Туризм и путешествия

Какие тайны скрывает остров Пасхи? Остров Пасхи: «Таинственный Рапа-Нуи Остров пасхи история возникновения

Остров Пасхи - один из наиболее изолированных островов в мире. Примерно 1200 лет тому назад морские путешественники впервые сошли здесь на берег. Спустя много веков на этом изолированном и отдаленном острове возникло загадочное общество. По причинам, до сих пор неизвестным, они начали высекать гигантские статуи из вулканической породы. Эти памятники, известные как "моаи" являются одними из самых невероятных древних реликвий на Земле. Откуда они взялись и почему они исчезли? Наука позволила много узнать о загадке острова и отбросить некоторые из наиболее странных теорий, но вопросы и разногласия все еще остаются.

Статьи по теме:

История острова Пасхи

Остров Пасхи - крошечный участок земли в южной части Тихого океана. Коренные жители называют его Рапа Нуи. Сформированный серией больших извержений вулканов, он служил обиталищем морских птиц и стрекоз на протяжении миллионов лет. Его крутые склоны обозначили путь навигации для кораблей отважных полинезийских мореплавателей. Как долго продолжалось их плавание и причины, которые послужили основанием для миграции с их исторической родины, остается загадкой, на которую мы никогда не будем иметь ответа, но мы можем представить себе их радость при виде этого острова после, возможно, многих месяцев скитаний в открытом океане.

Расположенный в южной части Тихого океана между Чили и Таити, остров Пасхи является одним из самых изолированных населенных островов в мире. Треугольной формы, с общей территорией 102 км2, он сформировался тогда, когда потоки расплавленной лавы поднялись глубоко из недр Земли, прорвали оболочку земной коры и вырвались на поверхность океана.

Сегодня вулканические конусы находятся в каждой точке острова. Самая крупная из них, Рано Кану, хорошо видна даже из космоса. Самая высокая, Теревака, поднимается на высоту 507 метров над уровнем моря. Всего на острове насчитывается свыше 70 эруптивных центров. Лавовые трубы и набегающие волны создали сотни подводных пещер и изменчивую береговую линию.

Легенды повествуют, что именно на песчаном острове Анакена сошел король Хото Мануа и приступил к колонизации острова. Раскопки этой области свидетельствуют, что именно этот район может похвастаться одной из лучших коллекций монументов моаи. Путешественники начали строить деревни и дома необычной эллиптической формы. Существует мнение, что такой метод строительства начался, когда вновь прибывшие поселенцы перевернули свои лодки вверх дном, приспособив, их, таким образом, для своего временного жилья. Существовали сотни остатков этих строений на острове в 1800-х, но большинство их было уничтожено миссионерами, которые использовали их при возведении оград.

Первые поселенцы острова нашли здесь пышную растительность, изобилующую большими пальмами, из которых они приспособились изготовлять лодки и жилища. Растения, которые они принесли с собой, хорошо приспособились к почве, обогащенной вулканическим пеплом, и к 1500 году население острова составляло от 7000 до 9000 тысяч жителей.

По мере возрастания населения начали формироваться отдельные кланы, сосредоточенные в разных районах острова Пасхи. Всех их связывало одно общее – строительство статуй и культ, который сформировался вокруг их.

Непонятно, почему жители острова Пасхи прибегли к массовому строительству монументов в таких больших масштабах. Их одержимость в конечном итоге привела к печальным для них результатам, поскольку они вырубали лес, который требовался для транспортировки огромных моаи. Истощение лесных ресурсов имело воистину катастрофические последствия.

Первые скульптуры производились из базальта, а их высота не превышала роста человека. Потом технология их изготовления совершенно изменилась. Статуи начали высекать в карьере потухшего вулкана Рано Рараку из вулканического туфа (туф - прессованный вулканический пепел, уплотнившийся после извержения вулкана). Их высота начала достигать 10 и больше метров, а масса – около 20 тонн.

Мягкий вулканический туф послужил идеальным материалом для высечения статуй. Используя орудия труда из твердых вулканических пород, создатели монументов сначала обозначали контуры моаи, высекали лицо и туловище в передней части, потом спину фигуры, а затем постепенно вырезали статую из породы до тех пор, когда она соединялась лишь тонкой перемычкой. Мастера, изготовляющие статуи моаи , были искусными скульпторами, которые проходили все ступени овладения мастерством своей профессии в своеобразной "гильдии резчиков". Изготовление статуи, происходило, весьма вероятно, в ходе исполнения многочисленных церемоний и ритуалов. Если случайно происходил дефект в ходе изготовление, ее бросали и резчики брались за ее создание в другом месте. Такая ошибка во время работы считалась знаком дьявола и являлась плохой приметой. Одним словом, это были искусные мастера.

Известный норвежский путешественник Тур Хейердал в 1955-1956 гг организовал археологическую экспедицию на острове, которая главное внимание уделила экспериментам по изготовлению и транспортировке скульптур моаи. Две бригады скульпторов посменно трудились над изготовлением будущей скульптуры. На это у них ушло ни много ни мало целый год. Так что их изготовление было дело весьма кропотливым.
Наконец, когда статуя была высечена, срывалась перемычка, соединяющая ее породой вулканического кратера, и она медленно скатывалась вниз по склону. У основания кратера статуи устанавливались в вертикальное положение, и здесь происходила окончательная полировка и доработка в области спины и туловища. После этого производились подготовительные работы по транспортировке и установке моаи в различных местах острова. Как доказательство того, статуи было непросто передвигать, многие из них можно увидеть вдоль старинных дорог, где они пришли в негодность и были брошены.

Полагают, что статуи острова Пасхи воплощали в себе памятные изображения представителей знатных родов. Тем не менее, моаи не являлись портретами конкретных индивидуумов, хотя возможно, некоторые из них имели какие-то надписи или другие знаки, которые связывали их с определенными повелителями. Почему они выбрали стилизованный дизайн с угловатым лицом, выступающим подбородком и совсем без ног остается одной из величайших тайн Рапа Нуи.

Существуют другие каменные статуи, изготовленные полинезийцами вне пределов острова Пасхи. В некоторых частях Южной Америки были найдены скульптуры, которые напоминают статую на коленях в Рано Рараку, но ничто в мире не может сравниться с типичным дизайном статуй моаи.

Когда работа над высечением статуй подходила к завершению, их нужно было транспортировать по территории острова. В некоторых случаях их транспортировали на расстояние свыше 20 км. Как же эти массивные скульптуры перевозились к местам их расположения? Пасхальные легенды говорят, что моаи сами шли к своим местам. Некоторые исследователи утверждают, что их перемещали волоком. Позже эту теорию опровергли и пришли к выводу, что их передвигали в вертикальном положении. Как же в действительности все это выглядело, до сегодняшнего дня никто не может сказать утвердительно. Это еще одна, до конца неразгаданная загадка цивилизации острова Рапа Нуи.

В 1868 году англичане сделали попытку вывезти одну такую статую к себе на родину, но эта задача оказалась им явно непосильной. В конце концов, они бросили эту затею и ограничились небольшим бюстом высотой два с половинной метра, который был установлен в Британском музее в Лондоне. В процессе ее транспортировки принимал участие весь экипаж корабля и несколько сотен туземцев.

По окончании транспортировки, статуи устанавливали на аху (ahu) - немного наклоненные в сторону моря каменные платформы. Их изготавливали из больших камней разной величины и формы. Камни шлифовали и подгоняли друг к другу таким образом, что они идеально ложились друг на друга. Установленные на побережье, аху требовали таких же инженерно-технических знаний и большого количества рабочей силы, как и создание самих статуй. Именно здесь, на острове Пасхи, можно по-настоящему оценить высокое мастерство каменной кладки жителей острова.

После установки статуи на аху, происходил завершающий этап изготовления фигуры - установка глаз из кораллов или вулканического стекла. По преданиям, только обретя глаза, моаи мог увидеть то место, где его установили.

Вскоре статуи моаи стали появляться во всех частях острова и со временем их количество достигло 1000. На протяжении десятилетий усиливалось стремление создать самые большие и крупные моаи, каждый из которых принадлежал конкретному клану, что позволило сформировать почти сплошную линию скульптур вдоль побережья острова Пасхи. В карьере Рано Рараку осталась неоконченная статуя высотой свыше 20 метров и весом 270 тонн! Культура достигла своего рассвета. А потом случилось что-то ужасное.

Вскрылась леденящая кровь история о хищническом использовании ресурсов и разорении острова Пасхи. Впервые прибывшие на остров европейцы удивлялись, как люди могли выжить в таком пустынном месте. В действительности, это было загадкой на протяжении длительного времени до тех пор, пока последние исследования продемонстрировали, что остров был покрыт густыми лесами с преобладанием сейчас исчезнувшей гигантской пальмы.

Впервые ступив на остров, будущие жители увидели здесь богатый тропический рай. Ресурсы тропического леса казались неисчерпаемыми. Деревья пошли на постройку жилищ, каноэ, дрова для костров, и, по всей видимости, для транспортировки и возведение статуй моаи.
Возведение статуй со временем превратилось в навязчивую идею, сопровождавшуюся массовой вырубкой леса. Они начали достигать таких огромных размеров, что делало, практически, невозможной их транспортировку на удаленные расстояния. Деревья вырубались. С вырубкой леса началась эрозия почвы, которая привела к ее истощению. Невысокие урожаи привели к вооруженным конфликтам между разными кланами за контроль над оскудевшими ресурсами. Символы власти и успеха жителей острова, моаи, оказались свергнуты.

Вооруженная борьба со временем только ужесточалась. Говорят, что победители поедали своих побежденных врагов, чтобы набраться сил. Кости, обнаруженные в разных местах острова, служат доказательством каннибализма. В условиях недостаточных ресурсов, это, возможно, было следствием голода, или ритуальных действий. В юго-западной части острова Пасхи находится пещера Ana Kai Tangata, которая переводится как “пещера, в которой пожирали людей”. Общество и культура Рапа Нуи, которая сложилась за последние 300 лет, рухнула. Все, что осталось после них, это моаи…

Жители острова Пасхи оказались еще более отрезаны от внешнего мира, чем раньше. Любые надежды вырваться из разоренного острова разбивались из-за отсутствия леса. Единственное, что они могли бы построить, были небольшие плоты и каноэ из тростника, поэтому даже рыболовство оказалось затруднительным занятием в этом уголке земного шара. Остров превратился в заброшенный участок земли, эродированные почвы едва производили достаточное количество продовольствия для мизерного количества населения, чтобы выжить. Именно в этих условиях среди оставшихся в живых после конфликта (возможно, их насчитывалось 750 жителей) возник культ человека-птицы.

Вполне возможно, культ человека-птицы начался еще во времена возведения статуй моаи. Со временем, он занял статус доминирующей религии на острове и практиковался до 1866-1867 гг. При отсутствии деревьев для строительства лодок и возможности уплыть с разоренного острова, все, что могли делать жители острова Пасхи, это с завистью наблюдать за птицами, которые парят высоко в небе.
Высоко на краю кратера Рано Кау возникла церемониальная деревня Оронго. Основана для поклонения богу плодородия Макемаке, она стала местом рождения напряженных соревнований между представителями разных кланов острова.

Ежегодно, весной, каждый клан выбирал наиболее подготовленных физически воинов, которые принимали участие в соревновании. Участникам необходимо было спуститься с крутых склонов к морю, проплыть к одному из трех небольших островков в воде, кишащей акулами, и первому принести обратно целое и невредимое яйцо птицы темной крячки. Тот воин, кто первый сумел доставить яйцо на остров Пасхи, считался человеком-птицей года и удостаивался специальной награды и привилегий, а его племя начинало править островом на протяжении года до проведения следующих соревнований. Уникальный для всех жителей Полинезии ритуал был посвящен верховному божеству Макемаке. Победитель становился земным воплощением этого божества.

Одними из наиболее интересных достопримечательностей в Оронго считаются сотни петроглифов, вырезанные человеками-птицами. Выгравированы в твердой базальтовой породе, они пережили время и суровые погодные условия. Высказываются мнения, что петроглифы изображают победителей соревнований по определению человека-птицы. Около 480 таких петроглифов были найдены на острове, главным образом вокруг Оронго.

Казалось, что культура жителей острова началась возрождаться наряду с новым культом человека-птицы. Мы никогда не узнаем, сумели бы жители острова Рапа Нуи вновь достигнуть расцвета своей культуры, потому что в декабре 1862 году к острову причалили корабли перуанских работорговцев и увезли в рабство все работоспособное население острова. Экономика Перу находилась в то время на подъеме и нуждалась в дополнительной рабочей силе. Вследствие тяжелых условий труда, болезней и плохого питания в живых осталось около сотни жителей острова Пасхи. Благодаря экстренному вмешательству Франции, с правительством Перу была достигнута договоренность, благодаря которой оставшиеся в живых жители были возвращены обратно на остров. С собой они привезли болезни, которые еще более сократили численность жителей острова Пасхи. На момент аннексии острова Чили в 1888 году, здесь проживало менее 200 коренных жителей.

Миссионеры прибыли на остров, когда население находилось в особенно плачевном состоянии. Они обнаружили здесь находящееся в упадке общество, и для них не требовалось много времени для обращения его жителей в христианство. В первую очередь была изменена манера одежды коренного населения, точнее сказать, полное отсутствие таковой. Татуировка и любое использование краски для тела было запрещено. Уничтожение произведений искусства рапануйцев, зданий и других святынь, включая таблиц ронго-ронго – ключ к пониманию их истории – был быстрым и полным. Жителей острова вынудили отказаться от своих исконных земель, и они вынуждены были жить в маленькой части острова, в то время как остальные земли использовали для занятия сельским хозяйством прибывшие фермеры.
В действительности, миссионеры причинили больше вреда острову, нежели деятельность перуанских работорговцев, которые увезли большинство населения острова. Те же, кому удалось спастись, и спрятались в пещерах острова, были спасены теми миссионерами, которые продолжили уничтожение всех деревянных скульптур острова, религиозных артефактов, и, главное, Ронго-Ронго деревянных табличек с письменностью рапании (жителей острова Пасхи). Остров Пасхи является единственным островом в Тихом океане, жители которого разработали ронго-ронго - собственную систему письменности. Только немногие из этих табличек дошли до наших дней, так что никто не в состоянии их расшифровать.

Аннексия острова Чили принесла новые веяния, и сегодня существует лишь небольшая горстка людей, которые имеют кровное родство с коренным населением острова.

Какие выводы из всего этого можно сделать. Остров-жемчужина, расположенный в бескрайнем море далеко от очагов цивилизации. Кажущиеся нескончаемые материальные ресурсы. Технологический прогресс. Рост численности населения. Истощение ресурсов. Войны. Упадок. Звучит знакомо? История острова Пасхи является историей нашего времени. Мы также похожи на остров, плавающий в бескрайнем море. Конечно же, существую различия. Можно сказать, что остров Пасхи слишком мал, поэтому это был лишь вопрос времени, когда ресурсы такой замкнутой территории будут полностью использованы. Но напрашиваются параллели, между отношением островитян к своей окружающей природе и нашим собственным, и в этом состоит наиболее страшная часть истории.

На таком крохотном кусочке суши, как остров Пасхи, можно легко проследить последствия от вырубки леса, как именно это происходило. Несмотря на сокращение лесных массивов, жители продолжали свои разрушительные действия. Они, вероятно, молились своим богам, чтобы восполнить нанесенный ущерб своим землям, чтобы они могли дальше продолжать свое надругание над ней, но боги не ответили на их молитвы. И все деревья были срублены. Кто бы что не сделал над изменением этой экосистемы, результат был достаточно предсказуем. Человек, который срубал последнее дерево, понимал, что это было последнее дерево. Тем не менее, он или она сделали это. Это наиболее печальный момент. Практически каждому сегодня доступно телевидение, благодаря которому мы узнаем о массовой вырубке лесов в мире, которая представляет серьезную угрозу в наши дни. И все наши правительства, и большинство обычных граждан наблюдают за этим безразлично. Похоже, что они готовы уничтожить последнее дерево, чтобы построить моаи нашего времени – предприятия, олицетворяющие собой высокие технологии и прогресс. Станет ли смыслом нашей жизни привести в соответствие образ жизни человека с благополучием окружающей среды или все люди такие же как и тот островитянин, срубивший последнее дерево на острове Пасхи?

Остров Пасхи: достопримечательности

Несмотря на свои крохотные размеры, остров Пасхи имеет много достопримечательностей, как природных, так и созданных человеком. Настолько много, что Организация Объединенных Наций внесла его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторические памятники острова легко доступны. Там до сих пор отсутствуют заборы или знаки, предупреждающие о том, где можно находится, а где нет. Возможно их отсутствие обясняется тем, что вся территория Рапа Нуи является сплошным археологическим заповедником. Один большой музей под открытым небом.

Главная туристическая достопримечательность острова, конечно же, моаи. Обратите внимание, что моаи острова Пасхи являются довольно хрупкими историческими памятниками, нежели они выглядят в действительности. Поэтому с ними нужно обращаться очень осторожно.
Все места, доступные для посещения, расположены в основном вдоль побережья острова. Посетители, впервые прибывшие на остров Пасхи, поражаются большому количеству археологических мест, разбросанных по всей его территории. Каждое поселение имело свое аху и статуи моаи, поэтому во время путешествия вдоль южной части острова, практически повсеместно можно видеть исторические монументы.

Наиболее популярными достопримечательностями являются кратеры вулканов Рано Кау и Рано Рараку. Расположенный немного в глубине острова, карьер Рано Рараку является местом изготовления знаменитых статуй. Над их производством трудились сотни жителей острова с утра и до вечера. Остатки вулкана служили материалом для их создания. Здесь туристы собственными глазами могут увидеть все этапы кропотливой работы, здесь же разбросаны остатки неоконченных статуй моаи. Восхождение на вершину левой стороны кратера и спуск в котлован потухшего вулкана стоит того. Противоположная сторона кратера, где находится большинство статуй моаи, является наиболее впечатляющим местом на острове.

Кратер Рано Кау, подобно Рано Рараку наполнен дождевой водой и имеет пестрый, неземной внешний вид, от которого захватывает дух.
Остров Пасхи имеет два песчаных пляжа. Анакена в северной стороне острова является отличным местом для занятия серфингом. Второй пляж – настоящая жемчужина по имени Овахе. Расположенный вдоль южного побережья острова, этот прекрасный пустынный пляж намного больше, чем Анакена и окружен красивыми скалами.

Дайвинг и сноркелинг пользуются популярностью возле Моту Нуи и Моту Ити (Motu Nui and Motu Iti)

Часто упускается из виду, но особенно увлекательным и сверхъестественным аспектом острова Пасхи является обширная система пещер. Хотя там есть несколько "официальных" пещер весьма интересных сами по себе, существует большое количество других интересных для исследования пещер, большинство из которых находятся поблизости Ana Kakenga. Хотя входные отверстия большинства из них небольшие (некоторые из них едва достаточны для того, чтобы пролезть) и скрытые, многие из них доступны для самостоятельного исследования.

Из-за предельной географической отдаленности Пасхи, многие полагают, что только наиболее отчаянные путешественники могут добраться до острова. В действительности, авиакомпании совершаются регулярные авиарейсы, а туризм является главной отраслью экономики острова. Чилийская авиакомпания «LAN Airlines является единственным оператором, осуществляющим регулярные авиарейсы на остров Пасхи, при этом местный аэропорт является транзитным пунктом остановки между Сантьяго и Таити. Являясь монопольным перевозчиком пассажиров, стоимость авиабилета этой компании весьма недешевая.

Если вы отважный путешественник, парусник Сорен Ларсен раз в году осуществляет путешествие на остров с берегов Новой Зеландии. Путешествие по времени занимает 35 дней. Остров расположен на пути между Южной Америкой и Полинезией. Курсирующие на этом маршруте круизные океанские лайнеры также делают остановку на острове Пасхи.


Регионы Чили - что означают эти цифры?
Общая информация о Чили
Туризм в Чили
География и климат Чили
Транспорт в Чили (автобус, поезд, самолет)
Что такое «ферия»?

Фото и видео Чили

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение, его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти».

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью. Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий, причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской доколумбовой культуры, погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплылина огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты.

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии. Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна.Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи», надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе. А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

«Гигантские многотонные истуканы повержены. Сломанные, опрокинутые лицом вниз или вообще без голов, они разбросаны по всему острову, как немое свидетельство катастрофы, которая когда-то здесь произошла» , - рассказывает путешественник Леонид Круглов, участник проекта Русского Географического Общества кругосветного путешествия на барке «Седов».

Полинезийский маркер

Открытый голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в день Пасхи, 5 апреля 1722 года, остров удален от берегов Южной Америки на три с половиной тысячи километров. Расстояние до ближайших обитаемых островов Полинезии почти две тысячи. Обнаружив обитаемый остров, Роггевен недоумевал: откуда могли взяться люди на этом клочке суши посреди океана, куда он вместе с командой 19 дней добирался на кораблях от берегов Чили. Ответ был найден в конце XX столетия генетиками из Кембриджского университета. Они изучили останки людей, живших на острове в период с 1100 до 1868 года. Люди из различных регионов мира имеют специфический генетический признак, или маркер, как его называют ученые. Биолог Эрика Хагельберг обнаружила в ДНК островитян полинезийский маркер.

Первобытные скульпторы

Полинезийцы поселились на острове, названном ими Рапа-Нуи, около 700–900 года н. э. Сколько их было, неизвестно, но к началу XIV века численность населения достигла 15 000 человек. К такому выводу пришли археологи, обнаружившие остатки фундаментов нескольких сотен жилищ. Поверхность острова была поделена примерно на 12 территорий, которые принадлежали разным кланам. По легендам, на Рапа-Нуи существовало классовое деление. Вожди кланов происходили из «длинноухих» (они специально вытягивали мочки ушей) и составляли правящую элиту острова. Остальные жители относились к «короткоухим». Как гласит предание, именно предки «длинноухих» первыми пришли на остров. Их-то, призванных защищать Рапа-Нуи, и увековечивали в камне жители острова. Древние ваятели высекали скульптуры из скал примитивными рубилами из обсидиана. Затем перемещали на берега острова, где устанавливали на каменные платформы - аху, лицом в сторону территорий своих кланов.

Первобытные жители Пасхи верили, что в глазах истуканов заключена волшебная сила, оберегающая их земли. Головы некоторых колоссов украшали цилиндрами, сделанными из красного туфа. Для чего это делалось, неизвестно. Моаи достигали 10 метров в высоту, их вес составлял от 50 до 270 тонн. На изготовление одной статуи уходили месяцы.

Дружественные кланы

«Моаи высекали в Рано-Рараку - кратере вулкана Теревака, расположенного на востоке острова. Обсидиановые рубила изготавливали в карьере Пуна-Пау на юге. Там же создавались красные «шапки». Платформы аху разбросаны по всему периметру острова. Это говорит о том, что кланы не враждовали друг с другом, а действовали сообща. Остров представлял собой подобие завода по производству статуй. Все эти места можно объехать за пару часов на машине. Но как это расстояние преодолевали местные с грузом в несколько сотен тонн?» - рассказывает путешественник Леонид Круглов .

Чтобы разгадать эту загадку, исследователи пытались перемещать идолов и в вертикальном положении, и в горизонтальном. Но как именно действовали полинезийцы, выяснить невозможно. Один факт не оставляет сомнений: при любом способе древним нужны были веревки и рычаги, которые можно было изготовить только из древесины.

Райский уголок

«На острове очень скудная природа. Растут в основном кустарники и трава», - говорит Леонид Круглов. Похожую картину увидели и первые европейцы.

В конце XX века географ Джон Фленли из новозеландского университета Мэсси изучил ил озер и болот Рапа-Нуи. В нижних слоях Фленли обнаружил споры чилийской винной пальмы - самого большого в мире пальмового дерева, достигающего метра в диаметре и 20 метров в высоту. Позднее археолог Катрин Орлиак, исследовав 30 000 кусков обугленного дерева, обнаруженного на острове, выявила еще полтора десятка видов таких же мощных растений, как пальма.

Палеонтолог Дэвид Стедмен изучил около 7000 костей птиц из раскопанных мусорных куч. Он обнаружил, что остров раньше был родным домом для шести видов пернатых и местом, где откладывали яйца еще более 25 видов морских птиц. Кроме того, Стедмен нашел многочисленные останки дельфинов. В отличие от других островов Полинезии, Рапа-Нуи не окружен коралловыми рифами, поэтому у берегов не было рыбы. Островитянам приходилось выходить в открытое море, где они могли охотиться только на дельфинов. Все эти открытия свидетельствовали об одном - полинезийцы поселились в райском уголке: густые леса, защищающие от тихоокеанских ветров и дающие материал для обустройства быта, обилие птиц и дельфинов, гарантировавших пропитание. Но однажды что-то пошло не так.

Экологическая катастрофа

Ученые установили: едва полинезийцы заселили остров, они сразу начали вырубать деревья. Древесина требовалась для изготовления каноэ и была топливом для костров, на которых готовили еду и сжигали тела умерших. Но основная масса деревьев ушла на изготовление рычагов для перемещения статуй.
Французский археолог Катрин Орлиак, проведя радиоуглеродный анализ древесных останков, определила, что дерево в качестве топлива островитяне перестали использовать в середине XVII века, окончательно перейдя на траву и другие мелкие растения. А значит, за семь столетий полинезийцы полностью выкорчевали лес.

Последняя статуя

Не стало леса - пропало сырье для изготовления каноэ, охотиться на дельфинов стало невозможно. Птицы перестали прилетать на Рапа-Нуи, а тех, что жили там, островитяне давно съели. Без корней деревьев верхний слой почвы размыло - стало трудно выращивать овощи. Запасы пищи были на исходе, но, вместо того что-бы вовремя опомниться и перестать уничтожать свой дом, люди продолжали воздвигать моаи, используя остатки веревок и деревянных рычагов. «В каменоломне Рано-Рараку лежит самая большая статуя острова. Ее длина более 20 метров, вес около 180 тонн. Ученые предполагают, что эта статуя была последней работой островитян. Она словно крик отчаяния, обращенный к предкам. Но, по всей видимости, извлечь ее из скалы люди уже не могли или не хотели», - говорит Леонид Круглов.

Падение идолов

Последние статуи были воздвигнуты в начале XVII века. Этим же периодом датированы найденные учеными наконечники копий. Это может означать только одно: люди от мира перешли к войне. Голод породил жестокость. Согласно местной легенде, «короткоухие» обрушили свой гнев на «длинноухих», призванных защищать Ра-па-Нуи от всех напастей, но не справившихся с этой задачей. Островитяне воевали не только со своими вождями, но и с духами предков, заключенными в моаи. «Большинство статуй на острове были повалены лицами вниз. Это было целенаправленное уничтожение идолов», - считает Круглов.

К концу XVII столетия война закончилась победой «короткоухих». Проигравшая элита была полностью уничтожена. А вместе с ней исчез и культ моаи. В начале XVIII века, к моменту появления голландцев, на острове проживали 2000–3000 человек. Они были сыты и вполне дружелюбны. Выместив гнев на богах и вождях, «короткоухие» сложили оружие и вновь взялись за плуг. «На острове сохранились остатки каменных огородов. Большинство из них сделаны из осколков статуй моаи. Камни укрепляли почву, защищая посевы от ветров. Здесь вновь стал расти сладкий картофель, ямс и сахарный тростник. Но уничтоженный лес было уже не вернуть», - рассказывает Леонид Круглов.

После нашествия перуанских работорговцев в 1860-х годах и последовавшей эпидемии оспы на Рапа-Нуи осталось лишь несколько сотен потомков первых поселенцев. Сегодня на острове Пасхи проживает около 4000 человек: в основном выходцы из Чили и с других островов Тихого океана.

«Недалеко от каменоломни Рано-Рараку я встретил человека в туземных одеждах. Увидев, что я снимаю истуканов на камеру, он схватился за нож и угрожающе указывал рукой то на меня, то на моаи. Я поспешил удалиться. В городе Ханга-Роа мне объяснили, что этот человек - потомок древних поселенцев. Он редко появляется на людях , - рассказывает Леонид Круглов, - а предпочитает жить так, как жили его предки. Пожалуй, он единственный, кто до сих пор чтит историю острова. Для остальных жителей гигантские идолы сегодня - лишь туристические объекты. В прошлом веке европейцы вернули некоторые моаи на постаменты. Путешественники приезжают поглазеть на них как на единственное свидетельство существования древней цивилизации, которая когда-то сама подписала себе смертный приговор» .

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.


Первооткрывателем этого загадочного острова был капитан Хуан Фернандес. История острова Пасхи – предмет давнишних споров. Историки не могут найти ответы на все вопросы.

История острова Пасхи


Данный остров - это сто семнадцать квадратных километров почти голой земли. Чем больше ученые пытаются понять этот остров, тем больше у них возникает вопросов. Недавно ученые, чтобы ответить на некоторые вопросы, начали бурение земли для взятия проб. Они удивились, найдя залегающий пласт жуков. Вопрос остается без ответа. Это еще одна загадка. Смогут ли ее отгадать ученые?


Когда испанец Хуан Фернандес открыл этот остров, он решил сохранить открытие в тайне. Но сам потом умер при не выясненных обстоятельствах.
Спустя полтора столетия эту же землю обнаружил адмирал Якоб Роггевен. Эта находка произошла в день Пасхи. Отсюда и появилось это название.
Интересен факт про то, что рядом с островом Пасхи были еще острова, которые были нанесены на карты и четко описаны. Но они загадочным образом бесследно исчезли. Познав историю острова Пасхи, можно узнать и судьбу исчезнувших островов. В свое время Роггевен утверждал, что местные аборигены садились около идолов, разжигали костры и раскачивали их. Это их действие мало о чем говорит. Не отвечает оно на вопрос и кем для них были идолы? Но то, что истуканы для них имели большое значение - очевидно.

Попытки узнать историю острова Пасхи


Все посетившие остров с умным видом толковали о назначении идолов. Кук, например, считал, что это памятники, похороненным правителям. Были предположения, что одни истуканы изображало богов, а остальные людей. Так что эти истуканы «моаи»- сплошная загадка, не имеющая ответа и сегодня. Некоторые идолы лежат на земле. Здесь можно найти объяснение. Все истуканы были поставлены задом к морю и при малейшем землетрясении могли упасть. Но они могли упасть и сами от воды или от времени.

Во всей Полинезии не встретишь такого развитого государства. И, как водится на земле, передовые цивилизации подвержены гонению. Так произошло и с таинственным островом. Человечество решило уничтожить островитян. Отомстить им за высокую цивилизацию. Они уничтожались столетиями. Обратимся к истории. В 1862 году пираты из Перуана поработили все мужское население. Через некоторое время миссионеры стали цинично уничтожать островное язычество. Появились запретные темы истории острова Пасхи.


Они сжигали таблички со знаками. Остров стал принадлежать Чили с конца19 века. Они создали здесь исправительную колонию. Позже решили организовать там фермерство. В результате все поселения были уничтожены. Остался один единственный город Ханга - Роа.
Последний мятеж аборигенов


В начале 20 века был подавлен последний мятеж аборигенов. Чилийские власти безжалостно расправились с мятежниками. После этого уничтожения нет людей, которые были очевидцами достоверной истории острова. Нет тех мастеров, которые хранили секреты своих предков. Ну а мы пользуемся легендами. Одна из них гласит, что истуканы могли сами передвигаться. Как это происходило, остается загадкой. Но для чего это было в принципе, совершенно не ясно.

Древние мастера высекали «моаи» из туфа. После они спускали истуканов вниз и распределяли по определенному плану. Вес истуканов достигал до 5 тонн, а высота в среднем была 7 метров. Материал, из которого они изготавливались, назывался вулканической пемзой. Сегодня на острове живут всего 150 человек рапануйцев. Остальное население – чилийцы и метисы. Всего на острове насчитывается три тысячи человек.

Неразгаданные загадки


Сегодняшние жители – полинезийцы. Но откуда пришли первопоселенцы доподлинно никто не знает. Даже знаменитые ученые и путешественники, пытаясь отстоять очередную свою версию, делали это бездоказательно. Таким образом, количество гипотез прибавлялось, а познания истории острова оставались на месте. Когда-то этот остров был крайне густо заселен. Возможно, это стало причиной междоусобиц на острове. Злость жителей острова возмещалась и на истуканах, как на символ врага.


Еще одной причиной исторической неизвестности острова является то, что до сегодняшних дней не могут разгадать письмена жителей Пасхи. Найденные таблички с надписями так и остаются не прочитанными. Многие таблички были сожжены христианскими миссионерами, а те, что остались, оказались не по «зубам» современной науке.

Взобравшись на вулкан Рано-Кау, то можно увидеть панораму вулканических озер. Эти озера окружает пещера Оронго. Каждой весной сюда прилетают ласточки. Они на острове считаются посланниками богов. В настоящее время на острове сохранилось все в неизменном виде, как и сотни лет назад. Так что же произошло на острове Пасхи? Этот ответ нас ждет впереди. А пока история острова Пасхи для человечества очередная загадка.