Туризм и путешествия

Богиня артемида в эфесе. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира. Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства

На левом берегу р. Кизинка. При осмотре одной из полян наткнулся на странный объект. Сложен он из блоков по внешнему виду, обработке, материалу соответствующих дольменной эпохе, но явно отличающийся от дольменов по способу возведения и размерам.

Из точки нахождения объекта открывается прекрасный вид на восток:

Соотнеся его положение с расположением дольменов и с современными кладбищами я бы отвел ему роль часовни, кладбищенского храма. Но какой веры? Окончательно утвердило меня в этом обнаружение плиты с рисунком. Чтобы понять его смысл сообщу кое-что из истории вопроса.

Наиболее значительным, комплексным и вместе с тем общим для всех ареалов рассматриваемой системы воззрений дольменной эпохи является образ Великой Матери, прародительницы всего существующего в мире.

В очень стилизованном виде (очень похоже на букву «Ж» русского алфавита) этот же образ нанесен на открытую В.И.Марковиным стелу из дольмена 497 бассейна р. Кизинка. (Странно, описана небольшая, менее метра, стела с изображением грудей диаметром около 10см, а о найденном мной объекте – ни слова) Подобный шестилучевой знак - символ рожающей богини, встречается на дольменной керамике и широко известен по всему миру. Он, например, изображён на одеянии Афины в греческой вазописи и на сосуде из Наски, изображающем богиню-мать. Этот же знак встречается среди наскальных изображений Беломорья. Здесь иногда он изображен достаточно реалистично (). Богиня, широко раскинувшая руки и ноги показана в момент родов, когда из лона уже появилась голова её дочери. При этом получается фигура-перевертыш, т. е. верхняя половина фигуры не отличается от нижней.

Перед нами по существу единая Великая Богиня в двух ипостасях – земной, поднебесной матери и хтонической, перевернутой вниз головой дочери.

Видимо погребально-культовыми сооружениями являются и сами дольмены. Дольмен воспроизводит лоно, где сходятся концы и начала бытия. Фаллическая форма втулок сочетается с изображением женских грудей на фасадах некоторых дольменов. В данном случае часть – фалл, грудь, заменяли изображение целых фигур. На сегодняшний день известно несколько дольменов с изображением на фасаде женских грудей. Такие дольмены обнаружены в верховьях р. Небуг. Две пары подобных выпуклостей изображены на ложном фасаде очень интересного плиточного дольмена из урочища Бганомакух. Дольмен с изображением «двойных грудей» есть также в п. Широкая Щель под Геленджиком. На ложном портале полуразрушенного корытообразного дольмена из бассейна р. Цусквадже можно увидеть изображение одной пары грудей, сильно смещённых в сторону от центра плиты.

Аналогично всеобъемлющую и всерождающую богиню изображали на стенах мегалитических погребений во Франции, Италии и других странах Западной Европы. Там также часто встречаются изображения двух пар грудей. Вполне возможно, что даже в случае, когда изображалась лишь одна пара грудей, подразумевались две богини, так как известны многочисленные изображения того времени, где обе владычицы мира объединены в одну сросшуюся фигуру. (Опять буква «Ж»?). Иногда эти изображения достаточно реалистичны, но чаще более стилизованы - в виде изображения женских грудей, глаз или только дуг бровей.

Поэтому обнаружение плиты с изображением женских грудей, причем размер которых значительно превосходит аналогичные на дольменах, позволили мне дать условное наименование этому объекту «Храм богини Матери».

Алчные руки потомков строителей дольменов уже добрались и до этого храма. Разрушен он видимо давно. Но вот плиты пола были явно недавно. И яма в центре храма – следы поиска клада.

Третье так называемое Чудо Света - это храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе. Эфес был основан греками в Малой Азии 4 тысячи лет назад на побережье Эгейского моря возле острова Самос (территория современной Турции). И это очень важно, так как на острове Самос в семье богатого и знатного ювелира родился великий маг и математик Пифагор. На Самосе прошли его детские и юношеские годы. Строительство храма Артемиды в Эфесе очень сильно переплетено астральными нитями с жизнью Пифагора. В начале VI века до н. э. город-государство Самос был одним из самых цветущих, утопающих в роскоши и праздности городов Средиземноморья. Рейд Самосского порта находился в восьми километрах от лиловых гор изнеженной Малой Азии. Оттуда, из Ионии, нескончаемым потоком плыли золото и драгоценности, богатство и соблазны. Расположенный на берегу изумрудного залива, город Самос ажурным амфитеатром поднимался по горе к небу. На вершине горы сверкали белизной колоннады сказочного дворца. Там царствовал тиран Поликрат. Этот царь лишил островитян всех свобод греческой демократии и придал жизни государства блеск парадов и пиров, искусств и наслаждений. 30 тысяч гетер, вызванных тираном с острова Лесбоса, танцовщицы и комедианты, поэты и музыканты, артисты и певцы из всех стран Древнего Мира заселили соседние дворцы. Счастье Поликрата вошло в поговорки народов мира. Несмотря на то, что царь покровительствовал наукам и искусствам, вначале он не хотел отпускать Пифагора на учебу в Египет. Тогда настойчивый юноша преподнес Поликрату перстень изумительной красоты, созданный его отцом за многие годы. Государь принял дар и написал Пифагору рекомендательное письмо к своему лучшему другу - египетскому фараону Амазису. Жрецы Мемфиса не брали в обучение иностранцев. И только уговоры фараона помогли Пифагору стать учеником посвященных. Здесь уместно отметить, что самым почитаемым божеством на Самосе была богиня Артемида. Изображения Артемиды, или иначе Ачьери, в виде статуй и фресок, очень напоминали изображения «Снежного человека». Желая отблагодарить друга, Поликрат пригласил фараона на очередной праздник. Во время пира Амазис сказал царю, что не следует доверяться такому непрерывному счастью. А в особенности не следует хвалиться им. В ответ на мрачные предостережения фараона Поликрат достал из алмазного ларца свой самый дорогой перстень, сделанный отцом Пифагора. И рек государь: «Покуда перстень этот будет в море, наша богиня счастья - Артемида - не отвернется от меня!» С этими словами Поликрат швырнул драгоценный амулет в залив, в сторону города Эфес. На другой день пирующим друзьям подали к столу только что пойманную рыбу. Когда царь разрезал ее, то из рыбы выпал перстень тирана. Фараон, увидев это, побледнел, встал и объявил, что отныне он разрывает дружбу с Поликратом...

Смерть тирана была ужасной: один из его сатрапов заманил царя в соседнюю провинцию в Малой Азии, где тот и погиб в медленных мучениях. Затем труп Поликрата распяли на кресте восставшие самоссцы и водрузили на вершину горы, с которой он бросил свой перстень. В разрывах осенних туч жители острова наблюдали со всех сторон, как высоко в поднебесье морские птицы расклевывали останки некогда грозного царя.

Кончина его друга фараона была не менее трагичной. Солдаты Камбиза, штурмовавшие столицу Египта, прикрепили к своим нагрудным доспехам живых кошек. Для египтян кошка являлась священным животным. Из-за боязни убить кошку, египетские солдаты не стреляли в захватчиков и сдавались в плен. Ворвавшись в царский дворец, персидские воины схватили фараона и обезглавили его.

Но вернемся к нашему чуду - эфесскому храму Артемиды. В 579 году до н. э. царь Поликрат посетил провинциальный городок. Тиран хотел обогатиться за счет граждан Эфеса. И он был несказанно удивлен и озадачен относительной бедностью провинциалов. Удрученный правитель прошелся по школам и гимназиям, государственным учреждениям Эфеса. И увидел, что греческие дети учатся в школах с 7 до 18 лет за большую денежную плату. Детей бьют учителя и родители за малейшую провинность розгами и плетьми. Ни вузов, ни академий, ни театров, ни филармоний в то время в Эфесе не было. Тогда царь пошел на хитрость…

Поликрат собрал горожан на центральной площади - Форуме - и объявил, что среди детей, живущих в Эфесе, есть его ребенок и через двадцать лет это дите унаследует царский дворец Самоса! Поздравив эфесcцев с честью воспитать царского наследника, Поликрат уехал, так и не назвав имени ребенка.

После отбытия тирана все горожане боялись бить детей. Они подозревали в каждом ребенке царскую кровь, поэтому детей больше не оскорбляли и не унижали. Наоборот, подростков учили и воспитывали так, будто все они будут в скором времени царями.

В Эфесе строили музыкальные училища, музеи, обсерватории, консерватории, театры и библиотеки. Через двадцать лет нравы горожан трансформировались из дичайшего невежества в высоконравственную духовность. Поликрат так и не приехал за своей данью в Эфес - тирана распяли на горе Микальской восставшие самосцы. В Эфесе уже и забыли об обещанном визите государя, так как все дети уже выросли, стали большими учеными и деятелями искусств. Дети воспитывали уже своих детей, воспитывали так, как растили и лелеяли их - в любви и ласке. Поэтому город Эфес стал самым богатым и образованным городом Средиземноморья. Нескончаемым потоком в Эфесский порт потекли со всех концов мира золото и драгоценности, богатство и соблазны. Но ущербные желания и распущенность долго не могли поселиться в городе.

В честь внезапного возрождения Эфеса в 550 году до н. э. горожане решили построить красивейший храм богине Артемиде. Благочестивые старейшины Эфеса посетили многие города, осмотрели разные храмы и постановили воздвигнуть такой, чтобы он затмил своей красотой все, что они увидели. Так появилось третье чудо света - храм Артемиды Эфесской.

Строительство самого прекрасного и величественного храма жители Эфеса доверили молодому, но уже известному архитектору Херсифрону из Кносса. Город Кносс, родина строителя, располагался на острове Крит и был столицей древнего царства и славился своими дворцами и храмами. Здесь располагался знаменитый дворец Лабиринт, который описан в древнегреческих мифах и где обитал кровожадный Минотавр.

Архитектор выбрал странное место для храма - заболоченный пустырь возле знаменитой эфесской гавани. В Эфесе были часты землетрясения, и зодчий решил предохранить от них свое будущее творение. Он хотел, чтобы основание под будущим храмом смягчало подземные толчки. В болоте выкопали большой котлован, а затем заполнили его смесью древесного угля и шерсти. На эту основу стали укладывать фундамент.

Храм Артемиды - вершина греческой классической архитектуры. Это величайшее изобретение гениального архитектора - воплощение божественных, космических законов в гармонии геометрических форм и пропорций. Херсифрон Кносский, как истинный посвященный, оценил красоту местного ландшафта и сумел гармонично вписать свой шедевр в творение природы, не нарушая ее великолепия, а придавая ей божественную завершенность.

Колонны - основной элемент храма. Однако зодчий спроектировал не один ряд колонн, обступающих сооружение, как это было принято у греков, а два ряда. Это придавало храму объем, легкость и воздушность. Всего строение окружало 127 колонн высотой 18 метров. Ширина храма составляла 51 метр, а длина - 105. Потолки и перекрытия были изготовлены из кедра, высокие ворота из кипариса, богато украшенные золотом и драгоценными камнями вели в целлу. Весь храм Артемиды, по замыслу посвященного архитектора, олицетворял порядок, гармонию, соразмерность отдельных частей и целого здания. Построение этого Чуда Света соответствовало основным принципам Золотого Сечения. Высший закон жизни для древнегреческих мудрецов ассоциировался с красотой и гармонией. А высший образец для гармонии - человеческое тело. С его пропорциями посвященные соотносили все архитектурные шедевры. Не даром древнегреческие посвященные утворждали: «Из ничего Бог создал всё, а из всего - Человека!»

Десятки лет продолжалось возведение храма. И вот наступил долгожданный день. Изумленные горожане и многочисленные гости Эфеса увидели как легкие, грациозные беломраморные колонны взлетели к небу, а там, в голубой высоте, едва касаясь их, словно парила крыша.

Но, к несчастью, недолго это уникальное творение радовало и восхищало души людей. Примерно через сто лет, в 356 году до н. э. этот храм сжег честолюбивец по имени Герострат. Он очень хотел обессмертить свое имя в веках, но был не в состоянии создать что-либо бессмертное. Тогда он решил прославиться как разрушитель. Отсюда и пошло крылатое выражение «Слава Герострата». Поступок Герострата заставил содрогнуться весь тогдашний мир. Правители всех греческих государств постановили: имя Герострата забыть навсегда. Однако оно все-таки вошло в историю.

Великое Чудо Света превратилось в руины. Но под развалинами колонн и превратившимися в груду пепла мраморными статуями, между расплавившимися золотыми сосудами и обрушившимися стенами жители Эфеса обнаружили практически не пострадавшую статую Артемиды. Это чудо, решили люди. Они расценили это как повеление богов воздвигнуть новый храм, великолепнее прежнего. По всей Греции принялись собирать средства на строительство нового храма. Старые и молодые, богатые и бедные жертвовали что могли: деньги, украшения и другие ценности. Вскоре началось строительство.

Восстанавливать храм взялся эфесский архитектор Хирократ. Он приказал расчистить завалы и на месте старого фундамента возвести новый храм. Фундамент был выложен мраморными блоками. Основание храма теперь имело еще большие размеры 65х125 метров. В остальном он не отличался от прежнего храма: здесь также было 127 колонн. 36 из них украшали рельефы, превышавшие своими размерами человеческий рост; сюжеты изображали подвиги героев и греческих богов. Было и еще одно отличие: чтобы какому-нибудь чеслолюбивому безумцу опять не взбрело в голову поджечь храм, его потолки на этот раз изготовили не из дерева, а из камня.

В 334 году до н.э. в Эфес вступил Александр Македонский. Великий полководец вошел в город как триумфатор после блестящего похода по Малой Азии. Посетив строящийся храм Артемиды, он выразил готовность помочь, и прежде всего деньгами. Предания говорят, что Александр хотел, чтобы за это жители написали на стене храма о его заслугах. Это привело эфесцев в полное замешательство. С одной стороны, они не хотели обижать отказом могущественного царя, с другой стороны, он был для них варваром (пришельцем). Не желая принимать от варвара помощи, они прибегли к хитрости, заявив, что Александр Великий сам является богом, а бог не вправе строить храм для другой богини. Александр был польщен. Ему ничего не оставалось, как смириться.

Украсить новый храм пожелали знаменитые скульпторы и художники. Великий скульптор Пракситель Афинский, сделал рельефы для алтаря, стоявшего в ограде храма. Украшения для фризов колонн вырезал прославленный Скопас, который украшал и другое чудо света - Галикарнасский мавзолей.

Скоро храм Артемиды превратился в настоящий музей и одновременно сокровищницу: лучшие мастера дарили ему свои скульптуры, а богатейшие люди оставляли на хранение сокровища. Постепенно храм стал не только религиозным центром: здесь заключали разного рода сделки, продавали и покупали товары, и, по сути, храм являлся крупнейшим банком города. Если человеку нужны были деньги, он шел к священнику, который исполнял роль директора банка, и ссуживал деньги под проценты, причем немалые.

Новый храм просуществовал три столетия, являясь центром религиозной, духовной и экономической жизни, пока в 262 году н.э. не был разграблен и частично разрушен готами во время их нашествия. В 380 году н.э. храм полностью утратил свое прежнее значение: римский император Феодосий объявил христианство государственной религией и приказал закрыть языческие храмы. Из храма Артемиды расстаскивалось все, что попадалось под руку: христианам требовались стройматериалы для новых церквей, а сельджукам или арабам, в очередной раз захватившим город, - каменные блоки для возведения домов. Прекрасный храм превратился, по сути, в источник бесплатных строительных материалов. Так прекратило свое существование известное на весь мир Чудо света. Светоносный Храм, посвященный богине-матери Артемиде, остался лишь на картине безымянного древнегреческого художника.

Шедевр архитектурного искусства, храм Артемиды прославлял всю греческую цивилизацию. Его руины напоминают о былой славе могущественного государства.

Современность храма

Четвертое чудо света, храм Артемиды в Эфесе, больше не найти в Греции. Его стоит искать в Сельчуке, турецком городе. В свое время там располагался древнегреческий Эфес. И туристам часто предлагаются экскурсии из курортного города Мармариса к руинам священного места покровительницы древней цивилизации.

От древнего чуда остались только руины, которые абсолютно не похожи на храм богини Артемиды в Эфесе.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний - Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Месторасположение было выбрано уже на существующем фундаменте древнего святилища, забытой нынче проэллинской богини. Она также покровительствовала женщинам, но была забыта с приходом культов «олимпийцев».

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Первозданный вид

Видимо, древняя богиня не благоволила к своему святилищу, поскольку оно уничтожалось несколько раз. В своем изначальном виде храм стоял всего лет двести.

Длина его достигала ста десяти метров, а ширина - пятидесяти пяти. Колонны шли вокруг здания в пару рядов. Каждая из них достигала восемнадцати метров в высоту. Еще одно сказание говорит про то, как 127 монархов со всего мира подарили в святилище по одной колонне.

Крышу выстелили плитами из мрамора.

Геростратова слава

Синонимом незаслуженной популярности стало имя одного эгоистичного грека. По преданию, Александр Македонский родился в тот день, когда произошел страшный пожар в Эфесе. Артемида была слишком занята будущим царем, чтобы спасать свой храм.

А в это время никому на то время не известный, ничем не выдающийся грек Герострат решил, что лучший способ заработать себе популярность - поджечь четвертое чудо света.

Он полез в храм Артемиды в Эфесе и поджег его. В 356 году до нашей эры самое прекрасное здание, на которое ушло более ста лет, сгорело.

Совет города осудил преступника на полное забвение. Тем не менее его имя знают и современные люди.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе - чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Центральной фигурой храма стала статуя Артемиды.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.

Во время Византийского царства мрамор разнесли по другим церквям и зданиям. Софийский собор сооружали благодаря античным колоннам. Крышу, сделанную из этого материала, разобрали первой. После этого колонны остались без поддержки и просто падали на болотистую местность.

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота - лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света - храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Храм Артемиды в Эфесе был известен далеко за пределами города по всей территории древней Греции. Он был зачислен в число «Семи чудес света» — список самых прославленных достопримечательностей Древнего Мира. Сегодня остатки знаменитого храма Артемиды находятся в современном городе Турции Сельчуке , недалеко от античного Эфеса (), и посетить его можно, отправившись на .

Артемида почиталась как богиня плодородия, покровительница луны, животных и охоты, позже как покровительница целомудрия и хранительница рожениц. Культ богини Артемиды был очень значим в .

Храм в честь Артемиды строился и перестраивался много раз. Место для храма было выбрано не случайно – в древности на этом месте располагалось святилище карийский богини плодородия. Первоначальные деревянные постройки разрушались от землетрясений, сгорали в пожарах и приходили в ветхость со временем. В середине VI века до н.э. эфесцы решили построить самый большой и самый красивый храм для покровительницы города. Царь Лидии Крез, славившийся своим богатством, сделал крупное пожертвования на строительство храма.

Для того, чтобы храм не был разрушен землетрясениями, архитектор Херсифрон из Кносса решил строить новый храм на болотистом участке рядом с Эфесом. Мягкая почва должна была самортизировать колебания грунта при землетрясениях.

Чтобы защитить храм от проседания в болотистую почву, был вырыт огромный котлован и заполнен многометровой смесью угля и шерсти. Решение было нестандартным, но горожане одобрили проект.

Началось строительство храма. Чтобы доставить колонны к храму, приняли необычное решение: колонны перевозились не на повозках, которые вязли в мягком грунте, а были сами превращены в своеобразные колеса. К стержню в верхней и нижней части колонны пристегивалась упряжка волов, это позволило колоннам послушно катиться на предназначенное им место.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Известна легенда, по которой каменная балка порога никак не хотела занимать свое место. Архитектор Херсифрон был в отчаянии и готов был покончить с жизнью, но богиня Артемида сама вмешалась в строительство храма и помогла упрямой балке лечь на отведенное ей место.

Однако Херсифрон не успел закончить свое великое творение. При нем было сведено здание храма и установлена колоннада. Строительство храма затянулось на 120 лет. Храм достраивали сперва его сын Метаген, а позже — Пеонит и Деметрий.

При архитекторе Метагене была закончена верхняя часть храма. Но возникла новая трудность – архитрав нужно было положить на верх колонны осторожно, чтобы не повредилась капитель колонны. Проблема была решена опять нестандартным образом – на вершину колонны были положены мешки с песком. На мешки аккуратно укладывали балки, под их тяжестью песок высыпался, и балка постепенно занимала нужное место.

Архитекторы Пеонит и Деметрий закончили строительство храма к 550 году до н.э. Огромный храм Артемиды был длиной 110 метров шириной 55 метров. Два ряда 18-метровых колонн окружали храм. По легенде «127 царей подарили по колонне» прекрасному храму. Крыша была покрыта не черепицей, как это делалось обычно, а мраморными плитами.

Но храм простоял менее 200 лет.

По легенде, в ночь, когда в столице Македонии родился будущий Александр Великий, некий Герострат, желая прославиться в веках, сжег храм Артемиды, в 356 году до н.э. Легенда гласит, что богиня Артемида помогала рождению Александра и не могла защитить храм.

По решению городского совета наказанием для преступника должно было стать его полное забвение, но не смотря на это имя дошло до наших дней, став нарицательным.

Храм сильно пострадал при пожаре, и на его восстановление эфесцы не жалели своих сбережений и украшений. При содействии Александра Македонского началось восстановление храма в еще больших масштабах, и к III веку до н.э. строительство было закончено. Руководил работами архитектор Александр Дейнократ (или Хейрократ, согласно Страбону), который сохранил прежний план храма, возведя его на более высоком основании.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Пораженный масштабами нового творения, Александр Македонский предложил эфесцам покрыть все текущие и будущие расходы на создание храма с условием, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично ответив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам». Храм в Эфесе так и остался храмом Артемиде.

До нашего времени дошла еще одна легенда. В знак благодарности Александру Македонскому за участие в восстановлении храма после пожара, жители города Эфес заказали художнику Апеллесу портрет полководца. На портрете он был подобно Зевсу изображен с молнией в руке. Картина оказалась настолько совершенной, а оптический эффект, который убеждал смотрящего на картину, что рука с молнией выступает за пределы полотна, настолько впечатлял, что заказчики заплатили художнику целых двадцать пять золотых талантов. Сумма вошла в историю, так как за последующие три столетия такую сумму за одно полотно не удалось получить ни одному художнику.

Храм Артемиды в Эфесе фото. Реконструкция

В украшении храма принимали участие лучшие скульпторы и художники. Храм Артемиды в Эфесе был выполнен из мрамора и известняка. 120 колонн высотой 20 метров обрамляли его. Колонны были сделаны из огромных блоков, скрепленных между собой. Внутри храм Афродиты был украшен скульптурами Праксителя и рельефами Скопаса. Храм был крупнейшим храмом древнего мира. Даже Парфенон в Афинах был намного меньше эфесского чуда света.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

В храме была установлена статуя богини Артемиды. При раскопках храма была обнаружена мраморная многогрудая богиня Артемида, которую можно увидеть в музее Эфеса. Артемида «Полимастос» с тремя рядами грудей (по другой версии – бычьих яичек) являлась символом изобилия.

Артемида Эфесская

До сих пор точно не известно о происхождении этих образований на богине. Наиболее аргументированной представляется гипотеза о том, что «эти образования» — бусы, которые вешались на статую в ритуальных целях. Данная гипотеза подтверждается большим количеством бусинок в форме сосудов, которые были обнаружены при раскопках в Артемисионе Эфеса. При всей загадочности происхождения облика Артемиды ясно только одно, культ богини Артемиды в Эфесе в своей основе восходит к культу восточной Великой матери, существовавшему на этих территориях в древности. Это подтверждает и тот факт, что несмотря на трудности с построением храма именно на болотистой территории, храм не был перенесен на другое более подходящее место. Версия о «многогрудости» Артемиды была описана в основном только христианскими авторами, по одной из версий в целях дискредитации богини, как пережитка язычества, и которая не вписывалась в новую концепцию.

Храм Артемиды в Эфесе был не только местом культа богини плодородия Артемиды, но и деловым и финансовым центром древнего Эфеса. Он был полностью независим от властей Эфеса и управлялся жрецами.

Как и рассчитывал Архитектор Херсифрон, храм Артемиды на болоте простоял еще почти пятьсот лет. В эпоху римлян он стал называться храмом Дианы, императоры дарили ему золотые и серебряные статуи. Богатство и красота храма принесли ему большую славу и поставили в число семи чудес света.

Согласно легендам богиня Артемида не желала расставаться со своим местом обитания. Эфесцы изгнали апостола Павла и тех, кто решил следовать за ним. За это и получили наказание.

В 263 году храм Артемиды был разграблен племенами готов, однако окончательное разрушение храма Артемиды произошло в 400-х годах, когда культ богини Артемиды потерял свое значение. На месте храма была построена церковь, которая также со временем разрушилась.

В Византийский период облицовку из мрамора стали растаскивать для нужд строительства других зданий. После того, как разобрали крышу, единство общей конструкции было нарушено, колонны стали падать и тонуть в болоте. За несколько десятков лет последние следы самого прекрасного и большого храма Ионии потерялись, даже место храма было забыто.

Английский археолог Вуд долгое время искал руины храма и в 1869 году, наконец, нашел. Фундамент святилища Артемиды был открыт только в ХХ веке. Под фундаментом более позднего храма был обнаружены остатки храма, сожженного Геростратом. И имя, которое эфесцы решили забыть, опять вспомнили.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

От одного из чудес света – храма Артемиды – в наше время осталась одна колонна. Высота колонны составляет 14 метров и это ниже оригинальной колонны на 4 метра.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

В 1870 году экспедиция Британского музея производила раскопки в Эфесе, в ходе которых были обнаружены лишь часть фрагментов фриза и более мелкие детали. Сейчас эти экспонаты находятся в археологическом музее Стамбула и Британском музее Лондона.

Храм Артемиды в Эфесе находится в так называемом Артемисионе. Найти его можно, если свернуть на первом повороте из Сельчука на дорогу, ведущую в Кушадасы и к нижнему входу в Эфес.

На осмотр руин храма Артемиды будет достаточно 15 минут, поэтому посетить его можно не торопясь после посещения Эфеса.

Вход на территорию Артемисиона в Сельчуке бесплатный.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе


Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей