«Ярославцы» в Великой Отечественной

«Ярославцы» в Великой Отечественной

Коллектив и участники АНО «Русское Океанографическое Сообщество» поздравляет всех с великим праздником 75 летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Наше экспедиционное судно «Аксидиан» построено на Ярославском Судостроительном заводе и у него был легендарный предшественник судно типа Я-5 («Ярославец»). Именно по его литерному названию проекта Я-5 и стал называться наш проект 376 — Ярославец. Катер этот действительно легендарный. В память о его участии в ВОВ стоят на постаменте в Таганроге, Киеве, Новороссийске эти катера. Но давайте все по порядку.

В начале 1930-х Ярославский судостроительный завод, известный тогда как завод №345, приступил к выпуску принципиально нового транспортного средства. Работавшее на предприятии конструкторское бюро под руководством главного инженера Л.Г.Пискунова создало катер «Ярославец», который имел длину около 20 метров и водоизмещение 22-23 тонн. Дизельный мотор позволял судну развивать скорость более 10 узлов в час. Всего было разработано две модели: «Я-5» со стальным корпусом предназначался для разъездов, а «Я-6» с деревянным корпусом планировался в качестве буксира. Вскоре они начали трудиться на Волге, Каме и Онежском озере, обслуживать сибирские лесосплавы.

Ракетный катер на базе проекта Я-5

После начала войны многие из них превратились в посыльные дивизионные суда. С 1942 года начался выпуск вооруженных катеров в вариантах тральщиков и катеров ПВО для охраны баз и переправ, а позднее — и минометных катеров. Пусковые установки ставились на них вместо 37-мм зенитных автоматов. Из 50 катеров типа «Я-5» в варианте минометного катера использовалось 35, при этом 13 переоборудовано из МК в КАТЩ, а 7 – из КАТЩ в МК. Из 16 катеров типа «Я-6» КАТЩ и МК было поровну — по 8 катеров.

«Дунайская катюша» так звали эти катера с установленной системой реактивного залпового огня.

Впервые заметную роль «ярославцы» сыграли в Сталинградской битве. В составе Волжской военной флотилии под командование контр-адмирала Д. Д. Рогачева воевали и два отряда катеров-«ярославцев». Помимо огневой поддержки наземных частей, они выполняли и другую важную задачу: доставляли с одного берега Волги на другой все необходимое для 62-й армии.

Ярославские катера воевали на озере Ильмень, на Чудском озере, в составе Балтийского флота, Дунайской и Днепровской флотилий. Вместе с бронекатерами, вооруженными РС, на заключительном этапе войны они широко использовались для огневой поддержки приречных флангов сухопутных войск, при высадке десантов и выполнении многих других боевых задач. Так как дальность ракетной стрельбы не превышала 4-6 км, ракетные катера занимали огневые позиции вблизи линии фронта или прорывались на вражеские фланги и вели огонь по живой силе и открытым огневым точкам противника.

Послевоенная фотография «Парад минных тральщиков катреа типа Я-5

16 «ярославцев» вошли в состав в сформированную 13 апреля 1944 года Дунайскую военную флотилию. Два из них, уже через несколько дней подорвались в Одесском заливе на минах. Зато остальные с боями прошли по Дунаю свыше двух тысяч километров. Одной из самых ярких операций Дунайской флотилии стал проведенный 11 апреля 1945 года в центре Вены захват Имперского моста — единственной еще не взорванного пути с одного берега реки на другой. Все попытки советских частей штурмом взять сооружение были тщетными, и тогда это поручили флотилии. Ясным днем, когда враг не ждал атаки, в акватории Дуная показались пять бронекатеров с десантом и восемь «ярославцев», открывших из своих палубных «катюш» огонь по берегам. Гитлеровцы были ошеломлены «водной» атакой, которую затем поддержали уже советские бомбардировщики. Это позволило бронекатерам высадить десант и захватить мост.

Памятник катеру типа Я-5 бортовой номер КЭМТЩ-772 в Таганроге.

После войны три стальных ветерана-«ярославца» были установлены на постаментах в Новороссийске, Таганроге и Киеве. А остальные вернулись к мирному труду и еще около пятнадцати лет работали в акваториях рек Советского Союза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *