Туризм и путешествия

Старая Ладога — столица древней Руси. Старая Ладога — история Сообщение о древнем русском городе ладога

Старая Ладога - первая столица Древней Руси, важный пункт на пути «из варяг в греки». Именно сюда в 862 году был приглашён варяжский князь Рюрик, давший начало династии Рюриковичей, правившей Россией следующие восемь веков.

Староладожская крепость стоит у места впадения реки Ладожки в Волхов.

Первые постройки Старой Ладоги — судоремонтные мастерские — датируются серединой VIII века. То поселение состояло всего из нескольких дворов и в 760-х годах, вероятно, было разрушено словенами.

В 882 году Вещим Олегом была построена первая каменно-земляная крепость, с возникновением которой Ладога (именно так назывался город до 1703 года) превратилась из небольшого ремесленного поселения в крупный торговый город. Эта крепость была разрушена в 997 году норвежским ярлом Эриком.

Новая каменная крепость была заложена Ладожским посадником Павлом в 1116 году, и долгое время играла важнейшую роль на морском пути через Волхов.

Ладога оставалась городом до 1703 года, пока Пётром I не была основана Новая Ладога в устье Волхова. Ладога была переименована в Старую Ладогу и лишена городского статуса и права иметь собственный герб.

Часть крепостных стен были сильно разрушены в прошлом. Теперь они не спеша реконструируются на современный лад. Так выглядит крепость из окружающих её огородов местных жителей.

Вид на крепостной двор через решётку Воротной башни.

Церковь Дмитрия Солунского. Храм впервые упоминается в 1646 году, как «государево строение». До нашего времени чудом сохранился его перестроенный вариант 1731 года.

Георгиевская церковь. Построена приблизительно в XII веке. Считается древнейшим каменным сооружением, сохранившимся на русском севере.

Вид на крепостной двор со Стрелочной башни.

Когда-то здесь располагались ворота со спуском к реке, где, скорее всего, была пристань.

Воротная башня. Внутри находится краеведческий музей.

Старая крепостная кладка.

Первый ярус Стрелочной башни.

Руины Раскатной башни. Хорошо видно устройство стен: внутри — валуны, снаружи — тёсаные блоки из известняка.

Рядом с каменной крепостью находится Земляное городище — ещё одно древнее укрепление, обнаруженное в ходе археологических раскопок. Считается, что эта часть крепости возникла в конце XVI века.

Сохранилась система земляных валов.

Само городище плотно заросло деревьями. Интерес представляют лишь живописные останки нескольких жилых домов.

Вид на крепость с Земляного городища.

Кроме собственно крепости в Старой Ладоге есть ещё несколько интересных мест.

Согласно легенде, основание обители на этом месте было связано с победой Александра Невского в Невской битве в 1240 году, в которой, в числе прочих, участвовал и отряд ладожан.

Внутри монастыря всё находится в довольно плачевном состоянии.

Ивановский монастырь

Церковь рождества Иоанна Предтечи, расположенная на Малышевой Горе, — единственная постройка, которая осталась от располагавшейся здесь когда-то обители.


Новая Ладога

Примерно в десяти километрах от Старой Ладоги находится Новая Ладога — небольшой город, основанный Петром I в месте впадения Волхова в Ладожское озеро.

Я нашёл здесь две достопримечательности, заслуживающих внимания.

Первая — живописно заросшая церковь Спаса Нерукотворного.

Вторая — непонятно как сохранившееся до наших дней опрятное здание советского продовольственного магазина 1950-х годов.

Старая Ладога — небольшое село в Ленинградской области с великим прошлым.

Если Вы собрались на школьные каникулы в город Санкт-Петербург, то выберите время для посещения Старой Ладоги. Красота этих мест, безусловно, стоит того, а уж история…Старая Ладога — небольшая деревенька в Ленинградской области с великим прошлым, некогда являлась одним из десяти крупнейших русских городов. Сегодня из числа других деревушек ее выделяет древняя крепость, стоящая на высоком берегу Волхова, и несколько старинных монастырей и церквей за ее пределами.

Из истории Старой Ладоги

Старая Ладога является одним из старейших городов России, впервые упоминается в 862 году. Летопись рассказывает о призвании трех братьев варягов на княжение на Русь: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик». Получается, что Старая Ладога, наряду с Киевом и Москвой, должна считаться одной из столиц Руси. Правда в этом качестве она находилась весьма непродолжительное время. Географическое положение Старой Ладоги было очень выгодным. Она располагается в том месте пути из «Варяг в греки», которое, обойти стороной практически невозможно. Даже если у купцы плыли на Волгу через реку Свирь, то все равно их путь лежал вдоль южного берега Ладожского озера, то есть, мимо Старой Ладоги. Старая Ладога являлась торговым центром. Старший Рюрик это понимал и планировал строительство укреплений в этих местах. С другой стороны, чтобы управлять славянами, то есть выполнять поставленную перед Рюриком задачу, место это было плохо пригодно. Очень уж далеко с берегов Волхова до центральных областей страны — до Киева, Мурома, Полоцка, Ростова. Видимо это и стало причиной переезда Рюрика в Новгород.
И все же, город быстро развивался и богател. В 1144 году здесь начинают строительство каменного кремля, а через 20 лет сюда приплыли воинственные шведы на 55 судах. Местные жители сожгли свои дома и укрылись за стеной. Интересен тот факт, что стена не только была возведена над обрывом к реке, но и сам обрыв был облицован камнем. Поэтому снизу, от реки, стены казались огромной высоты. После неудачи при штурме, шведы отправились обратно в Ладогу, однако там их настигли пришедшие на помощь новгородцы. Вторая попытка взятия Старой Ладоги была предпринята в 1313 году. Шведы, очевидно чуждые предрассудкам по поводу числа 13, захватили крепость и сожгли деревянные постройки, однако оставить крепость за собой не смогли.

В настоящее время Старая Ладога является музеем -заповедником. Первые экспозиции музея открылись в 1971 году, а сами идеи его создания появились еще в начале XX века. Статус историко-архитектурного музей получил в 1984 году, в этом же году он стал называться музеем-заповедником федерального значения.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Старо-Ладожская крепость

Ладожская каменная крепость конца IX века уникальна и не имеет аналогов в русском оборонном зодчестве. Крепость была сооружена из известняковых плит, сложенных на глине без применения извести. Открытие санкт-петербургскими учеными старейшей среди известных на Руси каменной крепости явилось событием огромной важности. Начало каменного фортификационного строительства Киевской Руси было отодвинуто в глубь веков как минимум на целое столетие а, возможно, и на два.

Подобные сооружения получили распространение на Руси лишь в XI веке. Древнейшая Ладожская крепость стоит в одном ряду с подобными сооружениями Западной Европы.

Сложенные из плитняка на известковом растворе стены достигали в высоту 8 метров. Среди дерево-земляных укреплений, распространенных в это время, Ладожская каменная крепость была исключением. Она наметила тот путь в оборонном зодчестве, который получил распространение лишь столетие спустя. Крепость доказала свою надежность. Она оказалась неуязвимой для шведов и немцев, хорошо знакомых с передовой европейской техникой осады, и на протяжении XII-XV веков надежно защищала северные русские земли.

В конце XV века московское правительство, учитывая сложные отношения со Швецией, предприняло масштабную реконструкцию ряда северо-западных крепостей. Была перестроена и Ладога, ставшая важным опорным пунктом порубежной обороны Московского государства. Новая крепость времен Ивана III представляла собой мощное фортификационное сооружение.

Сильно выдвинутые в сторону поля. башни Ладожской крепости были поставлены достаточно близко одна от другой. Круглая Климентовская — являлась самой мощной. Она имела 14 бойниц - больше, чем любая другая башня.

Единственная квадратная в плане Воротная башня располагалась на середине западной стены и была снабжена коленчатым въездом, который помимо створчатых дверей защищала деревянная опускная решетка - герса и, вероятно, ров с подъемным мостом. Позже, уже в XVII веке, въезд прикрывал деревянный острог. Прямо над въездными воротами в южной стене башни, устроена бойница (всего Воротная башня имела не менее одиннадцати бойниц.). Особая роль, как писалось выше, отводилась Тайничной башне, располагавшейся на середине восточной стены. В ее первом ярусе был устроен колодец, который соединялся трубами с Волховом.

За свою историю крепость не раз осаждалась шведами и не раз захватывалась ими. Последний штурм крепость пережила в 1701 году. В августе 1702 года отсюда войска Петра I направились к Нотебургу. В результате взятия крепости и последовавшего в 1703 году основания Санкт-Петербурга шведская граница была отодвинута далеко на запад. С этого момента Ладога утратила свое военное значение. В 1703 году Пётр I также основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу.

«Древняя Ладога – первая столица Руси» -исторический музей

В настоящее время крепость в Старой Ладоге охраняется государством и работает как исторический музей. В одном из зданий во дворе крепости действует краеведческий музей. Сегодня Крепость находится в состоянии ремонта — восстановления, и многое уже сделано. Высятся до 19 метров грозные башни, достигающие в диаметре 24 метров, западная стена восстановлена полностью. Первая стена, которую возводили еще в 12 веке, во многих местах оказывается как бы вмурованной в более позднюю стену. Некоторые участки этой стены сегодня видны. Особенно интересны, пока еще не восстановленные башни, примыкающие к реке. Например, Тайничная. Хорошо видны внутренние ее структуры, можно забраться внутрь. Со стен открываются живописные виды как на северную часть Старой Ладоги с Успенским собором, так и на южную, с Никольским. Территория крепости занята музеем. В наши дни Старая Ладога каждый год в июне-июле месяце собирает фестивали исторической реконструкции , о которых я обязательно расскажу.

Старая Ладога — духовный центр России

Внутри крепости располагаются две церкви. Первая - домонгольская Георгиевская церковь , одна из самых древних каменных построек сохранившихся на севере Руси и Самая древняя из ныне существующих церквей Старой Ладоги - представляет собой типичный древнерусский храм XII века: шлемовидная глава, позакомарное покрытие, желтоватая штукатурка поверх плинфы. Существует предания, что она построена на месте прежнего языческого капища. Возможно храм был построен по приказу Ярослава Мудрого во время его княжения в Новгороде. В смутную эпоху, он был совершенно разорен и только после Столбовского договора со шведами в 1618 году вновь освящен игуменом Феокритом.
Очень интересна роспись храма. Потолочная и боковые фрески сохранились со времен строительства храма. Расписывали храм, скорее всего, греческие мастера, по заказу одного из Новгородских князей.

Этот строгий по очертаниям, древний белокаменный храм, увенчанный единственный куполом, не смотря, на простоту своих форм, производит сильнейшее впечатление и навевает настроение давно ушедшей старины. Впечатляют и уцелевшие фрагменты фресок Георгиевский церкви, относящиеся к числу самых ранних произведений русской живописи, дошедшей до нашего времени. Сохранилась фреска, которая и делает храм столь знаменитым — «Чудо Георгия о змие». Фреске «Чудо Георгия о змие» больше 800 лет. Она пережила татаро-монгольское нашествие, несколько войн и чудом уцелела после революции.

Рядом расположена деревянная церковь Дмитрия Солунского 1731 года - одна из редких городских деревянных церквей. Церковь Дмитрия Солунского построена в формах «клетских» построек, в его основе – те же конструктивные и композиционные приемы, что и в обычной крестьянской избе. Церковь Дмитрия Солунского построена в начале 17 веке, после освобождения Ладоги от шведов. Святой Дмитрий Солунский, как и Георгий Победоносец, у славян издавна пользовался особым почитанием.

Первую церковь из-за ветхости разобрали, а на этом месте по просьбе прихожан построили новую, являющуюся точной копией предыдущей. Отдельные детали, сохранившиеся от старой постройки, заняли свое место в новом храме. Существует предположение, что Царские врата сохранились от первой церкви Дмитрия Солунского, или были сюда перенесены из какого-то древнего храма, поскольку датируются они началом 16 века.

Вход в крепость и церкви официально открыт с 10:00 (в это время отпирают ворота) до 17:00. Попасть в церкви можно только после открытия крепости. В Старой Ладоге работает очень неплохой археологический музей. Среди прочих экспонатов в экспозиции музея представлены украшения и талисманы со знаками рода Рюриковичей. Во многом именно на этих находках построена норманская теория происхождения славян.

По легендам под Староладожской крепостью в древние времена существовала разветвленная сеть подземных ходов. Ходы соединяли церкви, крепость, имелся проход на другую сторону Волхова.

Cтароладожский Свято-Успенский девичий монастырь находится на левом берегу реки Волхов, севернее каменной крепости. Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год. Постройки, дошедшие до наших дней, относятся к периоду интенсивного строительства 19 века. Именно в это время возводится кирпичная ограда с тремя воротами и четырьмя башнями вдоль дороги на Новую Ладогу и Волхов.

Главной достопримечательностью монастыря является Успенский собор . Это типичный памятник новгородского зодчества, восходящий ко времени до монголо-татарского нашествия. Он находится в центре ансамбля и ориентирован на главные ворота монастыря. Памятник этот относится к типу кубических, крестово-купольных храмов 12 века. Стены собора расписаны, но роспись плохо сохранилась. Этот храм историки считают княжеской усыпальницей. Этот древнейший, уцелевший на всю высоту храм на всем северо-западе Руси. Стены Успенского храма были украшены фресками, До нас дошло около 30 квадратных метров древней стенописи — это изображения святых и «Процветший крест» в куполе, такой же как в знаменитом Дмитровском соборе XII века во Владимире. Строителями храма были новгородские мастера, который создали архитектурный шедевр, объединив вокруг себя все постройки Успенского монастыря.

Напротив Успенского собора, на старом кладбище расположена Церковь Св. Алексия , по своим формам напоминает парковую светскую постройку. Возведенная в 1833 году, она представляет собой один из наиболее поздних памятников архитектуры Старой Ладоги. История монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин. Сначала это была бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В постриге имя ее было Елена, жила она в обители с 1718 по 1725 год. От пребывания Лопухиной остался двойной деревянный палисад и икона «Троеручица», которую она пожаловала сестрам, ухаживавшим за ней. По монашескому имени Лопухиной древнюю речку Ладожку стали называть Еленой, набережная стала называться Еленинской, а на посаде появился Еленинский переулок.

Здесь отбывала наказание Евдокия Ганнибал, жена А.П.Ганнибала («арапа Петра Великого», прадеда А.С.Пушкина, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов. Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди. До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. При монастыре была школа.

До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. С конца XX века монастырские здания пустовали и за короткое время пришли в плохое состояние. С 2004 года монастырь вновь действует.

Между Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями расположены строения бывшей усадьбы Успенское , построенной в 1780-е годы Романом Никифоровичем Томиловым. Сохранившиеся здания относятся к XIX веку и принадлежат музею-заповеднику. Перед революцией усадьба принадлежала Евгению Григорьевичу Шварцу (главный дом известен сейчас под названием «Дом Шварца»), бывшему коллекционером живописи (в 1918 году коллекция конфискована и передана в Русский Музей). Поэтому Успенское связано с многими именами приезжавших сюда художников; известен, например, портрет семьи Шварц работы Б.М.Кустодиева.

Никольский монастырь

Находится в полукилометре от Староладожской Рюриковской крепости, на левом берегу реки Волхов. В наши дни он имеет двоякое значение: как обитель иноческая и как исторический памятник, свидетельствующий о славе и благочестии русского народа.
Основание монастыря в Старой Ладоге относится к XII–XIII векам. Видимо, тогда же строится и собор Николы Чудотворца . В устном предании его основание относят ко времени победы Святого благоверного князя Александра Невского над шведами в 1240 году.
В начале XVII века монашествующими сюда были перенесены мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских. Здесь они пребывали до 1718 года, а потом были перенесены в Валаамскую обитель.
В 1974 году Никольский собор был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения, что не помешало ему пребывать в полуразрушенном состоянии. Сейчас в нем идет реставрация. Монастырь окружает невысокая декоративная стена с остроконечными угловыми башнями, внутри которой расположены жилые корпуса, и два храма - Никольский собор с почти кубическим объемом и почти идеально шаровидным куполом, находящийся в процессе реставрации, и , представляющая в плане типичную трехнефную базилику. Эта церковь - единственная отреставрированная постройка монастыря, и сейчас ее состояние идеально.

Церковь Иоанна Златоуста представляет собой «типичный образец культовых построек середины XIX века». Каменная церковь Иоанна Златоуста с приделом мученика на месте ветхого храма ХVII века. Своим архитектурным решением здание церкви напоминает романскую базилику: три удлиненных нефа, центральный, более высокий, освещен чередой верхних окон и отделен от боковых колоннами. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: евангельские сюжеты в стиле академического реализма, геометрический орнамент византийского рисунка.
Между Никольским собором и церковью св. Иоанна Златоуста возвышается трехъярусная каменная колокольня.

К Никольскому монастырю приписан собор Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы и колокольней.

Также к монастырю приписаны: древний и храм Преображения Господня , находящиеся в деревне Чернавино напротив монастыря на другом берегу Волхова. Так что, собираясь в Старую Ладогу, можно проехать через мост в городе Волхове и переправиться и на другой берег реки. Во-первых, там есть интересные места, а во-вторых, оттуда можно полюбоваться на крепость, расположенную на западном берегу реки.

За свою длинную историю служители монастыря видели многое. В XVI веке сюда перебрались иноки с острова Валаам, разграбленного шведами. При монастыре работала школа в которой обучали крестьянских детей грамоте, существовала иконописная мастерская, был свой кирпичный завод и плиточная ломка.

Могила Вещего Олега (сопки VIII-IX веков)

В древности наши предки хоронили своих предводителей в земляных насыпях — курганах. Целый комплекс таких захоронений находится на левом берегу реки Волхова в Старой Ладоге, на левом берегу реки Волхова.
Курганы располагаются на самой высокой точке окрестностей, и даже от их подножья (а тем более с вершины) открывается великолепная панорама Старой Ладоги: тянущаяся вдоль берега деревня и расположенные почти на равном расстоянии, неизменно останавливающие на себе взгляд разноцветные купола церквей. Впечатляет и долина Волхова, мощного и широкого.

Кургана здесь всего три: два маленьких и один большой. Если верить преданиям, именно на этом месте «принял смерть от коня своего» Вещий Олег, покоритель Хазарского каганата. Эти курганы - все, что уцелело от Старой Ладоги варяжских времен.
За тысячу лет существования эти курганы не раз подвергались разграблению. Верхушки почти всех холмов раскопаны. Грабители искали ценные вещи, которые клали в захоронения вместе с умершим его родные. Это могла быть посуда, оружие, еда, одежда, личные вещи покойного и другое.
Однако археологам и сейчас удается находить интересные вещи. В 2008 году археологи раскопали исторический слой десятого века и нашли в нем форму для отливки герба рюриковичей — родоначальников династии русских царей правящих до 1533 года. Это схематическое изображения сокола, так называемый трезуб. Именно из-за этой находки, вполне возможно где то в этих курганах покоились рюриковичи. А самый большой курган, экскурсоводы называют, могилой Вещего Олега. Возможно в нем действительно нашел последнее пристанище этот знаменитый представитель первой русской правящей династии. На курганы можно забраться, но спуск с них труден и, из-за близости отвесного берега (высота которого - добрых 30 метров), небезопасен.

Пещеры Старой Ладоги

Не далеко от древних курганов, ниже по течению Волхова, на левом берегу есть заброшенные шахты. Эти пещеры образовались из за добычи белых кварцевых песчаников в XIX веке. В результате появился длинный запутанный лабиринт с множеством коридоров и развилок. Место не подготовлено для туристов. Освещения нет, дорога не отмечена, кое где придется пролазить под низкими сводами на коленках.
Подземелье облюбовали летучие мыши. Днем они спят так, что можно легко подобраться к ним поближе и сделать несколько фотографий.

Как добраться до Старой Ладоги:

Старая Ладога находится в 120 километрах от Петербурга. Сразу скажу, что именно до старой Ладоги поезда и автобусы из Петербурга не ходят. Только до Волхова, а от него до древнего города еще на автобусе надо будет ехать пару десятков километров. Так, что если Вы съездите в Старую Ладогу, то поездка, хоть и сложная, доставит Вам не только эстетическое удовольствие от созерцания древних красот, но и будет весьма познавательной. Вы убедитесь, что Старая Ладога — возможно действительно древняя столица Руси!

О музеях Петербурга и области Вы можете почитать в этой статье:

Небольшой фоторассказ об одном из самых древних Русских поселений, которое было свидетелем зарождения нашего государства. Интересный и красивый маршрут выходного дня для жителей Петербурга.


"Взбираемся на бугор, и перед нами один из лучших русских пейзажей"
- писал Николай Рерих о Старой Ладоге

По реке, скрипя веслами, неспешно плывет лодка, перевозя пассжира и очень нужный груз. Паломники кучно стоят у входа в один из монастырей, а туристическая группа прогуливается по Варяжской улице, по которой многие сотни или даже тысячи лет назад маршировали далекие предки скандинавов.
1

Брошенные дома соседствуют с отреставрированными церквями - дух старины буквально витает в воздухе.
2

Под древними курганами, охраняющими покой святой земли, в утренние часы собираются десятки рыбаков.
3

Это Старая Ладога - село в Волховском районе Ленинградской области, расположившееся в красивом и уютном месте на берегах реки Волхов и Ладожка в 120 километрах к востоку от Петербурга.
4

Раньше оно называлось просто Ладога и возникло задолго до образования Руси, став свидетелем и участником зарождения нашего государства.
5

Ладога приютила и первого князя, взявшего на себя бремя управления Северной Русью.
6

До 1703 года село было городом. В 1704 году Петр I основал в устье реки Волхов Новую Ладогу и повелел ладожанам переехать туда. А Ладогу "разжаловал" до села и прибавил приставку "Старая".
7

Когда в году 2003 нынешняя Северная столица праздновала 300-летие, Староладожцы отмечали аж 1250-летие.
8

В доисторические времена в этих местах располагались стоянки первопроходцев, а с началом активных торговых связей между Востоком и Западом по Волхову пролегали великие водные пути «из варяг в арабы» и «из варяг в греки», но несмотря на это большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами.
9

Первыми поселенцами в Ладоге были скандинавы. Но уже в те древние времена в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов.
10

В 2015 году тут была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита (3000 до н.э.)
11

За долгие годы существования Ладога подвергалась многочисленным нападениям,в основном, наших вечных "друзей" шведов и несколько раз была разрушена.
12

"Село-город" овеяно легендами и преданиями. По одной из них (Если верить Новгородской летописи, но доподлинно не известно) здесь, под десятиметровым курганом был похоронен великий русский князь Вещий Олег. Ежедневно предполагаемое место захоронения посещают сотни туристов. Курган находится на самой высокой точке окрестностей, и с его вершины открывается великолепный вид на реку Волхов.

Вот это место на картине 1833 года (Заболоцкий П.Е. Вид Старой Ладоги. Холст, масло. Государственный Русский музей.)
13

а это моя фотография, сделанная на 181 год позже. (Косых П.Н. Вид Старой Ладоги. Sony A65, CZ16-80. Жесткий диск. Архив:)
14

Интересный факт: с 780-х годов в Ладоге научились варить стеклянные бусы - «Глазки». Это были первые русские деньги. За один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню.
15

Нынешние размеры Старой Ладоги не впечатляют. Сейчас в селе проживают около 2000 человек. Но не каждое село может гордиться такой богатой и древней историей, и, поверьте, тут есть на что посмотреть. До нашего времени сохранилось множество достопримечательностей среди которых можно отметить следующие:

Староладожская крепость (входит в состав историко-архитектурного и археологического музея-заповедника). Первая была построена IX—X в. Во времена Новгородской Руси она была стратегически важным местом. Сегодня это центр Старой Ладоги.
16

На ее территории находится деревянная церковь Дмитрия Солунского (XVII в)
17

И Георгиевская церковь - памятник архитектуры федерального значения. Белокаменный храм (XII в) - один из древнейших сохранившихся храмов России. Наряду с собором Староладожского Успенского монастыря является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века.
18

Староладожский Никольский монастырь , основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве в устье реки Ижоры.
19

Церковь Рождества Иоанна Предтечи - пятиглавый собор расположенный на северной окраине Старой Ладоги. Упоминается с 1276 года, современное здание построено в 1695 году.
20

Староладожский Успенский монастырь - женский православный монастырь, в который была переведена из Суздаля первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
21

На его территории, помимо хозяйственных построек, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы и пара часовен.
22

Во время поездки в Старую Ладогу, удалось прокатиться и по противоположному берегу реки Волхов. Там тоже есть интересные места.
23

Например, деревня Иссад, в которой находится церковь Святой Живоначальной Троицы
24

Деревня Лопино находится прямо напротив Старой Ладоги.
26

В вечернее время можно полюбоваться красивым видом Старой Ладоги в закатном свете.
27

А в расположенной неподалеку деревне Чернавино посетить Церковь Василия Кессарийского
28

и недействующую Спасо-Преображенская церковь.
29

Много и долго можно рассказывать про Старую Ладогу, но это не является моей целью. Лучше посетите это уникальное место самостоятельно или с экскурсией...
30

Всем привет! Выбрав самый холодный апрельский день, я решил посетить древний, почти как и сама Русь, город Ладога. Конечно, такого населенного пункта теперь не существует, но это никак не уменьшает значение этого места. В наши дни, это село Старая Ладога, расположенное в Ленинградской области (можно, кстати, в Ладожскую Область переименовать). Интересно, что не все историки признают статус Ладоги, как первой столицы Руси. Я не ученый, пусть этим специалисты занимаются. В любом случае, это первая официальная резиденция Рюрика и его дружины.

1) Справка: Староладожская крепость — крепость расположенная в селе Старая Ладога на Ладожском мысу, при впадении в Волхов реки Ладожки (Елены). Первая крепость была построена во времена Вещего Олега на рубеже IX—X веков.

2) Около 753 года, выходцами с острова Готланд была основана Старая Ладога, расположившаяся в 2 км выше по течению Волхова от словенской Любшанской крепости, которую те, в свою очередь, отвоевали в начале 700-х годов у местных финно-прибалтов. В 760-е годы ильменские словене разрушили скандинавское Ладожское поселение, застроив домами срубной конструкции (в отличие от сканидинавских построек столбовой конструкции) и организовали на нём производство «глазчатых» бус для товарообмена. Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и вновь было захвачено варягами-скандинавами.

3) Тут много всего исторического, даже стоянки и вещи каких-то перщенных людей вроде находили. Добраться с Питера не сложно, самый легкий способ: Московский Вокзал, электричка Спб - Волховстрой, оттуда на автобусе. Всего от Питера в 120 км.

4) Эта река дала название городу Ладога и Ладожскому Озеру.

5) В 862 году на месте впадения реки Ладожка в Волхов призванный Рюрик отстроил деревянную крепость, где разместился вместе со своей дружиной, перед тем, как идти дальше на юг и поселиться в древней крепости в районе Великого Новгорода. Таким образом, первое деревянное укрепление на месте Староладожской крепости было возведено Рюриком в начале 60-х годов IX века. Укрепление того времени защищало лишь небольшую часть поселения, поскольку изначально было построено лишь для князя и его дружины.

7) В годы правления Вещего Олега, на рубеже IX—X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени. Часть южной и западной стен, а также остатки 4-х угольной башни древнего каменного оборонительного сооружения были обнаружены группой археологов под руководством профессора А. Н. Кирпичникова во время раскопок в 70-х годах прошлого века.

8) Ведутся различные работы, каждое лето приезжают археологи. Во всяком случае, раньше постоянно тут что-то рыли.

10) К сожалению, в 997 году норвежский ярл Эйрик (норв. Eirik Håkonsson) после продолжительной осады захватил Ладожскую крепость и разрушил её.

12) Крепость вновь отстроили из дерева в самом начале XI века. Южная стена шла по гребню высокого вала, перед которым был вырыт глубокий ров, шедший от реки Ладожки до реки Волхов, что служило дополнительной защитой для укрепления.

13) Новый этап в истории Ладожской крепости связан с Мстиславом Владимировичем, последним Великим князем Киевской державы, когда Ладога уже была под властью Новгорода. Так по свидетельству летописи в 1116 году Ладожский посадник Павел заложил крепость.

15) В 1164 году крепость устояла при нападении шведов (на 55 судах).
В 1313 году шведы взяли крепость и сожгли.
В 1338 году шведы безуспешно штурмовали крепость.
Была перестроена в XVI веке. в связи с распространением огнестрельного оружия. До наших дней сохранились Климентовская и Воротная башни, а также прясло между ними (восстановлены в XX веке на древней основе); Раскатная, Стрелочная, Тайничная башни, северо-западное и восточное прясла дошли до нас в виде руин.

16) В 1585—1586 годах к южной стороне каменной крепости было пристроено дерево-земляное укрепления, площадью 2,89Га.
В 1610 году шведы взяли крепость.
В 1701 году шведы последний раз осаждали крепость. И после завершения Северной войны она утратила свое военное значение.

17) Уже в 19 и 20 веке на этой территории велись раскопки, ученые писали свои диссертации и писали умные книги.

20) В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

21) Многие Башни еще не восстановлены, да и вряд ли будут.

22) Стратегическая высота, река Волхов

23) В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина. В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородская провинция была образована в составе Санкт-Петербургской губернии. В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии.

24) У местных деревень интересные названия: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога, Трусово.

25) В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси».

26) Вот так, крепость выгладила в свои лучшие годы...

28) Какие-то древние люди

29) Обширное пространство исторических связей.

30) Древняя лодка, начало железного века...

31) Печать 10 век

32) Что касается моих личных впечатлений: очень холодно, экскурсоводы рассчитаны только на группы от 10 человек (может летом по другому, сейчас нам экскурсовода никто не предлагал), помещений очень мало для осмотра.

33) Старая Ладога - это целый комплекс различных объектов: монастыри, святые источники, курганы и тп.

35) Я выбрал не лучшее время для поездки, но весною тоже есть, что посмотреть.

36) Последний раз, я тут был в классе седьмом где-то. Хорошо, что сюда возят школьников, надо знать свою историю.

37) Староладожская крепость - вид сверху

40) Карта 17 века

44) Жаль, башня на ремонте, отличный бы снимок получился. За одну поездку все посмотреть не удалось, тут еще много монастырей, курганов, святых источников и древних развалин. Про них расскажу в другой раз, надо будет ближе к лету еще разок съездить. Всем хорошего дня!

Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.
Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.
Вопрос номер один - Создание.
Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»
В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания - 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.». Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.
Тогда кто? Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII-IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон - все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений - сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.
Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.
Археологами также открыты дома площадью 50-92 м2 - предшественники посадских пятистенок X-XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки - можно считать предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян -указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.
Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.
Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.
Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.
Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога?
Известны три названия Ладога – Альдегья - Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге.
В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.
Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.
На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне. Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.
«Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река"» утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.
Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.
Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842-855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».
Однако уместно заметить, что финское название Ладоги - Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.
Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.
Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг - в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.
По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен - первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.
Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».
Недоработка граждане норманисты.
Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали городам. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.
Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?
Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.
«Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088-1094 гг.) или второго (1096-1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».
Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси.
Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.
1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона - Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.
1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.
1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.
1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».
1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражаются у истока Невы против шведов,
«хотяще на кореле дань взять».
1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.
1348 г. В Ладоге - сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.
И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.