Туризм и путешествия

Что на станции китай город. Метро «Китай-город»: окунись в историю. Почему станция метро называется Китай-город

Прозвали Великим посадом. Это самые древние исторические районы Москвы. Под названием «Китай-город» подразумевается часть мегаполиса внутри Китайгородской стены, включающий в себя улицы Варварка, Никольская, Ильинка и район Зарядья.

Появление этого замечательного района было вызвано соображениями безопасности. Богатый Великий посад исстари нуждался в защите. В XIV-XV веке он четыре раза полностью сгорал после татарских набегов на Москву. Чтобы защитить город, москвичи опоясали его рвом и насыпали земляные валы, на гребнях которых выставили два ряда частоколов. Пространство между ними наполнили камнями. Своеобразный крепостной вал назвали Китай-городом. Вероятно, это было произнесенное на русский лад тюркское слово «катай», то есть «крепость» (но существует и множество других, не менее интересных, версий происхождения названия).

Сооружение начало строиться при несовершеннолетнем царе Иване IV в 1535 году. Руководил строительством Петрок Фрязин, а первый камень заложил митрополит Даниил. Мощная крепостная стена имела протяженность 2,5 км и растянулась от Арсенальной башни до Лубянской площади, а далее резко поворачивала к Москва-реке и шла до Беклемишевской башни Кремля. В сравнении с Кремлевскими стенами Китайгородская была ниже (6,5 метров), но гораздо толще (6 метров). На ней легко устанавливалось громоздкое артиллерийское орудие. Строительство продлилось три года, и все было сделано по последним достижениям фортификационной науки тех лет. Заграждения и башни выдерживали самый сильный огонь любой артиллерии.

Проходили века, Москва жила своей жизнью, а Китай-город был в ней не только торговым и управленческим, но также научным и культурным центром. Печатный двор, а позже Синодальная типография располагалась именно здесь. В монастыре Заиконоспасском работала Славяно-латинская Академия, а в помещении Земского приказа при царице Елизавете Петровне был – Московский университет.

Постепенно границы Руси укрепились, и Китай-город утратил для Москвы свое военное значение. В XVIII появились первые планы сноса Китайгородской стены, но царь Александр I не дал своего согласия. В конце XIX века московский архитектор С.Родионов провел серьезную реставрацию защитной системы. В 1935 году в столице случилась «строительная лихорадка» – многие старинные сооружения в Москве снесли, а на их месте возвели новые. Разрушили и большой участок Китайгородской стены. Ее остатки можно увидеть возле гостиниц «Метрополь» и «Россия». Часть фундамента, выполненного из белого камня, были отрыты строителями, когда они сооружали подземный переход возле станции «Китай-город». Через несколько лет русская общественность осознала, что Китайгородская стена – уникальный исторический памятник, и ее частично восстановили.

В Китай-городе в любую эпоху кипела бурная жизнь – здесь были центры управления Москвой и государством: приказы, банки, всевозможные российские конторы, торгующие оптом, и зарубежные представительства. Во времена советские район сосредоточил в себе партийные и государственные учреждения, включительно с Центральным Комитетом КПСС. И сегодня Китай-город гостеприимно «приютил» офисы корпораций из самых разных стран, страховые компании и банки. Здесь же работает Администрация Президента РФ.

В пределах этого района располагаются такие бесценные для россиянина исторические памятники и милые сердцу места, как , и другие достопримечательности, придающие Москве неповторимый образ. Жилых зданий в этих местах нет, поэтому только днем тут кипит бурная деловая жизнь. А по вечерам Китай-город напоминает пустынную, но прекрасную декорацию из какого-то фантастического фильма.

Видео:

Открыта 3 января 1971 г. в составе участков «Октябрьская» - «Площадь Ногина» и «Таганская» - «Площадь Ногина».
Код станции КРЛ: 096, ТКЛ: 117.
Название станции происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого станция расположена.
До 5 ноября 1990 г. носила название «Площадь Ногина».

Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с пл. Ильинские и Варварские ворота, Славянской пл. и Солянского туп.) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли - общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён с залами эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов.

Колонная станция глубокого (29 м) заложения с тремя сводами. В составе станции - два зала. Имеется так называемая кросс-платформенная пересадка: для того, чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в западный зал - поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»).
Архитекторы А.Ф. Стрелков, Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский (восточный зал), Л.В. Малашонок (западный зал), И.Г. Петухова и И.Г. Таранов (аванзалы).

По форме колонн западный зал назван «Гармошкой». Десятигранные колонны облицованы цветным газганским мрамором. Путевые стены покрыты белым коелгинским мрамором, цоколь - тёмным газганом. Пол выложен светло-серым янцевским, тёмно-серым жежелевским гранитом с геометрическим узором узких полос чёрного габбро. Светильники размещены на своде станционного зала. Свод восточного зала поддерживают два ряда граненых колонн (по их форме проектировщики дали залу название «Кристалл»), облицованных желтоватым мрамором. Широкие чеканные карнизы из алюминия, анодированного под медь с изображением горящего факела, протянувшиеся над колоннами по всей длине зала, скрывают светильники. Колонны и путевые стены отделаны белым коелгинским мрамором. Путевые стены украшены чеканными вставками с изображением серпа и молота. Пол выложен цветным газганским мрамором. В глухом торце перехода установлен бюст В.П. Ногина работы А.П. Шлыкова.
Художники Х.М. Рысин, А.Я. Лапинь и Дж.Я. Бодниек.

Неподалёку есть задел под станцию «Хмельницкая» Арбатско-Покровской линии. В отдалённой перспективе возможно сооружение этой станции и соединение её переходами со станцией «Китай-Город».

Предыдущая станция на Калужско-Рижской линии «Тургеневская» .
Следующая станция на Калужско-Рижской линии «Третьяковская» .
Предыдущая станция на Таганско-Краснопресненской линии «Кузнецкий мост» .
Следующая станция на Таганско-Краснопресненской линии «Таганская» .

Информация о станции:

В историческом центре работает уникальная станция метро "Китай-город". Выходы из ее вестибюлей ведут во все направления, создавая огромный подземный лабиринт, в котором не так сложно и заблудиться. Дело в том, что по сути эти две станции метро, объединенные в один огромный пересадочный узел. Одна относится к Калужско-Рижской линии, а другая - к Таганско-Краснопресненской, но имеют одинаковое название - "Китай-город". Метро было спланировано таким образом, что между ними был построен переход, по которому пассажиры могут пересаживаться с одной ветки на другую.

История основания

Станция метро "Китай-город" появилась в Москве не так уж давно - открытие состоялось 3 января 1971 года. Она не первая, начало работы которой приурочено к Новому году. Например, станцию метро "Автозаводскую" также открыли 1 января, но несколькими десятилетиями ранее - в 1943 году.

Первые несколько лет станция работала в ограниченном режиме - в одном зале проводилась только посадка, а в другом - высадка. Но с 1975 года обе платформы заработали в полную мощность.

Планы о строительстве станции метрополитена в этом месте появились еще в конце 1930-х годов, но окончательно сформировались в утвержденную концепцию только через 30 лет.

Строительство велось уникальным методом, который ранее не использовался при создании станций в городе Москва. Метро "Китай-город" сооружали одновременно в шести параллельных тоннелях. Это была одна из крупнейших подземных строительных площадок. Потребовалась большая инженерная подготовительная работа, чтобы перепроверить не единожды все расчеты и не допустить ошибок при проектировании такого важного объекта.

У этой станции нет наземных вестибюлей - выходы ведут в подземные переходы, которые являются общими для обеих станций.
Ежедневно более ста тысяч пассажиров пользуются станцией "Китай-город". Метро помогает доставлять сюда работников и служащих многочисленных ведомств и министерств, которые расположились неподалеку.

Авторы и описание станции

Целая группа архитекторов и инженеров работала над созданием такого сложного комплекса, который предполагался возле района "Китай-город". Метро регулярно строили коллективы авторов. Здесь над каждым залом работали отдельные команды. Отдельная группа занималась внешним оформлением и декором залов на станциях.

Впервые при проектировании станции была применена так называемая кроссплатформенная пересадка. Ее суть заключалась в том, что, при следовании в одном направлении (на юг или на север), можно было пересесть с ветки на ветку, просто перейдя платформу на другую сторону. Но если при этом необходимо было поменять направление, то приходилось пройти по короткому переходу, расположенному в центре станции.

Этот тип пересадки пассажиров был позаимствован и применен при строительстве станций "Каширская", "Парк Победы", "Кунцевская" и "Третьяковская".

История названия

До 1990 года станция носила другое название - "Площадь Ногина", в честь одного из видных революционеров и партийных деятелей.

Современное название соответствует названию исторического района, рядом с которым расположена станция "Китай-город". Метро сюда ежедневно привозит тысячи пассажиров, но немногие могут рассказать про него.

На переименовании настоял в ожесточенных дискуссиях знаменитый литератор Владимир Муравьев. Но географически станция находится хоть и рядом, но за пределами старого района под названием Китай-город.

Не только станция поменяла название, но и одноименная площадь (вместо Площади Ногина она стала называться Славянской площадью).

Достопримечательности рядом

В городе расположено огромное количество достопримечательностей и памятников рядом со станцией метро "Китай-город". Улица Маросейка переходит в Покровку, а оттуда - к Покровскому бульвару и Бульварному кольцу. Или можно выйти в сторону Политехнического музея - огромного здания, в котором сосредоточена вся технологическая история развития. От Старой площади с административными зданиями Управления делами Президента можно выйти к улице Варварке, а оттуда - к Храму Василия Блаженного и всему комплексу Московского Кремля.

У одного из выходов из станции сохранилась часть древнего основания Варварской башни, крепостной стены, сооруженной еще в XVI веке.

Неподалеку от станции стоят уникальные церкви и соборы. Например, на Большом Спасоглинищевском переулке расположена Московская Хоральная синагога. Чуть дальше, на пересечении Петроверигского и Старосадского переулков, стоит небольшой, но очень красивый евангелическо-лютеранский Кафедральный собор, в котором регулярно проводятся светские концерты классической и органной музыки.

Перспективы развития

Не так давно улицы Маросейка и Покровка были отремонтированы - расширили тротуары, провели реконструкцию фасадов зданий. Теперь это одно из популярных мест для прогулки туристов и москвичей. Большинство приезжают сюда на метро, высаживаясь на станции "Китай-город". Это дает дополнительный стимул для развития станции, для ее регулярного ремонта. Она является мощным транспортным узлом не только для туристов и гостей столицы, но и для многочисленных сотрудников офисов и магазинов, расположенных в этом районе, поэтому сложно недооценивать ее значение для комфортного развития центра Москвы.

Станция «Китай-город»

Станция была открыта для пассажиров 3 января 1971 года в составе Таганско-Краснопресненской линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Площадь Ногина (до 05.11.1990).

Нынешнее название станции происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого станция расположена.

В составе станции - два зала. Имеется так называемая кросс-платформенная пересадка: для того, чтобы осуществить пересадку на другую линию, достаточно перейти на противоположную сторону платформы. Впрочем, такая пересадка возможна только при неизменном направлении движения (с юга на север, с севера на юг); в противном случае приходится переходить по лестничному переходу в параллельный зал; попасть в лестничный переход можно из центральных частей залов. В восточный зал прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций «Кузнецкий Мост» и «Тургеневская»), в западный зал - поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций «Таганская» и «Третьяковская»).

Станция не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли - общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён с залами эскалаторным ходом, северный - эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова).

Станция «Китай-город » расположена в районах Басманный и Тверской на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:

Станцию Московского метрополитена «Китай-город» благодаря необычному названию знают не только жители столицы, но и многие гости города, которые хотя бы пару раз пользовались подземным транспортом. В честь чего назвали эту платформу, когда она была построена? Какова ее судьба сегодня, и сколько выходов в город имеет станция метро «Китай-город»?

Историческая справка

Открытие новой станции метро состоялось 30 декабря 1970 года. Ее первоначальное название - «Площадь Ногина» (по названию располагавшейся рядом площади - сегодня это Славянская площадь и площадь Варварские ворота). В 1991 году была переименована и на сегодняшний день это станция метро «Китай-город». «Новое» название было дано в честь исторического района города, находившегося когда-то на этом месте. Инженер-конструктор проекта - Е. С. Барский, архитекторы: А. Ф. Стрелков, Л. В. Малашонок. Станция является совмещенной и относится к Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиям, работает ежедневно с 05:35 до 01:00.

Устройство и архитектура

Станция имеет два зала, перейти в один из другого (с одной ветки метрополитена на другую) можно по пешеходному переходу. Для изменения направления движения пассажирам предлагается кросс-платформенная пересадка - переход на другую сторону платформы. Станция метро «Китай-город» имеет два зала. В первом из них осуществляется посадка на поезда в сторону станции «Новоясеневская» (ранее - «Битцевский парк»). Здесь установлены колонны восьмигранного сечения, основная облицовка стен и декоративных элементов - белый мрамор. Платформа украшена декоративными панно с изображениями летящих голубей, пятиконечных звезд, серпов и молотов. Светильники скрыты под карнизом из черного мрамора. Во втором зале колонны широкие, облицованы газганским мрамором. А стены отделаны белым мрамором и имеют цоколь из серого камня. Помещения украшены декоративными панно с изображением горящих факелов. В одном из вестибюлей можно увидеть скульптурный портрет В. П. Ногина - человека, в честь которого станция метро «Китай-город» называлась когда-то ранее «Площадь Ногина». Основная отделка при входах/выходах из метрополитена также выполнена из белого мрамора. Полы в вестибюлях выложены розоватым и серым камнем, а колонны в тамбурах - светло-коричневым.

Современные выходы в город

«Китай-город» - станция метро, имеющая два вестибюля: южный и северный. Первый из них имеет выходы на улицы: Солянский тупик, Соляная, Варварка; на площади: Славянская, Старая, Варварские ворота, а также на проезды: Китайгородский и Лубянский. Из северного вестибюля можно попасть на улицу Ильинскую, площади: Старую, Новую и Ильинские ворота, а также Лубянский проезд. Для удобства пассажиров в вестибюле имеются указатели направлений, нетрудно здесь найти и справочный терминал, и общую схему Московского метрополитена. Внимание: станция метро «Китай-город» выходы имеет, располагающиеся на значительном расстоянии друг от друга. Следуйте указателям и старайтесь не ошибаться, выходя из метро в город.