуемой нами программе) 3-3,5 часа. На практике со всем фотографированием, перекусами, очередями и пр. выходит, особенно в теплую недождливую погоду, около четырех. По деньгам на взрослого человека придется оставить 600-900 рублей на одни только входные билеты. Если вас интересует вариант «увидеть все основное и по минимально возможным ценам», то ваш выбор — билет на Невскую панораму (300 рублей) + комплексный билет на ключевые выставки за 750. Итого: 1050 рублей.

Где поесть в Петропавловской крепости

С едой на территории самой Петропавловки не очень. Есть две точки «Ленинградского кафе» и довольно большое количество лотков с хот-догами, вареной кукурузой, чаем, кофе и другой похожей снедью по среднегородским ценам.


Наибольшая часть туристов предпочитает расположенный между Петропавловской крепостью и метро Горьковская Burger King, который по этой причине в выходные и праздничные дни обычно переполнен. Кроме того, вокруг Горьковской есть несколько кафе, а если вы не очень устали, то мы бы советовали прогуляться после визита в Петропавловку до станции метро Петроградская по шикарному Каменноостровскому проспекту. На этом маршруте выбор заведений еще шире.

Петропавловская крепость для детей

На вопрос, брать ли с собой детей, мы ответим так. Если на улице теплый весенний, летний или осенний день без дождя, то берите с собой хоть младенцев. Крепость — место довольно тихое, к тому же есть обширные пространства, где хорошо гулять. Ребятишкам, уже освоившим ходьбу и прочие перемещения, прекрасно подойдут пушки возле Нарышкина бастиона и бронзовые скульптуры зайцев: как показала практика, детки обожают по ним ползать или рядом фотографироваться:

Пушки возле Нарышкина бастиона

В том, что касается познавательной части, то «минималка» составляет 6-8 лет, но выбор ограничен: под эту категорию подойдет, наверное, только «Музей космонавтики и ракетной техники», ну еще с натяжкой «Тайны да Винчи» и «Тюрьма Трубецкого бастиона». Насчет подростков — тут все зависит от степени любознательности; те, кто любит историю, из Петропавловки могут вообще пару дней не вылезать. Если же интереса нет, то товарищам из этой возрастной Особенность местности: в 12.00 пушка Петропавловской крепости возвещает жителям города о наступлении полудня. Если вы пришли с мелким дитем, которому в это время положено спать, то предупреждаем, что оно скорее всего от звука выстрела проснется. Но если оно чуть постарше, то будет в восторге.

Осторожно: булыжная мостовая!

Уважаемые дамы, по вымощенной полукруглыми камнями мостовой ходить на каблуках крайне неудобно. Вы можете оценить размер возможного бедствия благодаря фотографии ниже:


Конечно, везде, где проложены булыжники, есть и обычные, в смысле ровные, дорожки. Но они, бывает, узковаты, особенно в дни повышенной населенности крепости. А если камни покрыты слоем льда, что случается в период перепада температур, то по ним сложно передвигаться и на плоской подошве, не говоря уж о каблуках.

Памятники Петропавловской крепости

Петр 1 в Петропавловской крепости

В музее, прямо на улице, рядом с основной дорожкой от ворот к Соборной площади (мимо не пройдете), находится известная бронзовая фигура Петра Первого «кисти» известного художника Михаила Шемякина.

Она весьма необычна: голова непропорционально мала по отношению к туловищу. Идут споры на тему того, насколько точно скульптура соответствует реальным габаритам первого российского императора. Мы скажем лишь то, что посмертный гипсовый слепок с лица Петра I, лежащий в Русском музее, тоже производит впечатление неправдоподобно маленького.

На Государевом бастионе есть вот такой камень:

Он символизирует собой момент, когда Петр I положил крест-накрест два куска дерна и сказал, что здесь быть городу. Разумеется, точное место дерноскладывания установить сегодня сложно, об этом идут дискуссии, и логично было выбрать за некую компромиссную точку именно Государев бастион. Сам камень, который вы видите на фотографии, был устроен сюда в 2012 году.

Не забудьте про зайцев

Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове. В память об этом слева от Иоанновского моста (того самого, который ведет к крепости с «большой земли») на деревянном постаменте установлена скульптура зайчика, небольшая, но симпатичная. Есть следующая традиция: для привлечения удачи надо так кинуть монетку, чтобы она осталась на постаменте. Чем и занимаются люди (причем взрослые) на фотографии:

Есть еще одна фигура зайца, побольше, сразу за вторыми (Никольскими) воротами:


В общем, не пропустите 🙂

А заказать экскурсию с посещением Петропавловки, можно кликнув на баннер ниже.

Как ориентироваться в Петропавловской крепости

Петропавловка хоть и представляет собой масштабное и запутанное сооружение, тем не менее проста для ориентирования. Этому помогают указатели:

Еще совет: у входа в крепость расположены стенды с листовками различных экспозиций. На их обратной стороне изображен план Петропавловки с указанием основных сооружений. Вполне может пригодиться.