Туризм и путешествия

Что такое финикия по истории. Древняя финикия. Торговля и путешествия

Раньше землю населяло много людей, живущих в древних государствах, которых теперь не существует. Но кто такие финикийцы? Где они жили и чем занимались?

Определение

Финикийцы — это древний народ, населявший Финикию. Это государство находилось на востоке средиземноморского побережья, на территории современного Ливана, на левантийском побережье Средиземного моря.

Финикийская цивилизация стала в своё время очень культурно развитой и великой. Она достигла своего максимального пика расцвета в 1200-800 годах до н. э.

Происхождение

Согласно письменным трудам древнегреческого историка Геродота финикийцы пришли из северо-западной части Аравии. А именно с прибрежного района Красного моря. Изначально они говорили на семитском языке, поэтому их называли семитами и относили к этой группе. Уже спустя какое-то время греки стали их называть финикийцами. Предполагается, что это слово произошло от древнегреческого «фойникес», что обозначает пурпурный цвет, потому что в прибрежной части государства водился особый моллюск, дающий красный краситель, чем впоследствии народ активно и пользовался, окрашивая вещи и изделия в соответствующие оттенки пурпурного.

История существования

Теперь, когда мы поняли, кто такие финикийцы, лучше подробнее рассмотреть, какова хронология событий этого древнего государства.

Интересно и то, что Финикия появилась настолько в давний период, что у историков по сей день остаются некоторые вопросы касательно быта и истории народа.

Изначально семиты появились на Левантийском побережье Средиземного моря примерно V тысячелетий назад как часть и продолжение ханаанской цивилизации и культуры. В ранний период жизни цивилизации её называли Ханаан. Но примерно в 1500 году до н. э. в Финикии зародилась своя отдельная культура.

Государство стало постепенно развиваться. Впоследствии называемые финикийцами люди возвели один из самых древних городов мира — Библ (или, как называли другие народы, Губл или Гебал). Город разрастался, а его экономика и торговля вышли на высокий уровень. Именно от него произошло название Библии.

А вот ближе ко второму тысячелетию Финикия стала ещё больше и занимала весь восток Средиземноморского побережья. Появился город Сидон, ныне известный благодаря «Илиаде» Гомера, в которой он восхищался жителями того места, потому что они делают великолепные ремесленные предметы.

Финикийцы были отличными ремесленниками и торговцами, но не воинами. Они на протяжении всего времени своего существования терпели осады от греков, затем — от Ассирии, которая смогла завоевать Финикию и заставила народ на протяжении двух веков платить дань. После этого государство долго сражалось за независимость, пока в итоге не стало пятой провинцией Персии в 539 году до н. э.

А в 332 до н. э. Александр Македонский окончательно захватил восточную Финикию. Но тем не менее западная часть государства и город Карфаген продолжали своё существование какое-то время.

Язык и письменность финикийцев

Изначально люди говорили только по-финикийски (примерно до X века н. э.). Когда Финикия достигла своего расцвета, в ней также появился и алфавит. Таким образом, стала появляться и письменность. Такой финикийский тип алфавита был гораздо удобнее, чем иероглифика Древнего Египта или клинопись в Месопотамии. Одна фонема — одна буква. За все время существования языка количество букв варьировалось от 30 и до 22, но не было передачи гласных фонем.

Можно сказать, что именно в Древней Финикии начали активное использование буквенной письменности. Из-за активной торговли, хороших связей с соседними государствами и удобного географического расположения язык распространялся по всему Средиземноморью. К сожалению, до наших дней не уцелело ни одного литературного памятника Финикии, потому что они делали записи на папирусах, которые в условиях того климата очень быстро разрушались.

От финикийской письменности произошло два варианта алфавита: греческий и арамейский, потому что система передачи фонем буквами оказалась очень удобной. А в VII веке финикийцы перешли на арабский и арамейский языки.

Торговля и путешествия

Финикия — очень великое, развитое государство прошлого. Как уже говорилось, главным занятие финикийцев была морская торговля. Через страну проходили многие торговые пути. Примерно в одно время с изобретением ханаанской письменности начали изготавливать большие килевые корабли для мореплавания. Но их корабли действительно были очень прочными для того времени.

Считается, что финикияне — это первые люди, которые смогли обогнуть весь континент Африки. Также Геродот в своём литературном труде пишет, что именно они в 7 в. до н. э. придумали триеры. Известно даже, что путешествия финикийцев были и до берегов нынешней Англии.

Финикия также была известна своими кедровыми лесами, древесину они поставляли в Месопотамию и Египет. Они использовали эти хвойные деревья для кораблестроения. К сожалению, такая вырубка на территории нынешнего Ливана привела к уничтожению кедровых лесов.

Финикийцы изготавливали оливковое масло и вино. Делали пурпурный краситель из моллюсков, каждый из которых приносил лишь каплю краски. Именно поэтому все вещи и изделия красного цвета стоили очень дорого. Также успешно изготавливали стекло и стеклянные изделия, которые славилось по всему Средиземноморью. Особо популярным предметом для торговли у финикийцев была сушёная рыба.

А вот в саму Финикию из других государств привозили папирус, золото, медь, шкуры животных, благовония, шерсть, пряности, хлопок, лён, слоновую кость и многое другое.

Самыми крупными городами-государствами считались Карфаген, Сидон, Тир. Именно они по большей части вытягивали и развивали всю страну.

Религия

Чтобы лучше понять, кто такие финикийцы, следует также узнать немного и духовной жизни их общества. В Финикии правило язычество, а сами люди поклонялись разным богам. Существовали и жертвоприношения, что в наши дни вызывает очень много споров. Соседние народы с финикийцами считали такие обычаи очень жестокими.

В жертву приносили в основном грудных детей в возрасте до 5 месяцев. Неизвестно точно, насколько часто это практиковалось. Но многочисленные праховые урны в тафете не показатель массовости детских жертвоприношений. Существует предположение, что детей кремировали вне зависимости от того, умерли ли они от другой причины или же их принесли в жертву богам.

Но кто такие финикийцы и можно ли, несмотря на все, считать их великим народом? Однозначно можно сказать одно: благодаря Финикии мы получили много изобретений и особый вклад в мировую культуру, поэтому нельзя недооценивать силу и мощь этого древнего государства.

Природа страны давала все возможности для благодатной жизни. Земли было мало, но те участки, что имелись, оказались очень плодородны. Влажные морские ветры приносили дожди и делали ненужным искусственное орошение. С глубокой древности местные жители выращивали оливки, финики, виноград, разводили коров и овец. Следы земледелия археологи находят уже в X тысячелетии до н. э.

К середине III тысячелетия до н. э. на месте посёлков земледельцев и рыбаков выросли города. Самыми крупными из них стали Угарит и Арвад на севере, Библ в центре, Тир и Сидон на юге.

Раскопки археологов позволили восстановить их облик. Города укреплялись стенами, в центре их находились святилища и резиденции местных правителей, окружённые лепившимися друг к другу глинобитными и кирпичными домами. В маленькой стране земля была огромной ценностью, потому города застраивались очень плотно. Недостаток места особенно сильно ощущался в Тире и Арваде. Эти два города располагались на небольших островах недалеко от берега. Дошло даже до того, что в IX в. до н. э. царь Тира Хирам насыпал дамбу и расширил островок, на котором раскинулся город.

Дома в Финикии строили обычно двухэтажные, с открытой или зарешеченной галереей на верхнем этаже, где обитали хозяева. В нижнем, часто каменном, этаже хранились различные запасы и жили рабы.

Ещё более тесно застраивался Карфаген - крупнейшая финикийская колония в Северной Африке. По словам древнеримских историков, в Карфагене было много шестиэтажных зданий с плоскими крышами. Они стояли так плотно, что римские солдаты во время штурма города в 146 г. до н. э. перебрасывали с крыши на крышу доски и так перебирались на другой дом.

Судя по раскопкам в Угарите, в древней Финикии возводились и многоэтажные круглые дома башни. Модель такого дома в три этажа найдена и в Карфагене.

Снаружи дома украшались расписной штукатуркой. Роспись являла собой расположенные друг под другом фризы, состоявшие из цветных треугольников, кругов и овалов, сплошных лент и зубчиков. Внутри через весь дом шёл коридор. В его середине открывался двор. По обе стороны от двора размещались жилые помещения.

Раскопки позволили получить и некоторое представление о мебели и обиходных предметах, окружавших финикийцев. Правда, о мебели можно судить главным образом по маленьким копиям из металла и глины, сохранившимся в могилах. Скорее всего, финикийцы использовали невысокие столы, стулья, табуреты, плоские ложа. Почётное место в доме занимал большой деревянный сундук, в котором хранились основные богатства дома. Те, кто был побогаче, покрывали его ковром, а бедняки - циновкой.

В центре улиц выкапывались специальные дренажные канавы, позволявшие содержать город в относительной чистоте.

Каждый город с ближней округой был маленьким государством. Ни один из них не смог объединить всю страну в единое целое. На протяжении веков борьба между ними шла с переменным успехом. В середине II тысячелетия до н. э. на севере господствовал Угарит, а в центре - Библ. В первой половине XV в. до н. э. ведущая роль перешла к Си-дону (современный город Сайда в Ливане), который возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н. э. Но около 1200 г. до н. э. его разрушили «народы моря» (группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам древнего Египта и государства хеттов, предположительно из региона ). На смену Сидону вскоре пришёл Тир. Он сумел даже объединить большую часть Финикии, но тоже ненадолго.

Понять устройство и жизнь финикийского города-государства помогает огромный архив глиняных табличек середины II тысячелетия до н. э. с текстами, выполненными клинописью из 29 букв. Он был обнаружен археологами в Угарите.

Угаритское общество состояло из «людей царя», в число которых входили чиновники и воины, пахари и ремесленники - все свободные граждане, «сыновья Угарита», и рабов. По документам известно о сборе коллективных налогов и вызове членов общин на общегосударственные повинности. Важнейшими из них были воинская, гребцовая и трудовая на государственных работах. Отбывавшие их содержались казной.

Во главе государства стоял царь, но его власть была слабой. Её ограничивали советы городских старейшин. Выборы должностных лиц в городах производились на основании имущественного ценза. Такой порядок действовал, например, в Карфагене, государственное устройство которого описал древнегреческий философ ГУв. до н. э. Аристотель.

Архивные записи и находки археологов свидетельствуют о богатстве финикийских городов и мастерстве их ремесленников и ювелиров. Что же было основой их процветания?

Плоды сельского хозяйства обеспечивали достаток, но из-за нехватки земли не могли дать богатства. Его источником стала торговля. В этом древнем госудастве сходились торговые пути со всей Передней Азии. Караваны шли на юг, в древний Египет и Палестину, на север - в Малую Азию и Междуречье, корабли везли товары в дельту Нила, на острова Эгейского моря и дальше на запад.

Главным товаром финикийцев являлась древесина, в которой остро . Города, в первую очередь Библ, торговали кедром, дубом и кипарисом, растущими по склонам Ливанских гор. Из дерева изготовляли корабли и саркофаги, в них помещали мумии египетских вельмож. Большую роль в торговле играло высоко-качественное вино. Важным продуктом было также оливковое масло.

Финикийцы первыми начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков. Ею окрашивали шерстяные и льняные ткани. Эти ткани сразу же вошли в моду и пользовались огромным спросом во всех соседних странах. Во время раскопок древних финикийских городов найдены груды пустых раковин, оставшихся после получения краски.

Размах производства был очень велик. Своей ткани не хватало, и дешёвую некрашеную шерсть ввозили в Финикию из скотоводческих районов Сирии, с Крита, а позже из всей Передней Азии. Высоко ценились в древности и прекрасные изделия финикийских ремесленников из бронзы и серебра, а также знаменитое стекло из Сидона, секреты изготовления которого открыли в XVII в. до н. э. Кроме товаров местного производства финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, . Их города являлись крупнейшими центрами транзитной торговли. Из Малой Азии поступали серебро и свинец, позднее - железо. С острова Кипр финикийцы вывозили медь. С Крита они получали предметы художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморья. Главным центром торговых связей с Западом был Угарит, а после его разрушения - Тир.

Присхождение названия

Название "Финикия" связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, в изобилии обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. Оно впервые встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков.

Murex trunculus, из которого добывалась пурпурная краска.

У Гомера название «финикийцы» - синоним «сидонян ». В то же время греческим писателям было известно название Ханаан (хна, что по-хурритски означает пурпурный цвет) как эпоним финикийцев и как название их страны. Некоторые ученые выводят греческое название страны из слова фойнике - "пурпур", то есть Финикия - `страна пурпура`. По всей видимости, Финикия - греческий эквивалент названия Ханаан .

Существует также предположение, что "финикийцы" - производное от греческого слова, обозначавшего лесорубов (из-за роли Финикии в поставке на рынок древесины) и другие альтернативные версии. В научном сообществе продолжается дискуссии на тему происхождения названия "Финикия".

Не доказано, что сами финикийцы называли себя этим словом. Существуют сведения, что их самоназвание - «кенаани» (аккадское «кинахна »).

Финикийцы занимали узкую прибрежную полосу длиной около 200 км; вероятно, только в северной Галилее (в районе Хацора) они жили в некотором отдалении от моря. В некоторых случаях в Библии название Ханаан связано с прибрежным расположением Финикии (Чис. 13:29; Втор. 1:7; ЙбН 5:1 и др.).

Главными города Финикии (за исключением колоний) были Сидон , Тир и Берот (современный Бейрут).

Но, как правило, под Ханааном Библия подразумевает всю территорию Эрец-Исраэль , территорию современного Ливана , а также южную часть побережья современной Сирии .

Подобное расширительное употребление названия - сравнительно позднее и, по-видимому, связано с колонизацией внутренних областей страны. Признаки такого употребления можно обнаружить в египетских источниках 14-13 вв. до н. э.

Прибрежная полоса часто прерывается горными ущельями и мысами. Только в районе Элевтерос была равнина досаточного размера. Река только одна - Литани , есть несколько сезонных потоков. Ни один из них не использовался в сельском хозяйстве.

Климат тёплый, с достаточным количеством осадков с октября по апрель (100-60 мм в наше время, с уменьшением с севера на юг). Условия были благоприятны для выращивания пшеницы, ячменя, оливок, инжира, винограда и других фруктов. На холмах и горах растёт хорошая древесина - кедры и можжевельники (на иврите "берош",Царств 5:22,24), ели, кипарисы и дубы. Песок с берега был сырьём для стеклоделия, а из моря пришел источник драгоценного красителя.

Волны заселения Финикии

Хотя есть много следов проживания людей в Ханаане еще в период палеолита, найденные поселения, по-видимому, основаны только в керамическом неолите , и, следовательно, относительно поздние в сиро-палестинском регионе. Отставание, вероятно, объясняется, по крайней мере отчасти, необходимостью расчистки этой части побережья от лесов, чтобы обработка земли стала возможной. В Библосе первое городское поселение датируется примерно 3050-2850 годами до н.э.

От первых поселенцев остались не-семитские топонимы в первых письменных источниках, например Ушу, Амия и Улаза. Но большинство географических названий семитские: Тир (город на острове), Сидон , Бейрут , Библос, Батрон, Урката, Яримута, Сумур. Топонимика показывает, что массовое заселение района было осуществлено семитами , по-видимому, пришельцами из Южной Сирии и Эрец-Исраэль , около начала III тысячелетия до н. э.

Финикийцы, вероятно, прибыли в этот район примерно в 3000 г. до н.э. Ничего не известно об их первоначальной стране, хотя некоторые традиции помещают её в регионе Персидского залива.

Палеонтропологические исследования показывают, что эти пришельцы по физическому типу ничем не отличались от своих предшественников. Позже, около 1500 г. до н.э., наблюдается переход от распространенности долихоцефального к брахицефальному типу (снижение относительной длины черепа), что отражает более сложные культурные связи этого периода.

Коммерческие и религиозные связи с Египтом, вероятно, морем, подтверждаются источниками египетской 4-й династии (около 2575 года - 2465 года до н.э.).

Самые ранние художественные изображения финикийцев найдены в Мемфисе, в поврежденном рельефе фараона Сахуре из 5-й династии (середина 25-го - начало 20 века до н.э.). Это изображение прибытия азиатской принцессы - невесты фараона; её эскорт - это флот морских кораблей, вероятно, такого типа, который известен египтянам как «суда Библоса», укомплектованные экипажами азиатов, очевидно, финикийцами.

В начале II тысячелетия до н. э. в Финикию проникли аморреи . Около середины II тысячелетия до н. э. там сложился местный язык, отличавшийся рядом характерных черт от аморрейского. На следующем этапе языковой эволюции выделился финикийский диалект, который отличался от более консервативного иврита .

История Финикии делится на два основных периода:

  • приблизительно с 30 по 12 в. до н.э. и
  • с 12 в. по 332 г. до н.э.

Финикия в III-II тысячелетии до н. э.

Уже в III тысячелетии до н. э. Финикия находилась в тесном коммерческом и религиозном контакте с Египтом . Финикийский город Гебал (позднее Библ) стал в этот период значительным центром торговли древесиной. О нём упоминается в документах Четвёртой династии (2613-2494 гг. до н.э.)

Ко времени правления Шестой египетской династии (около 2305 г. - 2140 г. до н. э.) он практически превратился в египетскую колонию; с небольшими перерывами оставался колонией до середины 18 в. до н. э.

По всей видимости, в этот период Египет в той или иной степени контролировал всю территорию Финикии и Эрец-Исраэль , в частности в период правления гиксосов (ок. 1670-1570 до н.э.). Но в 14 веке до н.э. из-за внутриполитической нестабильности он этот контроль утратил.

В этот длительный период были и другие влияния на Ханаан, кроме Египта. Контакты с эгейским миром становятся видны в 2000 г. до н.э. Они стали особенно близкими в 14-13 веках, когда, после падения Кносса, Микены повели энергичную торговлю по всей восточной части Средиземного побережья.

Отношения с Месопотамией пошли еще дальше, вероятно, в начале III тысячелетия, и почти наверняка примерно к 2400 г. до н.э. И три столетия спустя в документах описан посланец "губернатора" Библоса из Дрехема в Вавилонии (хотя название не следует воспринимать как подразумевающее сюзеренитет шумерской III династии Ура).

Вторжение аморреев также было важным этапом в формировании системы малых городов-государств, которые стали характерны для Ханаана, и затем, после возникновения больших национальных государств в железном веке, продолжали существовать в Финикии.

Тексты проклятий показывают переход от полукочевой стадии (что отражается в более ранней группе текстов) - когда города были, вероятно, еще не были взяты, и два или три шейха разделяли власть над окрестностями, к совершенно оседлой стадии - (отражено в поздней группе) - когда город захвачен и, с несколькими исключениями, там один правитель.

Появление монархий произошло повсеместно и очень быстро. Скорее всего, оно должно было сопровождаться серьёзными уступками другим вождям, помогавшим в захвате города. Так что на ранней стадии царь, видимо, был первым среди равных. Отсюда появилась характерная форма правления: царская власть, ограниченная силой богатых купеческих семей. В крупнейших городах существовали советы старейшин.

Больших федераций городов, по-видимому, никогда не создавалось, чему способствовали географические условия (разделение страны горными цепями на изолированные районы).

В период между 1700 и 1500 гг. до н.э. все цари региона широко использовали индоевропейских наёмников - воинов на колесницах, которые назывались марианну . В городах финикийского побережья они накогда не захватывали власть (все цари носили семитские имена).

Саркофаг Ахирама из Библоса, XIII-X век до н.э.

В XIV веке до н.э. произошла серия восстаний в финикийских городах. По данным Эль-Амарнских писем , половина свободных людей оттуда разбежалась, и случались убийства царей.

В 14 в. до н. э. значительная часть Финикии стала частью аморрейского государства, вскоре превратившегося в хеттского вассала.

Во времена 19-й династии в Египте южная часть Финикии снова попала под египетское владычество. Надпись фараона Сети I (около 1318 г. - 1301 г. до н. э.) говорит о завоевании Азии и упоминает, в частности, Тир и Узу (Палайтирос?). Сети продвинулся до Кадеша на реке Оронт, но в момент воцарения его сына Рамсеса II (около 1301 г. - 1234 г. до н. э.) Кадеш был в руках хеттов . Заключив мирный договор, эти страны разделили Финикию. Граница прошла, вероятно, к северу от Библоса . Последовавший за этим мир обеспечил культурное и материальное развития Финикии, и её внешняя торговля достигла пика.

Развалины Угарита

Первые контакты с Израилем

Первая встреча финикийцев с евреями произошла при завоевании Страны Израиля в конце XIII века до н.э. Войско евреев уничтожило финикийский город Хацор в Галилее (ЙбН 11:1-14). Очевидно, евреи не поселились на этом месте, поскольку через примерно сто лет Хацор снова стал богатым и сильным городом, воевавшим с еврейскими племенами (Суд. 4). В конце этой войны Хацор снова был уничтожен.

На севере Страны Израиля некоторые города финикийцев отбили еврейский натиск и остались на своём месте, платя дань новым хозяевам страны.

(27) И не прогнал Менаше (жителей) Бэйт-Шеана и окрестных его деревень, и Танаха и его окрестных деревень, и жителей Дора и окрестных его деревень, и жителей Ивлеама и его окрестных деревень, и жителей Мегиддо и его окрестных деревень; и решили Кенаанеи жить в этой земле.
(28) И вот, когда Исраэль закрепился, сделал он Кенаанеев данниками, но изгнать не изгнал их.
(29) И Эфраим не изгнал Кенаанеев, живших в Гэзэре; и жили Кенаанеи в среде его в Гэзэре.
(30) Звулун не изгнал жителей Китрона и жителей Наалола, и жили Кенаанеи в среде его, и стали данниками.
(31) Ашер не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хэлбы, и Афика, и Рехова;
(32) И жил Ашер среди Кенаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их. (ЙбН 1)

В начале I тысячелетия до н. э. Тир стал ведущим городом Финикии и в последующие 300 лет доминировал над городами южной Финикии, а по мнению некоторых исследователей, был столицей страны.

У.Ф. Олбрайт считает, что союз между Израилем и Тиром возник при Абибаале, отце Хирама, который воевал на море с филистимлянами , пока царь Давид воевал с ними на суше.

В обмен на сельскохозяйственные продукты Хирам поставлял Соломону древесину и посылал квалифицированных ремесленников для строительства Храма и царского дворца в Иерусалиме , а также снаряжал совместные торговые морские экспедиции из израильского порта на Красном море Эцион-Гевера в Офир .

Ханаанская (финикийская) ритуальная маска, найденная на горе Кармель.

О тесном сотрудничестве Финикии с Израильским царством свидетельствуют как Библия , так и финикийские источники этого периода.

Среди союзников, участвовавших в бою с ассирийским царем Салманасаром III у Каркара (853 до н. э.), наряду с силами царя Израильского царства Ахава, царя Хамата Ирхулени и царя Арам-Даммесека Хададэзера сражались войска северных финикийских городов Арвада, Арки, Усантаны и Шиана, однако города южной Финикии - Гебал, Сидон и Тир - не участвовали в коалиции. Вероятно, они имели сильный флот и слабую сухопутную армию; им нечего было делать в таком сражении.

Торговля и колонизация

Финикийские винные амфоры.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что со времени Хирама история Финикии стала историей Тира .

Изменились названия: Хирам именуется в ТАНАХе царем Тира , а Этбаал, правивший во времена царей Северного Израильского царства Омри и Ахава , называется царем сидонян (I Ц. 6:31,32), хотя его престол находился в Тире.

В правление Хирама началась финикийская (фактически, тирская) колонизация Средиземноморья, преследовавшая цель установить контроль над морскими торговыми путями. Никакой другой финикийский город не создавал колоний.

Одной из древнейших, если не самой древней, колонией был упоминаемый в Библии Китим (Берейшит 10:04) - Китион, нынешняя Ларнака на острове Кипр . Финикийские колонии были основаны на Родосе и других островах Эгейского моря, а также в Анатолии .

Финикийская экспансия отражена в греческих источниках. Согласно греческому мифу, финикийский царевич Кадм, научивший греков писать, прибыл в Беотию с Родоса (Геродот , Персидские войны, 5:57-58).

О финикийцах упоминается в поэмах Гомера, например:

Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,

Злой кознодей, от которого много людей пострадало;
Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,
Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним:
Там я гостил у него до скончания года. Когда же
Дни протекли, миновалися месяцы, полного года
Круг совершился и Оры весну привели молодую,
В Ливию с ним в корабле, облетателе моря, меня он
Плыть пригласил, говоря, что товар свой там выгодно сбудем;
Сам же, напротив, меня, не товар наш, продать там замыслил...

Фукидид писал, что финикийцы основали свои поселения вокруг острова Сицилия , оттуда дошли на севере до Сардинии , на юг - на Мальту и Гозо, затем в Северную Африку, а оттуда - на запад, в Испанию (​​Пелопоннесской войны, 6:2). Согласно археологическим данным, финикийские колонии действительно были в Сицилии , Сардинии , на Корсике, Мальте , в Северной Африке: Утика и Карфаген (Карт-Хадашт, 814-813 до н. э.). Следы существования Карфагена найдены пока в слоях не ранее второй половины VIII в. до н.э.

Самым известным товаром финикийцев была пурпурная (фиолетовая) краска из раковин моллюсков Murex. Второй по значимости - ткани высокого качества (висон) из Тира , Библоса и Берита . Финикийцы умели окрашивать ткани. Разноцветные одежды от финикийцев упоминаются почти во всех списках ассирийских царей.

Финикийский экспорт включал также кедровую и сосновую древесину, вышивки из Сидона, вино, металлоизделия и стекло, глазурованый фаянс, соль и сушёную рыбу. Кроме того, финикийцы вели важную транзитную торговлю.

Резьба по металлу и дереву стала финикийской специальностью, и финикийские изделия из золота и других металлов была также хорошо известны. Они производили также изделия из слоновой кости, статуэтки, ювелирные изделия и печати.

Дутое стекло, вероятно, изобретено в прибрежной зоне Финикии в 1-ом веке или ранее. Они не изобрели собственно стекло, а разработали технологию его производства.

Поскольку все изделия делались на продажу, финикийцы подлаживались под стили других стран, чтобы угодить вкусам покупателей.

В конце VIII века до н.э. началась греческая колониальная экспансия в Средиземном море - в тех же местах, где действовали финикийцы. Греки сразу стали опасными конкурентами и военными противниками финикийцев.

Примерно в середине VII века до н.э., когда Тир вёл войны за свою независимость, колонии в Испании и Сицилии были предоставлены сами себе в условиях усилившейся войны с греками. После этого они объединились под властью Карфагена и стали фактически отдельным государством.

Контакты с Тиром превратились в чисто религиозные: каждый год из колоний отправлялись налоги ("десятина") в храм тирского Ваала - Мелькарта ("царя города", то есть царя Тира; по мнению некоторых исследователей - царя того света ).

О мореходных достижениях финикийцев говорит экспедиция, которая была проведена финикийскими моряками по заданию фараона Неко (610-595 гг. до н.э.). Они вышли из порта на Красном море на юг, обошли вокруг Африки и вернулись в Египет с запада, через Гибралтарский пролив. Геродот , сообщивший об этом плавании (Персидские войны, 4:42), подал это как моряцкие враки, приведя в доказательство "невероятную" деталь: часть пути они видели солнце на севере. Именно это доказывает достоверность рассказа, поскольку видеть такое могли лишь побывавшие в южном полушарии.

Другое знаменитое плавание финикийцев - экспедиция Ганнона в Центральную Африку (предположительно, до Берега слоновой кости) в начале V века до н.э.

Под властью империй

В правление ассирийского царя Ададнирари III (810-783 до н. э.) Тир и Сидон числились среди данников Ассирии . Не установлено, входили ли они в единую провинцию или образовывали два разных подчинённых государства. Тир всегда упоминался первым в ассирийских списках финикийских городов, даже после отделения Сидона, что указывает на его лидерство в Финикии. В ТАНАХе тоже списки финикийских городов начинаются всегда с Тира (Ис. 23; Иер. 47:4; Зах. 9:02).

Еще в V веке нашей эры в Северной Африке был найден деревенский диалект пунического языка, потомка финикийского.

О языке первых поселенцев ничего не известно кроме того, что он был семитским. Существует прослойка в угаритской лексике, которая для западно-семитских языков имеет необычно близкое родство с аккадским; возможно, это остатки самой ранней речи в сиро-палестинской области.

Первые вещественные доказательства для языка, на котором говорили в Ханаане, происходит из текстов проклятий , черепков (ок. 1900 г. до н.э.) или фигурок (ок. 1825 до н.э.) с написанных на них именами мятежных правителей и их населенных пунктов в Ханаане.

Это был язык, впоследствии (около начала XIV века до н.э.) разделившийся на "язык Ханаана" (Ис. 19:18) и арамейский . Его обычно называют западносемитским.

В языковом отношении наиболее ранним финикийским диалектом можно, с оговорками, считать угаритский . Почти совпадает с ним по времени язык Габла (Библа), но его памятники крайне скудны. Намного богаче представлен финикийский Тира и Сидона , а также колонии Тира - Карфагена (фин. qart ḥedeš "новый город").

Язык продержался в колониях Северо-западной Африки до конца IV века; ещё дольше - на Сардинии и Мальте . В собственно Финикии он исчез в эллинистические времена, вытесненный арамейским и греческим.

Хотя финикийцы использовали клинопись (месопотамское письмо), они также разработали свою собственную письменность. Финикийским алфавитным письмом из 22 букв пользовались в Библе еще в 15 веке до н.э. Этот метод письма, позже принятый греками, является предком большинства современных алфавитов .

Самый ранний финикийский алфавитный текст датируется XI веком до н.э.; там уже был использован алфавит из 22 согласных.

Финикия – небольшое государство, которое в настоящее время живет лишь на страницах исторических трудов. Зародившись в восточной части средиземноморского побережья как несколько отдельных поселений примерно в V тысячелетии до нашей эры, Финикия смогла просуществовать на протяжении более четырех тысячелетий, внеся при этом богатейший вклад в культурное наследие человечества.

Государство Финикия: происхождение названия

Первыми о Финикии упоминают древние греки, в частности, название древнего государства встречается в гомеровской « ». К тому же именно древним грекам принадлежит несколько версий происхождения его названия. Итак, кто такие финикийцы с точки зрения этимологии:

  1. Люди в пурпурных одеждах. Слово φοινως переводится с греческого как «пурпур». Краски именно такого цвета благодаря специфическому окрасу местных моллюсков изобрели финикийцы.
  2. Жители Средиземноморья, поклоняющиеся божественной птице Феникс. Еще одно греческое слово Фοϊνιξ означает «страна Феникса». Финикийцы, будучи язычниками, поклонялись этому божеству.
  3. Строители кораблей. Так называли обитателей Финикии египтяне. Ведь кораблестроением финикийцы владели в совершенстве.

Древнее государство Финикия: начало

Точные границы древнего государства Финикия определить довольно сложно: мнения на этот счет у географов в разные времена были противоречивы, к тому же границы по мере развития государства и в зависимости от политической обстановки постоянно менялись. Единственное, в чем сходятся во мнении все ученые – Финикия занимала территорию между Месопотамией и Египтом, где сейчас частично располагаются современные Израиль и Сирия.

Историки утверждают, что финикийский народ образовался в результате слияния местных обитателей этих земель и мигрантов из соседних территорий. В Библии эти люди называются хананеями.

У Финикии было довольно специфическое географическое положение, что и позволило ей из разрозненных поселений трансформироваться в одну из мощных держав своего времени. Исторически древним финикийцам досталась узкая скалистая полоска суши на побережье Средиземного моря. Плодородные земли были в крайнем дефиците, поэтому, чтобы выживать и развиваться, людям пришлось осваивать морские территории, с чем они справлялись более чем успешно.


Торговля и мореплавание как основа развития финикийского государства

Торговля и мореплавание – вот благодаря чему состоялась как государство. У местных жителей, вынужденных существовать на ограниченном скалами и совсем не плодородном участке суши, фактически не было другого выхода. Благодаря расширению границ, освоению торговых путей, налаживанию торговых связей, Финикия начала оформляться как самостоятельная государственная единица примерно во II тысячелетии до нашей эры. Там, где располагались рыбацкие деревушки, стали появляться большие города — Угарит, Арвад, Тир, Библ, Сидон.

Благодаря многочисленным военным походам финикийцы осваивали и новые территории. Так, в IX веке до нашей эры в северной части Африки финикийцами был основан – государство с одноименной столицей, которое впоследствии стало одним из сильнейших имперских образований. В целом финикийцы сумели исследовать все Средиземноморье, они даже вышли в Атлантику и Красное море. Некоторые историки полагают, что им удалось добраться и до американского континента.


Вклад финикийцев в развитие человеческой цивилизации

По запросу «древняя финикия википедия» можно узнать о том, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества. Благодаря этим древним людям сегодня мир знаком с алфавитным письмом и основами маркетинга, производством цветного стекла и мыла, многоэтажным строительством и искусством окрашивания одежды.

Население Финикии составляли финикийцы (финикияне). Упоминание о финикийцах встречается в египетских надписях уже в середине III тыс. до н.э. как «фенех». Древние греки видоизменили египетское название на «фойникес», что в переводе с древнегреческого означает «красноватый», «смуглый». Предположительно финикийцы – ханаанская ветвь западно-семитических племен, пришедших от берегов Эритрейского моря (совр. Аравийское море – полузамкнутое море Индийского океана, между полуостровами Аравийским на западе и Индостан на востоке). Однако, по упоминаниям римских и греческих ученых, знакомых с трудами финикийских историков, последние считали финикийцев туземными племенами восточного Средиземноморья.

К концу III тыс. до н.э. образовываются небольшие рабовладельческие государства с центрами в портовых городах. На месте города-государства Угарит, расположенного на материковой части напротив северо-восточной оконечности острова Крит, найдены многочисленные предметы и клинописные таблички, дающие нам представление о финикийской культуре и быте той эпохи.

В названиях финикийских городов отразилась особенность рельефа страны – город Библ (по-финикийски – Гебал) означает «гора»; город Тир (Цур) – «скала» и т.д.

Южнее Угарита находился островной город Арвад; Библ, тесно связанный с Египтом как в торговом, так и в культурном плане – египетские цари XVIII династии использовали Библ в качестве своего опорного пункта на восточном средиземноморском побережье; Сидон и Тир, часто враждовавшие между собой, были окружены скалами, что защищало их от нападения внешних врагов. Тир располагался как на материковой части, так и на островной – это позволяло населению города перебираться на остров в случае вражеского вторжения.

Расцвет финикийских городов II – начало I тыс. до н.э.

Финикийцы были искусными кораблестроителями и обладали отличным рыболовецким, торговым и военным флотом. Финикийцы первые в истории начали использовать рабов на гребных судах – «галерах», название которых вошло во все европейские языки.

Финикийцы занимались рыбной ловлей и торговали сушеной рыбой. Центр торговли древесиной находился в Библе – дубовые и кедровые леса Ливана служили корабельным и поделочным материалом. Важную роль в финикийской торговле играло оливковое масло высокого качества и вино. Даже происхождение слова «вино» приписывают финикийцам (от финикийского «йайан», хеттское – «вийана», греческое – «войнос», латинское – «винум»). Финикийцы были искусными ремесленниками, ювелирами, стеклодувами. Произведения финикийского ювелирного искусства имели большой спрос в странах Ближнего Востока и Египта.

В середине II тысячелетия финикийские города-государства включаются в состав могучей Египетской державы.

Финикийская колонизация – начало I тыс. до н.э.

В начале I тыс. произошло ослабление Египетской державы периода Нового царства, и финикийские города-государства – Арвад, Библ, Сидон, Тир и др. вновь обретают независимость. Около 950 до н.э. гегемония переходит к Тиру, расцвет которого происходит в правление царя Хирама I. На этот период приходится возвышение финикийских городов и колоний в Северной Африке, Южной Испании, Западной Сицилии, Сардинии. Бурно развиваются ремесло и торговля. Финикийцы активно торгуют сирийской шерстью, окрашенной в знаменитый финикийский пурпур, стеклянными изделиями и ювелирными украшениями. В целом, после распада Египетской державы в IX–VII до н.э., бóльшая часть египетской торговли перешла в руки финикийцев.

При тирском царе Хираме I, согласно разным источникам, финикийцы колонизировали прибрежную средиземноморскую полосу Африканского континента (современный Тунис) и по преданию ок. 815 до н.э. основали знаменитый финикийский Карфаген. Обладая исключительно выгодным географическим положением, Карфаген уже на раннем этапе возникновения превратился в один из крупнейших средиземноморских торговых центров – он вел торговлю с Египтом, греческими государствами, итальянской Этрурией, Сицилией, Сардинией.

По преданию, во второй половине VII в. до н.э. финикийские мореплаватели по просьбе египетского фараона Нехо совершили беспримерное путешествие, начав свой путь от Красного моря и, обогнув Африканский континент, возвратились в Египет через Гибралтарский пролив.

Упадок финикийских городов (вторая половина I тыс. до н.э.)

В VI в. до н.э. правитель могущественной Ассирийской державы Тиглатпаласар III подчинил своей власти почти все финикийские города-государства в восточном Средиземноморье. Зыбкую независимость оставляли за собой островные города Арвад и Тир. Завоевание Ассирией легло тяжким бременем на Финикию. Город Сидон был полностью разрушен ассирийцами, и большая часть населения была взята в плен и превращена в рабов.

Однако уже в начале V в. до н.э. Ассирийская держава пала под ударом Нововавилонского царства. Город Тир заключил союз с Египтом. В ответ на это вавилонский царь Навуходоносор осадил город. Осада продолжалась несколько лет, и тиряне, несмотря на то, что вавилонянам так и не удалось захватить город, были вынуждены признать власть вавилонского царя.