Туризм и путешествия

Худжанд где находится в какой стране. Город Худжанд — культурный центр Таджикистана. В составе Российской империи

О футбольном клубе см. Худжанд (футбольный клуб).

Город
тадж. Хуҷанд
40°17′ с. ш. 69°37′ в. д.
Страна
Область
Мэр Маруф Мухаммадзода
История и география
Основан VII-VI века до н. э.
Первое упоминание 2-я половина VII века до н.э.
Прежние названия Александрия Эсхата, до 1936 - Ходжент
до 1991 - Ленинабад
Площадь 285 км²
Высота НУМ 300 м
Часовой пояс UTC+5
Население
Население ▲ 181 600 человек (2019 )
Плотность 4540 чел./км²
Агломерация ▲ 931 900
(Худжандская агломерация)
Национальности таджики, узбеки и другие
Конфессии мусульмане, христиане
Катойконим худжанди́
Официальный язык [[Таджикский язык, Русский язык]]
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +992 3422
Почтовый индекс 735700
Прочее
Награды
khujand.tj

Арка у парка имени К. Худжанди

Фонтаны Худжанда

Худжа́нд (тадж. Хуҷанд , от согд. kwc"nth (xučant(a) > xuǰand ‘приятная сторона’ ), перс. خجند ‎, Ходжáнд , др.-греч. Ἀλεξάνδρεια Ἐσχάτη , Александрия Эсхата) - город на севере , административный центр .

Один из древнейших городов . Второй по величине город Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны.

Имеется аэропорт и железнодорожная станция (в 12 км от центра Худжанда, в городе Гафуров).

Название

Современное русское название города - , иногда транслитерируется как Ходжент или Худжант .

Со времён Российской империи и до 1936 года название города - тадж. Хуҷанд , (перс. خجند ‎), по-русски было принято передавать как Ходжент .

С 10 января 1936 года город официально назывался Ленинабад (в честь В.И. Ленина), при этом в исторической литературе для периода до 1936 года сохранялось написание Ходжент. Также это написание в официальной практике продолжало использоваться в названии Ходжентского района Таджикской ССР.

Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР №246 от 26 февраля 1991 года городу возвращено историческое название .

Население

Худжанд - второй по населению город Таджикистана после . На 1 января 2019 года в нём проживало 181 600 человек..

По переписи населения 1897 года 28 431 житель города указал в качестве родного таджикский язык, 900 - узбекский (из них 305 - сартское наречие), 458 - русский.

Население Худжандской агломерации насчитывает 916 200 человек.

География

Сырдарья в Худжанде

Худжанд расположен на берегах Сырдарьи, ниже Кайраккумского водохранилища, в 35 км выше узбекистанского , на территории Ферганской долины, между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере.

Город расположен в 200 км к северо-востоку от (по дороге - 300 км).

Климат

Цитата из «Санкт-Петербургских ведомостей», 1868 (№ 215, 219):

«…Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе - вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. … Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города… »

В Худжанде превалирует степной климат. В течение года есть небольшое количество осадков. По классификации климатов Кёппена - сухой семиаридный климат умеренных широт с прохладной зимой (индекс BSk). Средняя температура воздуха за год в Худжанде - 16 °C.

На формирование климата , в том числе и Худжанда большое влияние оказывают те же воздушные массы, которые вторгаются на территорию Средней Азии и определяют характер и смену погоды.Выпадение осадков в районе Худжанда и по всей территории Ферганской долины в основном связано с циклонической деятельностью и характером подстилающей поверхности.

Главную роль в выпадении осадков играют южно-каспийский, мургабский и верхнеамударьинский циклоны, а также массы холодного воздуха, передвигающиеся с запада, северо-запада и севера. Достигая фронтальной поверхности гор, пришедшие воздушные массы поднимаются по этой поверхности, охлаждаются и получают дополнительный эффект для образования облаков и выпадения осадков. Все эти воздушные массы вторгаются в пределы Ферганской долины с запада и юго-запада, но на своем пути они сталкиваются с западными и юго-западными склонами горных хребтов Северного Таджикистана и они получают больше осадков, чем подветренные склоны, межгорные долины и котловины. Так, на наветренных склонах Зеравшанского, Туркестанского и Кураминского хребтов количество осадков за год составляет более 400-800 мм. Это подтверждается тем, что в зимний период в этих горных районах образуется глубокий снежный покров, с чем связан сход лавин в весенний период. По мере движения вглубь горной страны эти воздушные массы достигают внутренних территорий, сильно обедненных влагой, вследствие чего межгорные долины и глубокие котловины получают очень мало осадков. В Худжанде годовое количество осадков выпадает: в холодный период года 87 мм, а наибольшее их количество - в марте и апреле (25-27 мм); наименьшее в летние месяцы (9-11 мм, авг.).

Как правило, осадки в виде снега выпадают только при отрицательных температурах.В районе Худжанда устойчивый снежный покров отсутствует в 20 % зимы, а в 3-10 % зимы не образуется совсем. Здесь высота снежного покрова только в феврале в среднем достигает 1-3 см, а в остальное время года отсутствует. Наибольшая декадная высота снежного покрова отмечалась в третьей декаде февраля - 47 см. Средняя дата появления снежного покрова приходится на 15 декабря, а самая ранняя - на 31 октября. Число дней со снежным покровом равно 21.

Климат Худжанда
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 3,5 6,2 13,8 21,9 28,6 34,2 35,5 32,4 28,8 20,6 12,3 5,6 20,3
Средняя температура, °C 0,6 3,0 9,2 16,8 21,9 26,8 28,6 26,4 21,5 14,6 7,6 2,5 15,0
Средний минимум, °C −3,2 −1,8 4,2 10,7 15,6 19,6 21,2 18,8 13,6 8,1 3,4 −0,5 9,1
Норма осадков, мм 15 15 25 27 20 9 4 1 3 15 16 17 167
Источник: Всемирная метеорологическая организация,

История

В древности

Империя Ахеменидов в период расцвета

Поход Александра Македонского в Азию

Худжанд является одним из древнейших городов Центральной Азии: по некоторым источникам, основание города приходится на VII-VI века до н.э. Был завоёван Александром Македонским, который перестроил и укрепил его, назвав Александрия Эсхата (крайняя ).

Находясь на Великом шёлковом пути и соединяя Самарканд с Ферганской долиной, Худжанд имел выгодное геополитическое расположение и первостепенное транспортное значение.

Впоследствии был завоёван арабами (VIII век), а в 1219-1220 годах оказывал ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана, но был разрушен.

Однако вскоре город возродился и стал одним из крупнейших торговых, культурных и научных центров центрально-азиатского региона. И даже сегодня Худжанд – важный промышленный, научный и культурный центр северного Таджикистана.

С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, на Великом шёлковом пути, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Фараруда.

Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них - основатель местной астрономической школы Абумахмуд Худжанди.

«Соловьём Худжанда» называли в XIV веке Камола Худжанди - автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти.

По преданию, именно в Худжанде стоял дом Ходжи Насреддина. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.

В Российской империи

24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошёл в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.

Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области.

В июле 1916 года в городе началось среднеазиатское восстание.

В СССР

Улицы г. Худжанда

В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, до 1929 года город был в составе Узбекской ССР. С 2 октября 1929 года он был включён в состав Таджикской ССР, а 10 января 1936 года город был переименован в Ленинабад (в честь В. И. Ленина). В 1941 г. в Ленинабаде размещался Таджикский сельскохозяйственный институт, который являлся вузом Наркомзема СССР и имел почтовый адрес: город Ленинабад, Красная улица, дом № 25.

В послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой, в городе действовал шёлкокомбинат - одно из крупнейших предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий города производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всём дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны.

Дворец культуры Арбоб

Начиная с 1960-х годов Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через неё два моста.

В 1970 году в Ленинабаде было пущено троллейбусное движение.

За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в городе насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием.

Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в городе действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.

В 1986 году город отметил юбилей - 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город Ленинабад был награждён орденом Дружбы народов.

Современный Таджикистан

Состоявшаяся во дворце Арбоб в 10 км от Худжанда в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета восстановила конституционный строй в республике и избрала председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова.

Культура и образование

Театр, историко-краеведческий и археологический музеи, парк в честь поэта Камоли Худжанди, который включает в себя мавзолей и дом-музей поэта.

В 1932 году был открыт Педагогический институт, где училось всего 26 человек. Сегодня на 16 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 году в Худжандский государственный университет, учатся более 10 тысяч студентов. В 2010 году в результате слияния Политехнического института им. академика М. С. Осими и Худжандского филиала Технологического университета Таджикистана был открыт Худжандский Политехнический институт Таджикского технического университета им. академика М. С. Осими.

В городе работает областная библиотека им. Т. Асири.

Председатели Хукумата

  • Ахмадзода, Радджаббой - 1 апр. 2016 г.
  • Шарифзода, Шариф Файз 1 апреля, 2016 - 31.03.2017
  • Мухаммадзода, Маъруф с 31.03.2017

Достопримечательности

Мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII-XVIII вв.)

Основная статья: Достопримечательности Худжанда

Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII-XVIII вв.), православная церковь Марии Магдалины - самый старый на территории Таджикистана православный храм, построенный в 1884 году на средства московского купца Хлудова. Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди.

Музей-крепость военачальника Темурмалика, оказавшего ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана.

Известные люди

  • Абу Махмуд аль Худжанди (940-1000) - таджикский математик и астроном, уроженец Худжанда, проживал и творил в городе Рее.
  • Мехести Гянджеви (Худжанди) (1098, Худжанд - 1160, ) - таджикская поэтесса XII века, проживала и творила в городе .
  • Камол Худжанди (1321-1401) - персидско-таджикский поэт
  • Мухаммадаминходжа Кошиф (1825–1887) - таджикский поэт,
  • Тошхуджа Асири (1864–1916) - таджикский поэт,
  • Абдулла Файяз (1847–1934) - таджикский поэт,
  • Хаджи Юсуф Мирфаезов (1842–1925) - таджикский ученый.

Города-побратимы

Примечания

  1. Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок население_2019 не указан текст
  2. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Численность населения Таджикистана на 1 января 2019 года (рус.) (недоступная ссылка) (01.01.2019). Дата обращения 3 июля 2019. Архивировано 2 июля 2015 года.
  3. Таджикистан // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк . - М. : ПКО «Картография»: Оникс, 2010. - С. 116. - ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). - ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  4. Лурье П. Б. Историко-лингвистический анализ согдийской топонимики // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. - СПб. , 2004. - С. 40, 151 .
  5. Худжанд // Словарь географических названий СССР / ГУГК, ЦНИИГАиК. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра, 1983. - С. 141.
  6. Советабад // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  7. Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2018 года. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2018
  8. Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей
  9. Леонид Соловьёв. Очарованный принц. - М. : Теревинф, 2015. - 304 с. - (Руслит. Литературные памятники XX века). - ISBN 978-5-4212-0181-6.
  10. Восточный колорит Душанбе:: С вами в рейсе
  11. Глава Худжанда объявил вне закона иранский и афганский стиль одежды
  12. Эмомали Рахмон назначил новых мэров Худжанда и Истаравшана
  13. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 7 сентября 2017. Архивировано 7 сентября 2017 года.

Ссылки

  • Официальный сайт города
  • Городской портал Худжанда
  • Герб города Ходжент, 1910 г.
  • БСЭ: Ленинабад
  • Ходжент // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Худжанд - центр Согдийской области, второй по величине город Таджикистана (177 тыс. жителей), который сами таджики в шутку называют "наш Петербург". У двух "северных столиц", - бывших Ленинграда и Ленинабада, - действительно немало общего, будь то большая река с парадной набережной, широкий проспект, мощная система пригородов и даже та особая атмосфера города высокой культуры и взгляд свысока на разгульную южную столицу. Я бы сказал, что Худжанд - лучший город всей Средней Азии с неповторимым духом советской технократии на тысячелетнем фундаменте великой персидской культуры.

О Худжанде я расскажу в 5 частях: речь шла про интереснейший из его пригородов "атомабад" Чкаловск (Бустан), в последней части покажу другие пригороды - вокзальный Гафуров, дворцово-парковый Арбоб и гипотетический Сайхун. В ближайших же трёх частях речь пойдёт о "малом" Худжанде, и для начала прогуляемся вдоль Сырдарьи.

Северный Таджикистан совершенно не похож ни на Южный Таджикистан, ни на окрестные области Узбекистана. Если юг буквально подавляет своей знойной чуждостью, то среди здешних полей, если на горизонте не маячат горы, порой можно подумать, будто находишься где-нибудь под Днепропетровском. Северный Таджикистан более советский, но вместе с тем и более персидский, по крайней мере с точки зрения человека, никогда не видевшего настоящий Иран. Таджики-северяне в общении дружелюбны, интеллигентны, порой немного надменны, и не так покалечены гражданской войной 1990-х, от пожара которой через два перевала сюда долетали лишь отдельные всполохи. Такими мне запомнились в том числе и хозяева худжандского хостела за огромным Панчшанбе-базаром, куда мы направились, только-только приехав в Северную столицу из приграничной Исфары, рассказ о которой отложу до лета. Очаровательная молодая хозяйка, одетая совершенно по-европейски, сказала нам, что мест нет на неделю вперёд и даже двух англичанок они с мужем пустили в свой дом, но нам могут сдать квартиру. Цена меня устроила, и я согласился, после чего хозяйка поймал такси и за свой счёт довезла нас к подъезду, где уже ждал молодой и такой же красивый муж. Квартира при ближайшем рассмотрении устроила меня не только ценой (хотя под вечер в ней иссяк интернет), и мы заселились . Так что прогулку по Худжанду начнём с самого обычного двора близ центра:

Не успели мы проводить хозяев, как в дверь постучалась улыбчивая торговка с тазиком пирожком, и это было очень кстати, да и пирожки оказались отличными. Скорее всего, она живёт где-нибудь в этом квартале и обходит подъезды раз в день. У подъезда нет кодового замка, на лестнице темно, но чисто. Худжанд сразу располагает к себе полным отсутствием "азиатчины", всех этих стихийных пристроек, бордюрных торговцев или дворовых тандыров, и даже висящих гирляндами спутниковых тарелок тут нет:

Но прямо во дворе между поликлиникой и супермаркетом обнаружился то ли мавзолей, то ли миниатюрная мечеть, которую я сходу прозвал часовней:

Наш двор оказался совсем рядом с проспектом Самани, который в бывшем Ленинабаде само собой называют по старинке улицей Ленина. Проспект - прямое продолжение знакомой нам по прошлой части трассы, на которую "нанизаны" Чкаловск и Гафуров. Последние кварталы перед Сырдарьёй по его правой стороне тянутся тенистые скверы:

В первом из них памятник Камолу Худжанди, персидскому поэту 14 века, который большую часть жизни провёл в Тебризе, учился в Самарканде и Ташкенте, а несколько лет и вовсе провёл в ордынском Сарае, куда его увёз Тохтамыш. Однако малой родины Камол не забывал и везде подписывался "худжанди", так что часть памятника - карта его скитаний:

Напротив - бетонная стела "Борцам за власть Советов", скрывающая местную Аллею Героев. В России или Беларуси я бы вряд ли такую сфотографировал, но здесь, как и на Украине - кто знает, долго ли ей осталось стоять?

Площадь между двух памятников, в сталинке слева старожилы помнят "кайраккумский гастроном", славившийся рыбой из Кайраккумского водохранилища на Сырдарье, за неимением других морей прозванного Таджикским морем:

Настоящие сталинки очень местного вида на другой стороне проспекта. За ними советский центр у древней крепости, который я оставлю на следующую часть:

Старейшая в Таджикистане библиотека, основанная в марте 1917 года офицерами-большевиками (!) местного гарнзиона. Здание, конечно, лет так на 60 помоложе:

А там рукой подать до Сырдарьи, которую проспект Самани пересекает по Старому мосту 1960-х годов. Не секрет, что жизнь Средней Азии испокон веков крутилась вдоль "Сыра и Аму", на самих великих реках из-за их буйного норова, нередко меняющего русло, почти нет старинных городов - не то что древних, а просто досоветских я могу вспомнить лишь по два на каждую из рек: амударьинские и Чарджоу, сырдарьинские Худжанд и . На карте Таджикистана Сырдарья слегка похожа на Неву, только вместо озера и моря - узбекистанские границы. Но даже по среднеазиатским меркам Худжанд удивительно красиво расположен: с севера над ним нависает невысокий и выжженый солнцем Кураминский хребет, его мрачноватый скалистый отрог Моголтау (1624м) - юго-западный коготь Тянь-Шаня; с юга сияют ледяные вершины Туркестанского хребта, первого в "лестнице", через Гиссаро-Алай приводящей к Памиру. У Худжанда вве великих горных системы ближе всего подходят друг к другу, западнее начинается Великая Степь, а восточнее лежит сердце Туркестана, самый плодородный и от того многолюдный оазис Ферганской долины. Худжанд стоит как бы у её ворот, а значит не мог не иметь долгой и сложной истории - достаточно сказать, что преемственность свою Худжанд возводит к Александрии-Эсхата (Александрии Крайней), что заложил Александр Македонский в самом дальнем краю, до которого смог дойти.

Но её сохранившиеся памятники - по ту сторону моста, поэтому о древностях речь пойдёт в следующей части. На кадре выше - Монумент Независимости, уменьшенная и почти точная копия Стелы Герба . Он замыкает площадь перед огромным комплексом Хукумата, в длинном здании которого обитате администрация Согдийской области, в высоком - администрация города:

Рядом новодельный Дворец Бракосочетаний с памятником Рудаки:

Все свои два с половиной десятка веков Худжанд оставался большим и важным городом, но никогда не был столицей. В 19 веке за него с попеременным успехом боролись Бухара и Коканд, для которых Ходжент был что Эльзас для Франции и Германии. И именно под Ходжентом, отрезав его от остальной Бухары, в 1866 году на территорию эмирата вошли русские войска. После нескольких поражений эмир понял, что сопротивление бесполезно, и признал над собой русский протекторат. Но северо-восток эмирских владений отошёл в прямое подчинение России как Самаркандская область, в который Ходжент стал уездным городом, чей гарнизон держал под прицелом Коканд, в то время как Душанбе, Куляб или Курган-Тюбе оставались глухой окраиной владений бухарского эмира. В 1897 году близ Ходжента прошла железная дорога Самарканд-Андижан, и в общем в то время как на Юге продолжалось девственное Средневековье, на Север всё настойчивее проникала европейская цивилизация с её машинами, медикаментами и правами. Гораздо быстрее здесь завершилась и советская гражданская война, в то время как по хатлонским долинам красноармейцы гоняли басмачей до середины 1920-х годов. И в общем к моменту национального размежевания Ходжент был с большим отрывом самым большим и развитым городом на территории нынешнего Таджикистана. Наверное, он мог бы стать и столицей Таджикской АССР, да только не входил в её состав - в 1924-29 годах, по изначальному размежеванию, Ходжент был окружным центром Узбекистана, и думается, когда старый Каримов подписывал указ о строительстве , пересмотревший это решение советский чиновник хоть разок перевернулся в гробу. Когда Таджикистан выделили в полноценную ССР, Ходжент вошёл в её состав, но Душанбе, в том же 1929 году переименованный в Сталинабад, к тому времени уже строился полным ходом. Однако в Ходженте, с 1936 года ставшем Ленинабадом, было как нигде в республике много образованных и лояльных людей, чья партийная карьера вела прямиком в новую столицу. Ещё более этот процесс усилился после войны, когда Ленинабад стал оплотом "ядерного проекта", а значит - снабжался из центра по первому классу, превратившись в интеллигентный и развитый город с обилием русских и немцев.

Так сформировался сильнейший в ТССР "ленинабадский клан" - в прошлых постах я уже не раз цитировал формулу "Ленинабад правит, охраняет, Памир танцует, Каратегин торгует". Когда же пришла независимость и копившееся десятилетиями напряжение прорвалось наружу, старая и от того неповоротливая ленинабдская номенклатура выпустила ситуацию из рук. Из "ленинабадцев" был и первый президент страны Кахар Махкамов, и сменивший его Рахмон Набиев, по одной из версий стоявший за организацией беспорядков в Душанбе, не оценив, что эти беспорядки разгорятся в жестокую войну, в которой и он сам лишится сначала власти, а потом и жизни. Из "ленинабадцев" был и ягнобец Сафарали Кенджаев , председатель Верховного Совета республики, с началом войны организовавший Народный фронт из гиссарцев и кулябцев. Кулябцы в итоге и выграли в той войне, став новыми хозяевами столицы. Говорят, в первые годы после войны "ленинабадцев" в остальном Таджикистане ненавидели, обвиняя кто в слабости (что допустили войну), кто в хитрости (что заигрались в управляемый хаос, сидя за горами, да перехитрили в итоге сами себя), но сейчас их скорее уважают как элиту национальной культуры - проводя параллели с другой страной, страдающей от клановой борьбы, кулябцы тут как "донецкие", а северяне - как западенцы. Сами же худжанцы про кулябских теперь говорят с нескрываемой ненавистью - мол, выжили нас из столицы да превращают её в кишлак, и думаю, зачастую в основе этой ненависти - поломанная карьера отца, деда, дяди или тестя. Мне сложно судить, кто тут прав, но Худжанд действительно выглядит гораздо опрятнее, космполитичнее и даже я бы сказал цивилизованнее Душанбе. Люди на его улицах встречаются разные, но на кадрах выше и ниже два специфически местных типажа: солидный седой таджик со скорбным и строгим лицом, похожий на бывшего столичного чиновника и молодая ухоженная девушка без признаков патриархальности в одежде и лице.

Да и русские люди встречаются здесь заметно чаще, чем в Душанбе, и тем более где-либо в провинции (там их просто нет). Здесь же характерный облик местных женщин, куда больше похожих на жительниц Узбекистана, чем на жительниц таджикского Юга.

С площади у Монумента Независимости открываются впечатляющие виды на правый берег под каменным небом гор. Худжанд не просто стоит на самой Сырдарье, он стоит ещё и на двух её берегах, "перешагнув" реку лишь в 1960-е годы:

На кадре выше длинный корпус университета, на кадре ниже - золотой купол мечети на Ташкентском проспекте, к которому и поднимемся от реки:

А речное русло украшает множество обветшалых скульптур, словно напоминающих о древнегреческом происхождении города:

В Сырдарье на удивление прозрачная вода - и это при том, что выше по течению живёт в разы больше народу, чем ниже, а каналы несут сюда всякую дрянь со всех полей и заводов набитой городами и весями Ферганской долины. А вот полноводность реки здесь ещё далеко не на пике - в Узбекистане в неё впадают по местным меркам крупные и , на долины которых нанизана Ташкентская область. После них Сырдарья величиной примерно с Днестр, но впечатляет в ней не полноводность, а длина - 2212 километров, до комариной дельты . Большая часть длины , и где-то ниже по течению в её воде отражается пламя ракет, взлетающих с Байконура.

Переходим реку по Старому мосту. На кадре выше виден Парк Камола Худжанди, скрывающий древнюю крепость, и купол символического мавзолея-памятника поэту. Проспект Самани же продолжается и за рекой, выше по склону упираясь в корпуса университета:

За мостом мне единственный раз в городе встретился РАФик - таких ещё недавно было много в Джизаке, казахстанском и видимо здесь, но теперь это явно уходящая натура. В основном по Худжанду курсируют маршрутки-"Мерседесы", а в 1970-2010 годах действовал даже один из двух в Таджикистане троллейбус. Но если в "окишлаченном" Душанбе этот транспорт восстановили из почти угробленного состояния после гражданской войны, то в "высококультурном" Худжанде закрыли росчерком пера, как в Ташкенте. Ещё одна особенность местного транспорта касается "индивидуальных" такси или даже просто бомбил - возят здесь за 10 сомони (70-80 рублей) независимо от расстояния, так что проще ловить маршрутки.

Символом правого берега долгое время был памятник Ленину (1974), с большим отрывом крупнейший в Средней Азии (22 метра высотой) и как бы не третий по величине в Советском Союзе после грандиознейших Ильичей на каналах и , причём в отличие от тех двух он был поставлен в совершенно другую эпоху и никогда не стоял в дуэте со Сталиным.

Но Ильича демонтировали в 2011 году и вроде бы перенесли куда-то на окраину, на его месте же вырос ещё более гигантский монумент Исмаила Самани , самого чтимого монарха таджикской истории:

Однако да простят меня старожилы, но по-моему это лучший памятник Таджикистана, если не всей постсоветской Средней Азии. И интереснее всего в нём не скульптура древнего эмира, а каскад мозаик, стилем и исполненнием вполне достойный советских времён:

На кадре выше парами - современность и Великий Шёлковый путь, индустриальный СССР с тракторами и трубами и зороастрийский Иран с бородатыми царями и крылатыми фаравахаром. Последняя "строчка" - об эпохе Российской империи, и в ней есть даже такая вот трогательная деталь:

В верхней группе мозаик - согдийская Варахша с её фресками, тимуридский Самарканд и мусульманская Бухара в центре панно.

Смысла двух последних мозаик я понять так и не смог, но вот этот крылатый лёва явно говорит "ня!":

Ну а кто такой Исмаил Самани, я рассказывал в прошлых постах уже столь раз, что честно говоря нет сил повторяться, но если вкратце - его удел, отделившийся от Арабского халифата, стал первым мусульманским государством Средней Азии, образовал одну из сильнейших империй Востока, стоявшую у истоков Азиатского Ренессанса.

В общем, на мой взгляд худжандский мемориал Самани стал вполне достойной заменой Ильичу (хотя и тот всё же был уникален, так что лучше бы на Сырдарью глядели оба) и на мой взгляд гораздо изящнее душанбинского комплекса. Как и должно быть в Северной столице...

Взгляд назад. Фонтаны то ли уже погашены по случаю осени (на фотографиях не видно пронизывающего ветра), то ли включаются не каждый день. Ниже каскада берег Сырдарьи занимает спортивный комплекс, в том числе бассейн, архитектор которого явно пытался не отставать от европейских трендов:

За рекой виднеется глиняный горб крепости, но согласитесь, что куда больше города приковывает взгляд природа - сияющий зубчатый гребень Туркестанского хребта. Опознавать вершины на глаз не буду даже пытаться, но высочайшие в этой части хребта вершины Пирьях (4681м) и Сабах (5282м), а есть на хребте и пик Скалистый (5621) на 20 метров ниже Эльбруса. По хребту проходит граница Таджикистана с Киргизией... причём отсюда виден именно "киргизский" склон - до гор на самом деле порядка 70 километров, и Кыргызстан вклинивается здесь в таджикскую территорию длинным уступом. Бурая возвышенность Дегмай, подпирающая Худжанд с юга - ещё в Таджикистане:

Идём наверх. Таджикские многоэтажки неизменно радуют глаз, а в бывшем Ленинабаде, учитывая его значение в советское время - особенно:

За перекрёстком начинаются владения Худжанскдого университета, и мы пришли в удачное время - навстречу, мимо отреновированных общаг, шумной толпой шли к остановкам маршруток студенты:

Сам Худжандский университет имени Бободжона Гафурова основан в 1932 году, и где-то в центре (я не видел) у него есть и старый корпус сталинских времён . Но эти корпуса определённо лучше хотя бы тем, что из их окон студентам виден весь город, и слушая скучную лекцию, можно любоваться горами.

Среди студентов раза или два мелькали славянские лица (а может это были памирцы? с северянами они сейчас ладят), но на лестнице обнаружилась такая вот надпись:

Левее (если стоять к корпусам лицом) огромный и невразумительный памятник, выглядящий так, будто его забраковали в Ашхабаде. Раньше здесь была конная статуя Исмаила Самани, но когда ниже по склону соорудили новый монумент - её так же убрали. Теперь здесь просто абстрактная корона с видимо смотровой площадкой, которую вряд ли когда-нибудь кто-нибудь видел открытой:

Дальше - бетонный джунгли. Правый берег Сырдарьи в Худжанде служит Новым городом: на той стороне махалли, на этой - микрорайоны, все по номерам и с разными проектами (приглядитесь - на среднем плане дома плавно изогнуты). А за горами в дымке, в 30 километрах отсюда стоит Бекабад, один из главных промышленных центров Узбекистана.

Худжанд всё-таки потрясающе красиво расположен. Алма-Ата и Бишкек больше открыты горам, но у них горы лишь с одной стороны; Душанбе тоже стоит между гор, но горы там скучны и невзрачны. А здесь со склона одних гор хорошо любоваться другими:

Справа дальних видов нет, а лишь студенты ловят маршрутки:

Улица, через которую перекинут мостик - Ташкентский проспект, и странно, что это название здесь смогло сохраниться. Впрочем, на гуглокарте ещё можно увидеть улицы Комсомольская, Розы Люксембург, Стаханова - возможно, в своей вотчине "ленинабадский клан" сопротивляется переименованиям, ведь старая топонимика напоминает местным чиновникам о временах, когда кулябские их охраняли.

Мы же продолжим путь параллельно Сырдарье, от студенческого мостика направо. У дороги стоял драндулетик с неизвестным мне шпильдиком, а чайхана со входом-чортаком...

Скрывает за собой не то чтобы огромную, но весьма крупную новую мечеть Нур-Ислам ("Свет Ислама"), красиво поставленную на фоне сияющих гор:

Ещё больше впечатляет устройство мечети - в плане восьмиконечная звезда (столь популярный в Средней Азии символ, корнями явно уходящий в доисламскую эпоху), да ещё и с прямо таки церковным пятиглавием:

От мечети рукой подать до проспекта 60-летия Победы (заметьте, что такое название он мог получить только в 2007 году), и перспектива его без преувеличения головокружительна! Мощную седловину в горах я было принял за Шахристанский перевал, через который нам ехать на юг, но он на самом деле в полусотне километров западнее. Зато хорошо виден Чкаловск, высотка гостиницы "Худжанд" и четыре многоэтажки через пруд от неё - но и городом мы любовались в прошлой части оттуда. За Чкаловском хорошо виден провал долины - это самый дальний от Бишкека угол Киргизии, в который даже из Оша ехать целый день.

Проспект 60-летия Победы переходит в улицу Гагарина, пересекающую Сырдарью по Новому мосту. Так же он известен как Юбилейный, то есть построен либо в 1970-м, либо в 1967 году, и в любом случае на считанные годы позже Старого моста. Но встретили мы здесь не РАФик, а два кабриолета, наперегонки мчавшихся конечно же на чью-то свадьбу:

За мостом на кадре выше видна зелень обнесённого забором, но даже сквозь него заметно что запущенного Ботанического сада. На Сырдарье его продолжает островок Чумчук-Арал, занятый по-среднеазиатски пустынным парком отдыха Наврузгох:

Чумчук-Арал в переводе значит Воробьиный остров, но на стрелке его - не воробей, а Голубь Мира. О нём никто ничего толком не знает, кроме того, что построен он ещё в 1970-е годы, но изначально стоял на улице Мира (параллельная Сырдарье ниже Ташкентского проспекта), как и серп-и-молот, позже перенесённый к памятнику Ленину и вместе с ним демонтированный. Меня, честно говоря, эта птичка пугает - а никак встопорщит перья, громогласно заворкует и крутясь перед голубкой разнесёт каменным хвостом пол-Худжанда?!

По другую сторону моста голубю вторит самолёт Ил-18 , делавшийся в 1958-78 годах в Москве. В среднеазиатских городах в таких неизменно располагались кафе, милые сердцам уехавших отсюда русских, и в большинстве своём в постсоветское время закрывшиеся. К самолёту мы даже не поленились подойти по запущенной и безлюдной аллее, но вблизи он не влезает в кадр, а дверь его наглухо закрыта.

Над самолётом видна всё та же мечеть, сверкающая своим куполом из рядов застройки, а белое пятно на склоне - ни что иное как урановый рудник Киик-Тап, работавший в 1973-87 годах почти в черте города.

Здание за мостом, опять на левом берегу, весьма похоже на осколок уездного Ходжента:

Я уже писал, что русские выходцы из Ленинабада встречались мне чаще, чем выходцы из любого другого среднеазиатского города - вряд ли они самые многочисленные, скорее - самые образованные и активные, и потому больше путешествующие или читающие ЖЖ. Я не знаю, какие эмоции вызовет у них этот пост - ведь я сам видел советский Ленинабад лишь на чужих фотографиях - см. оглавление.
Западная Фергана (Канибадам, Исфара, Чорку, Ворух) - посты будут в серии о Ферганской долине
Согдийская область. Октябрь.
Худжанд. Сырдарья.
Худжанд. Центр.
Худжанд. Пачшанбе.
Пригороды Худжанда . Чкаловск (Бустан).
Пригороды Худжанда. Арбоб и Гафуров.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Базар и священные рощи.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Старый город.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Новый город и виды с холмов.
Шахристанский перевал и долина Зерафшана.
Пенджикент. Кайнар.
Пенджикент. Город.
Окрестности Пенджикента. Панджруд и Саразм.
Согдийская область. Август .
Анзобский перевал и Айни.
Озеро Искандеркуль.
Ягнобская долина. Дорога.
Ягнобская долина. Затерянная Согдиана.
Каратегин и Памир - посты будут.
. Обзор и оглавление.

Средней Азии , что может быть лучше? Похоже, путешествие по Таджикистану обещало быть таким же приветливым и легким, как в Узбекистане. От осознания сего факта настроение в начале дня поднимается сразу на 150% и хочется тут же отправиться покорять достопримечательности Худжанда, чем мы сегодня и собирались заняться. Однако, “по закону Архимеда”, сначала завтрак.

Достопримечательности города Худжанд.

Вот, он – Худжанд ! Второй по величине город (после столицы) в Таджикистане, который за свою многотысячелетнюю историю (около 2500 лет) может “похвастаться” тем, что

  • именно здесь в V веке до н.э. сам Александр Македонский построил легендарный город Александр-Эсхата;
  • позднее город был одним из важнейших центров, через который проходил Великий шелковый путь;
  • после прихода русских сюда была проведена железная дорога, а город переименовали вплоть до 1990 года в Ленинабад, после чего, резко начала развиваться промышленность.

Как мы понимаем, это все в прошлом. Что же из себя представляет Худжанд в нынешнее время? Это нам и предстоит выяснить сегодня.

До города оставалось несколько километров, мы решили, что преодолеем их все тем же способом – автостопом. Как оказалось, решение было принято верно, потому как через несколько минут остановилась легковушка с таджикской парой. Ребята попались веселые и разговорчивые, я даже не помню, как мы оказались на площади Панджшанбе .

Все потому, что в западной части площади расположился памятник народного зодчества 16 века — комплекс Шейха Муслихиддина . Архитектурный ансамбль состоит из:

— соборной мечети Масджиди Джами ,

— минарета высотою около 20 м.,

— и древних захоронений.

Лично для меня то воскресение запомнилось большим количеством народа и… цыгане. Вот уж где-где, а здесь не ожидал увидеть этих попрошаек. К такого рода “товарищам” у меня уже выработался иммунитет, однако в очередной раз общение с ними мне доказало, что не стоит идти у них на поводу. Представьте картину, с протянутой рукой и голосом, давящим на жалость, подходит молодая женщина с золотыми серьгами в ушах и с ребенком на руках, одетым в “памперс”. По другому, как “наглость” это уже не назвать.

Чтобы исправить себе настрой, мы с Милой развернулись на 180 градусов и направились к павильону с надписью «Панчшанбе», что в переводе с таджикского означает “четверг”.

Кто еще не догадался, то перед нами один из самых больших крытых рынков в Центральной Азии. А четверг потому, что именно в этот день каждую неделю здесь был самая большая торговля. В воскресенье народу тоже хватает, надо признать.

Потолкавшись между торговых лавок и нанюхавшись всевозможных восточных ароматов, мы устроили прогулку по центру. В поисках площади “Звезда Худжанда” нам попался оформленный в стиле таджикских традиций вот такой дом. Как выяснилось, при подходе к входной двери, это был просто ресторан. Однако, внимание привлекает.

На площадь с фонтанами мы вышли и памятник великому местному поэту Камолу Худжанди тоже видели, правда фото его не сделали. Кто ж знал, что он находится в списке обязательных достопримечательностей города? 😉

Кстати, Худжанд единственный таджикский город, который расположен на крупной реке, чье название Сырдарья. Вам тоже хочется поделить слово на две части? 🙂

Увидеть реку легко, она протекает прямо через центр города. Правда, особых впечатлений не вызывает, поэтому переходим к следующей достопримечательности, а точнее к составной части фортификационной системы города – Худжандской крепости .

Первое упоминание о крепости появилось в VI-VII века. В те времена Худжанд состоял из трех частей: цитадель (на берегу Сырдарьи), шахристан и рабад. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Историки говорят, что после монгольского нашествия, крепость сровняли с землей, и только в начале 15 века начали понемногу ее восстанавливать. Сейчас перед нами обычная отреставрированная стена, через главный вход которой мы попадаем в музей.

Кстати, рядом с крепостью есть зеленая парковая аллея, куда мы отправились сразу после осмотра, дабы спрятаться от жаркого солнца в тени. Нам повезло еще тем, что как раз в это время проходила целая толпа ребятишек, похоже на “детскую свадьбу” (празднование “обрезания” по нашему).

В настоящее время город является индустриальным и культурным центром Таджикистана с гостеприимными жителями. Довольно тихий и в целом на него достаточно потратить день или даже половину дня, чтобы ознакомиться с историческими местами. Вот, пожалуй и все, чем может похвастаться город Худжанд.

На одной из основных улиц мы с Милой нашли автобусную остановку. Здесь надо сказать, что Таджикистан вообще отказался от “крупного” общественного транспорта типа автобусов, троллейбусов и прочее. Вместо этого на дорогах мы видим только маршрутные “газели” или вообще легковушка-автобус. Как это? Обычная легковушка, только на лобовом стекле прикреплен номер маршрута, залезаешь в такую и едешь, как в автобусе. Единственная проблема с количеством свободных мест:).

Остановка нам не пригодилась, потому что нас вдруг неожиданно предложил подвезти таджик на легковушке. Правда, только за город, но и этого уже было достаточно. Как вы думаете, куда мы направляемся? Верно, в ! А чтобы попасть в столицу Таджикистана нам придется преодолеть самый интересный и в то же время опасный участок дороги в 380 км – . Об этом, я как всегда расскажу в следующей статье, а вам советую подписаться на новости нашего блога , дабы не упустить это событие:). Счастливо!

Худжанд (иногда транслитерируют как Ходжент, Худжант) - древний город в северной части Таджикистана, административный центр Согдийской области (ранее называвшейся Ленинабадской), в советское время с 1936 по 1991 гг. назывался Ленинабад. Второй по размерам город в Таджикистане после Душанбе, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны.

История города уходит в глубокую древность. Современная историческая наука считает, что архаический Худжанд существовал еще при династии Ахеменидов, то есть до прихода к берегам Сырдарьи войск Александра Македонского. Захватив город, они укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Крайняя).

В последующих периодах Худжанду не раз приходилось оказываться в центре исторических событий. В VIII в. его захватили арабы, в XIII в. город оказывал ожесточенное сопротивление монгольским захватчикам, на время задержав продвижение орд Чингисхана на запад.

С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра. Через него проходил Великий шелковый путь, связывающий древнюю Грецию, Рим, Малую Азию, Египет, Иран с Индией, Китаем и Японией. Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы, выдающийся авторитет мировой науки. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камоли Худжанди - автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.

24 мая 1866 г. город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи. Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда. В июле 1916 г. Худжанд первым среди городов Центральной Азии открыто выступил против колониальной политики царизма, пытавшегося привлечь таджиков в числе других народов края к участию в первой мировой войне (Среднеазиатское восстание 1916 г.).

В начале 1918 г. в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 г. он был включен в состав Таджикской ССР. В годы Советского строительства в городе, носившем теперь имя Ленинабад, произошли огромные перемены во всех областях экономической, общественной и культурной жизни. В послевоенный период Худжанд превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой. Гордостью худжандцев явилось одно из крупнейших предприятий республики - шелкокомбинат. В 1991 г. десятки предприятий Худжанда производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Промышленные изделия худжандцев были известны далеко за пределами нашей Родины. Только ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны. Начиная с 60-х годов Худжанд активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста. За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 г. в Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием. Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.

В 1932 в Худжанде был открыт Педагогический институт, где студентов было всего 26 человек. Сегодня на 13 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 в Худжандский Госуниверситет, учатся более 10 тыс. студентов. За послевоенные десятилетия в Худжанде нового расцвета достигли литература и искусство, выросла целая плеяда поэтов и писателей, художников и композиторов, народных умельцев. Худжанд становился все краше, приобретал облик крупного, индустриально развитого города. В 1986 г. он отметил свой юбилей - 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город был награжден орденом Дружбы народов.

Еще больше возросли роль и вес древнего Худжанда в период суверенного развития Таджикистана. Именно здесь был сделан важнейший шаг к прекращению братоубийственной войны и достижению национального согласия на таджикской земле: XVI сессия Верховного Совета, состоявшая в Худжанде в ноябре 1992 г., восстановила конституционный строй в республике и выдвинула на политическую арену нового лидера - Э. Ш. Рахмонова.

Худжанд величественно раскинулся в живописной пойме реки Сырдарьи на высоте более трехсот метров над уровнем моря. Сегодня Худжанд - крупнейший индустриально-промышленный и культурный центр Северного Таджикистана и второй по значимости город в республике. Поистине благодатны географическое расположение и климатические условия Худжанда. Потому и Ферганская долина, где он расположен, слывет жемчужиной Центральной Азии: горный пейзаж, вечно бегущие воды Сырдарьи, чистый воздух, зеленый наряд, обилие винограда, фруктов и других даров природы делают Худжанд вечно молодым городом - садом. Худжанд - административный центр Согдийской области Республики Таджикистан, второй город в республике по числу жителей и объему промышленного производства. Расположен в межгорном проходе, ведущем в Ферганскую долину, на важнейшем караванном торговом пути Древности. В черте города протекает река Сырдарья. От центра города до ж.д. станции - 11 км, до Душанбе - 341 км. Худжанд связан железными дорогами, воздушными и автомобильными трассами.

Памятник Камолу Худжанди
Установлен в 1996 году в честь 675-летия со дня рождения поэта. Расположен на площади «Звезды Худжанда». Основной идеей является передать его образ как мыслителя, философа и показать его внутренний мир. На фоне изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры 3,5 м, крыльев 5,5 м. Площадь, занимаемая памятником, 1000 кв. м. Для того, чтобы создать образ сильного человека, духовно богатого, совершившего много путешествий, скульптура сознательно создана босой, так как существуют каноны скульптуры о красоте человеческого тела. Автор художник скульптор К. Н. Надыров. Аналогичный памятник того же автора установлен в 1997 году в Тебризе на месте захоронения поэта.

Худжандская крепость
Cоставная часть фортификационной системы города. Основана в VI-V вв. до н. э. Согласно данным, полученным Северо-Таджикской археологической комплексной экспедицией (СТАКЭ), Худжандская крепость сначала была окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца. Город и цитадель - составные части античного Худжанда, имели отдельные крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным водой. Остатки этих укреплений обнаружены под центральной частью левобережного Худжанда и окружают территорию древнего города площадью 20 га.

С развитием экономики, торговли, системы правления и численности населения город разрастается. В VI-VII века строится новая крепость. Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Во время нашествия Чингисхана (1219-1220 гг.) для осады города было направлено 25-тысячное войско с 50 тыс. среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под руководством Тимурмалика составляет одну из ярких страниц в истории освободительной борьбы таджикского народа. В результате монгольского нашествия Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка Хофиза Абру, в начале XV века крепость лежала в руинах. По сведениям Захириддина Бабура уже в конце XV века крепость была восстановлена и являлясь резиденцией местного правителя.

Мечеть Масджиди Джами
Комплекс Шейха Муслихиддина, памятник народного зодчества XVI века. Расположен на западной стороне площади Панджшанбе. Фасад здания обращён на ул. Шарк. Мечеть построена в 1512-1513 годах. Многоколонный (30 колонн) айван примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного (20 колонн), и входит во внутренний двор мечети. На улицу Шарк обращена протяжённая южная стена мечети без каких-либо проёмов. Только справа на краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким пештаком - порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной сетке: на айване повторяются шесть рядов по четыре колонны (30 модульных квадратов), а в зимнем помещении - пять рядов колонн по четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом три дощатых квадрата потолка расписаны, но краски сильно потемнели и частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой изящной резьбой. Конструктивно здание каркасное с сырцовым заполнением и последующей штукатуркой ганчевым раствором. Промежутки между каркасом использованы для устройства ниш при и михраба как в зимнем зале, так и на айване. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой. Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жжёного кирпича. Внутренний двор мечети с востока и частично севера ограничен одноэтажными худжрами. В северо-восточной части двора высится минарет с традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается прекрасная панорама города. Входной портал, обращённый на ул. Шарк, отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду. Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жжёного кирпича, дополненную с северной стороны сырцовыми постройками в два этажа с деревянным айваном наверху. Резные ворота портала выполнены в 1513-1514 годы. В декоративной отделке мечети принимали участие мулла Мансур (роспись), усто Шамсидцин (резьба по ганчу) и др. Мечеть, в целом, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.

На севере Таджикистана находится город Худжанд, он раскинулся в живописной долине Сырдарьи. На сегодняшний день Худжанд является самым крупным культурным и индустриально-промышленным центром страны, а также занимает второе место по уровню населения. В Худжанде сосредоточен важный транспортный узел, здесь находится научный, экономический, политический и культурный центр Таджикистана. Также в городе работают собственный железнодорожный транспорт и аэропорт. Сегодня официальное название звучит, как Худжанд, ведь раньше он назывался Ходжентом до 1936 года. При этом в этом году, он был назван Ленинабадом, в честь Вождя Ленина. В 1991 году Таджикистан стал независимым государством, поэтому город вернул свое историческое название, но уже звучал как Худжанд. Какой город называют ?

История города

Худжанд отличается многовековой историей. Поэтому в былые времена писатели, поэты и ученые называли его "Короной мира". Первоначально в период Каянидского царя Кайкубода был основан сам город. Только его расцвет приходится на время правления персидского царя Дария из династии Ахеменидов. Когда Александр Македонский завоевал город, он переименовал его в Александрию Эсхату, что означает Крайняя Александрия. В работах путешественников, географов и средневековых историков Худжанд упоминается, как поселение щедрых и великодушных людей, город, где хорошо развиты ремесла и наука. Благодаря его превосходному климату, здесь раскинулись плодородные сады и нивы. Историки и ученые свидетельствуют, что в древние времена в горных районах Худжанда добывали драгоценные металлы.

Выходцами из Худжанда являются члены семей династии Оли Худжанд, они пользуются особым почитанием и уважением на Востоке. Некоторые из них работали на высоких государственных постах, были деятелями культуры. Также через Худжанд проходил знаменитый Великий Шелковый путь, это позволило городу поддерживать связь с другими ведущими странами. Таким образом, развивалась духовность и экономика. Торговцы Худжанда отправляли в другие страны самые лучшие работы городских ремесленников. А сами привозили последние достижения мира в цивилизации и науки.

Достопримечательности Худжанда

Туристов в первую очередь отправляют в Худжандскую крепость, которая в истории отметилась частью фортификационной системы Худжанда. Крепость была основана в шестых-пятых столетиях до нашей эры. В период археологических раскопок, специалисты обнаружили, что первоначально крепость насыпным валом была окружена, затем стеной подняли толщину из сырца. К составным элементам древнего Худжанда относятся цитадель и город, у них были свои крепостные стены, которые были окружены глубоким и широким рвом, а сам ров был наполнен водой. Когда войска Чингисхана напали на город, значительным событием стала героическая защита Худжандской крепости. Но все же ее разрушили нашествия монгол. К 15 веку крепость оказалась в руинах. Однако, в тот же период крепость восстановили.

Другой интересной исторической достопримечательностью является мечеть Масджид Джами. Это сооружение состоит из многочисленных колонн и является отличным образцом архитектуры 15 века. Данная мечеть отличается удивительно гармоничным образом, ведь он был выполнен в своеобразном синтезе строительной культуры и декоративного искусства Худжанда.

В 1996 году был установлен памятник Камолу Худжанди. В тот год праздновалось 675-летие этого знаменитого поэта. Сам памятник установлен на площади Звезды Худжанда. Крылья используются в качестве фона изображения, символизируют они человека и вдохновение поэзии. Чтобы полностью показать образ жизни этого духовного богатого человека, который много путешествовал, специально скульптуру создали без обуви. В целом стоит отметить, что скульптура поэта соответствует канонам красоты тело человека.

Туризм

Кроме древних достопримечательностей в Худжанде, туристам предлагают несколько видов активных туров. К примеру, рядом с городом находится известное Кайраккумское водохранилище. На реке Сырдарья во время строительства гидроэлектростанции возникло это водохранилище. Здесь преобладает мягкий климат, поэтому местная природа отличается необычной красотой. А благодаря прозрачной глади искусственного озера на его территории можно активно отдохнуть. Туристы и местные жители отдают предпочтению прогулкам на катере, увлекательным рыбалкам, а также отсюда организуются экскурсионные прогулки по зоне археологических раскопок.

Альпинисты приезжают в Худжанд, чтобы отправиться в район Ак-Су, который находится рядом с городом. Красота девственной природы чувствуется в этом горном массиве, здесь раскинулись необыкновенные горы, которые сложены из плотного гранита. Высота некоторых гор достигает более пяти тысяч метров. Поэтому сюда стекается такое количество туристов, особенно в зимнее время.

Примечательно, что ворота города открыты для гостей круглосуточно. Любой путешественник может хорошо отдохнуть в этом городе, здесь превосходно развиваются новые торговые отношения. Кроме того, в Худжанде можно пройтись по колоритным восточным базарам, где продаются различные ремесленные изделия. Хотя в Худжанде немало сувенирных магазинов и крупных торговых центров. Кстати, на рынках стоит торговаться, это покажет уважение к продавцу.