Туризм и путешествия

Михайловский Златоверхий монастырь. Киев. Михайловский Златоверхий монастырь - tanya45 Михайловский златоверхий монастырь

Михайловский Златоверхий монастырь расположен в центре Киева по адресу Трехсвятительская, 6.

Он был сооружен в 1108-1113 годах внуком Ярослава Мудрого князем киевским Святополком. Михайловская церковь была в то время единственной и имела золотой купол, поэтому и получила название Златоверхого. Хотя раньше Михайловская церковь была небольшой по размерам и деревянной. Святополк Изяславович строит новую из кирпича и камня с изысканными мозаиками и фресками, хорошими иконами.

Некоторые историки считают, что Изяслав Ярославич, чье христианское имя было Дмитрий, построил монастырь Святого Дмитрия и церковь в Киеве недалеко от Софийского собора во второй половине 1050-ых годов, а через полвека его сын Святополк II Изяславович построил монастырскую церковь (1108 -1113 гг.), посвятив ее архангелу Михаилу. Когда состоялась нашествие монголо-татар в 1240-е годы, монастырь ощутимо пострадал. Конечно, золотых куполов не осталось. В 1496 году монастырь был возрожден и переименован из Святого Дмитрия на Святого Михаила. Постоянные восстановления и расширения сделали монастырь одним из самых больших на то время. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.

Краєвид на Михайлівський Златоверхий монастир з Софієвської дзвінниці

В 18 веке фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором Иваном Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были декорированы оригинальными майоликовыми розетками, блестели на солнце, подобно драгоценным камням. Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора были выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.

Михайлівський Златоверхий монастир початок XX століття

Митрополит Иов Борецкий сделал Михайловский монастырь резиденцией православной Киевской митрополии. Как известно, Борецкий был священником в Свято-Воскресенской церкви, а затем стал первым ректором Киевской братской школы (в 1615-1618 годах). В 1619 году он принял монашеский постриг под именем Иова и стал игуменом Михайловского монастыря.

Во времена Богдана Хмельницкого позолота на центральном куполе была восстановлена. А в 1718 году гетман Скоропадский установил новый иконостас в главной церкви. Иван Мазепа пожертвовал для мощей Святой Варвары серебряные раку и паникадило. Военный судья Михаил Вуяхевич, известный позднее печерский архимандрит Мелетий, пристроил к старой архангельской церкви небольшой придел, специально для мощей Святой Варвары. Во времена правления императора Петра I невысокие стены монастыря были достроены так, чтобы они сравнялись со стенами главного храма. В 1713 году была построена каменная церковь во имя Иоанна Богослова, а в 1716-1719 годах игумен Варлаам Ленецкий построил каменную колокольню. Последним достоянием в деле восстановления больших монастырских сооружений было сооружение каменного забора вокруг монастыря и построение корпуса для братских келий.

Михайлівський собор початок XX століття

После отмены монастырских владений по приказу императрицы Екатерины II в 1786 году монастырь был зачислен первым классом и утвержден штат в 33 насельника. Монастырь вместо прибыли от прежних владений стал получать из казны ежегодно сумму на содержание монастыря в размере 2300 рублей. В 1880 году Михайловский монастырь - очаг местопребывания Киевских викариев.

Дзвінниця

После прихода большевистской власти в 1922 году Михайловский монастырь был ликвидирован. Те времена стали худшими в истории этого великого духовного комплекса. Сначала начали снимать фрески со стен церкви, потом сняли барочные купола и иконостас. В 1935-1936 годах Михайловский собор с колокольней и другими сооружениями были снесены в связи с проектом создания на этом месте правительственного центра. Перед разрушением собора и после его уничтожения профессор И.В. Моргилевский исследовал архитектурно-строительные особенности собора. Без этих документов воспроизведение разрушенного собора было бы невозможным. Фрески, мозаики были перевезены в музеи Москвы, Ленинграда, Новгорода. А мозаичная фреска "Евхаристия" была перенесена в Софийский собор. Некоторые смальтовые росписи попали в Киево-Печерскую Лавру. План построения Правительственного центра так и не был осуществлен. В годы Второй мировой войны некоторые фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж в Ленинграде. В Софийском соборе хранились: «Евхаристия», «Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески - сцены из «Благовещения», фигура святого Захария и др. Мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила - в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Трапезна

Скульптури на теріторії монастиря

В начале 90-х годов началось восстановление монастыря. В 1995 году Президент Леонид Кучма издал указ о восстановлении Михайловского Златоверхого монастыря. Первой была отстроена колокольня в 1998 году.

В феврале 2001 года были возвращены из Эрмитажа уникальные фрески XII века. В 2004 году были возвращены остальные фрески из Эрмитажа.

Текст и фото Маленкова Ростислава

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, "во дни благоверного князя Всеволода Ярославича" (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его "на учение иконного писания" кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело". В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство "мерцающей живописи" угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора - "Евхаристия", "Благовещение", изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику "Дмитрий Солунский", ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры "Святой Самуил" - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.

“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 - 1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановлен в 2000 году. Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.



Киево-Михайловский Златоверхий монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской улице. Основание его относят ко времени первого Киевского митрополита святого Михаила (см. 30 сентября). Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1118 году и погребен в церкви святого Михаила. В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров и существует до нашего времени. В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI веке был восстановлен и обновлен. Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями. В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, изображения пророков Захария, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII века, а открыты в 1889 году под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находится весьма чтимый список с Новгородской иконы Богоматери. В придельном храме в честь святой великомученицы Варвары открыто почивают ее святые мощи (см. 4 декабря) перед царскими воротами посреди церкви, на главном амвоне, в богатейшей по ценности и высоко-художественной по исполнению серебряной гробнице, под роскошным по рисунку и работе балдахином; эти рака и сень были пожертвованы в 1847 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К святым мощам ежегодно притекают тысячи поклонников. Ежегодно мощи святой великомученицы Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 году и 1770 - 1771 годах и холеры в 1830 и 1847 годах) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании в 1908 году 800-летия положения в монастырь мощей святой великомученицы) обносятся вокруг монастыря при многочисленном стечении народа. Кроме того, в монастыре, в приделе святой великомученицы Екатерины, находятся еще частицы мощей святых Харлампия, Пантелеймона, Фоки, митрополита Макария, великомученика Дмитрия мироточивого, Спиридона, преподобного Ефрема Сирина и др. В монастырской ризницы хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) великомученица Варвара. В монастыре погребены: два правнука великого князя Святополка, митрополит Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; при чем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева. При монастыре имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачею горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-приходская школа, в которой бесплатно обучаются и содержаться дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков - сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от монастыря; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от монастыря; читальня с монастырской библиотекой. К монастырю причислен - Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МОНАСТЫРЬ мужской, в Киеве. Основан в 1108. Около 1108-13 была построена каменная Михайловская церковь. В 17 в. монастырь — центр антиуниатской борьбы. Упразднен после 1917. В 1934 здания монастыря разобраны. Фрески и мозаики — в Софийском соборе в Киеве.

Михайловский Златоверхий монастырь занимает особенное место в сердцах киевлян. Назван в честь архистратига Михаила предводителя небесного воинства и покровителя города Киева. Основан в 1108 году Киевским князем Святополком(в крещении Дмитрий) — внуком Ярослава Мудрого, уже в 1113 году собор был освящён. Расположен на месте бывшего капища языческих богов: Перуна, Дажьбога, Хорса, Сварога, Стрибога и Мокоши, в центре древего Киева у Старокиевской горы на берегу древней реки Почайны (ныне несущёствующей), так что само место здесь пропитано чем- то необъяснимо притягательным, и шли сюда люди к богу с времён гораздо более ранних чем даже Киевская Русь.

Славился Михайловский собор своим богатым внутренним убранством в стиле» мерцающей живописи» - смеси мозаики и фресок. Уникальной чертой которой является переливание света в тень, то вспыхивая то затухая изображения как будто мерцают над головами прихожан. Этот стиль является достоянием мастеров Киевской Руси, уже тогда показывая своё отличие от Византийского. По мнению учёных в росписи собора учавствовал легендарный иконописец Алипий(Алимпий), непревзойдённый мастер и основоположник мерцающей Живописи.Некоторые мозаики в Михайловском соборе приписывают именно его руке.

На этом месте с 1054 по 1062 Изяславом Ярославовичем(в крещении Дмитрий) был основан Дмитриевский монастырь, и находился в так азываемом городе Ярослава. После смерти князя Изяслава монастырь поддерживали его дети, один из его сыновей Ярополк(в крещении Пётр) основал в пределах отцовского монастыря свой, в честь Петра. Но полностью его не закончил, он был убит и похоронен в его церкви. А в 1108 году сын Изяслава Святополк и заложил на этом месте Михайловский монастырь.

Михайловский собор, как и все соборы того времени, был похож на Успенский собор в Киево Печерской Лавре, но по приданию - это был первый собор с позолоченными куполами. И Михайловский собор не уступал в росокоши и убранству Успенскому. В отличии от Лавры Михайловский монастырь был вотчинным, т.е. принадлежал княжескому роду и его популярность зависела от успехов князя. Изначально храм был однокупольным 29х19 меторов, украшенный фресками и мозаикой. Главной ценностью собора были святые мощи Варвары великомучаници, мощи которой хранились тут на протяжении восьми веков.

Михайловский монастырь, сильно пострадал в 1240 году, после захвата киева ханом Батыем и во время нападения крымского хана Менгли Гирея в 1482 году. И лишь в 1523 году Сигизмунд 1 король польский дал право игумену Макарию реставрировать монастырь, и вернул почти все земли, это дало большой толчок для нового процветании. А уже в начале XVI века король Сигизмунд III дал приказ униатскому митрополиту Ипатию Поцею на присоединение Михайловского монастыря со всеми его землями к униатской церкви. Но тут произошёл казус, приказ вступал в силу только после смерти игумена Михайловского монастыря Иосифа. Но он пережил Ипатия, а монастырь остался православным. Дальше не раз михайловский монастырь пытались окатоличить, но униатам так это и не удалось.

Со временем Михайловский монастырь становится центром противостояния униатов с православными, ярким представителем этого противостояния стал игумен Иов Борецкий, впоследствии ставший митрополитом киевским. Митрополит Пётр Могила восстанавливая права православной церкви, отбирает у униатов их резиденцию в Софиевском соборе и переезжает туда, Михайловский монастырь обретает запустение. Благодаря усилиям Феодосия Сафоновича ставшего митрополитом в 1655, авторитет монастыря восстанавливается. В благодарность за поддержку в войне с поляками Богдан Хмельницкий дарит монастырю новые земли и содействует в реставрации монастыря.

С 18 века Михайловский монастырь обретает могущественного покровителя в лице Петра I, после воссоединения Киева с Московским государством, многие земли принадлежащие монастырю остались на территории Речи Посполитой. Царь и казацкая старшина щедро наделяют монастырь новыми землями на левом берегу Днепра. В первой половине 18 века наступает расцвет михайловского монастыря, этому не мало способствовал Иван Мазепа. По приходу он стоит вторым после Киево- Печерской Лавры, в 1713 году была построена Трапезная - единственное здание сохранившееся до наших дней неразрушенным. В 1720 вход в монастырь увенчала каменная колокольня, позже монастырь был обнесён каменной стеной с Экономическими воротами. А сам собор становится семикупольным в стиле казацкого барокко.

С приходом советской власти, как и всё, что относилось в церкви, михайловский начинает умирать. В 1919 церковные ценности били конфискованы в пользу красной армии, а многие разворованы. Ещё какое то время там проводились службы, но вскоре все монахи были выселены, а здания были отданы разным учреждениям. В 1929 монастырь закрыли превратив его в архивные склады. А при переносе столицы УССР из Харькова в Киев было решено на месте нынещней Михайловской площади строить грандиозный правительственный комплекс.

14 августа 1937 года Михайловский Златоверхий собор был взорван, на его месте должно было быть возведено здание аналогичное стоящему рядом МИДу, а между ними огромный памятник вождю пролетариата. Но свершению этого плана помешала великая отечественная война. Часть фресок всё же сохранилась, уникальные фрески»Дмитрия Солунского» , мозаика «Святого Николая » , часть фрески Самуила и некоторые другие ценности были вывезены в Россию в музеи Эрмитаж, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт Пирбурге, а «Евхаристия» перенесена на новое основание и хранится в Софиевском соборе. Мощи святой Варвары сохранились, сначала в Десятинной церкви, а потом во Владимирском соборе.

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.


Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом.

Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Вид Михайловского собора до революции.

Златоверхий Михайловский собор и колокольня. Литография. 1911 г.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

Михайловская площадь. Почтовая открытка 1913 г.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки.

Блок марок, посвященный храму

В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854 - 1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.

Вход в монастырь украшен фресками.

Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов.

На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.

На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия.
На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.

На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального.
Трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год).

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Лев Римский, Григорий Двоеслов, Сильвестр Римский. Михайловский Златоверхий собор. Роспись в алтарной части. Выполнена в соавторстве с заслуженым деятелем искусств украины Генрихом Нечипоренко.

Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Михайловский Златоверхий собор. Мозаичные иконы

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи.

Дмитрий Солунский.1108-1113.

Архидьякон Стефан.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.

Мозаика "Святая Евхаристия". Это одна из оригинальных мозаик Златоверхого Михайловского монастыря, хранящихся в Софийском соборе Киева.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

То, что храм воссоздан на более высоких уровнях, видно на фотографии внизу, где показан раскоп до уровня пола предыдущего храма.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

Киворий в монастырском дворе был построен заново в середине 1990-х годов.
Внутри кивория каменная чаша монастырского источника, он украшен золоченым куполом, фресковой живописью и полуколоннами.

Беседка над источником выполненна в стиле украинского барокко, в одном стиле и цветовой гамме (нежный бело-голубой с золотом) с главным храмом Михайловского монастыря - Михайловского Златоверхого собора.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Михайловский Златоверхий монастырь - один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716-1719 годы). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.


Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом - Изяславом I (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108-1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу - небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.


Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря , мощей святой великомученицы Варвары.


Вид Михайловского собора до революции

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

На площади возле Михайловского собора расположена Дипломатическая академия Украины, а перед ней памятник княгине Ольге, Апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию. Памятник был открыт 4 сентября 1911 года. Празднование проходило довольно скромно, так как в одной из больниц города умирал смертельно раненый в Национальной опере Украины Пётр Аркадьевич Столыпин.

На постаменте из розового гранита, в центре было расположено скульптурное изображение княгини: слева, на возвышении, стояла скульптура апостола Андрея Первозванного, указывающего на «Святые горы киевские», справа на возвышении - скульптура сидящих просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. На постаменте княгини Ольги надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу», ниже следовала другая надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911».
Красивейший памятник просуществовал не долго. Современный монументальный ансамбль княгине Ольге был торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева.


На территории монастыря сохранилось всего одно здание еще с дореволюционных времен и оно очень отличается от всего остального


###Страница 2

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.


Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.


Разборка и снос собора осуществлялись в 1934-1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934-35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.


Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.