Туризм и путешествия

Большая ступа 1 в индии. Архитектурный анализ ступы в санчи. Архитектурный анализ чайтьи в Карли

Сегодня, глядя на Санчи, трудно представить, что когда-то это был огромный, цветущий город. Он находился на пути караванов, а при помощи влиятельных индийцев стал одним из главных регионов страны. Многие летописи доказывают уникальное богатство города.

К закату буддизма, Санчи тоже стал затухать, превратившись в обыкновенное воспоминание, утонувшее в песках и зелени.

Обнаружил эту достопримечательность совершенно случайно английский военачальник Тейлор в начале 19 века.

При посещении этого место, в голове всплывает призыв к Электрофикации страны (навязчивые мысли).

Находится Санчи в штате Мадхья-Прадеш, около Бхопола. Свою известность у туристов она получила благодаря сохранившимся храмам и ступам.

История ступы в Санчи

Ступа - это самое первое буддийское сооружение, которое издревле считалось олицетворением горы Меру. При восхождении на трон Ашока в 3 веке, буддизм стал ведущей религией в государстве. Отсюда позднее сын правителя начал распространять учение Будды.

В период правления Ашока были возведены более 8000 монастырей и ступ. Самой первой признана Великая ступа. Ее стены расписаны изображениями индийцев и людей греческого происхождения в национальных одеждах. Изначально строительство сооружения задумывалось как иллюстрация к учению, пропагандирующему отказ от перерождений.

С самого начала ступа строилась в виде полусферы из кирпича. Сооружение окружалось высокой стеной из дерева. Позже ступу расширили и достроили хранительницу даров со шпилем и хармиками - своеобразными зонтиками, олицетворяющими приход человека на небо.

В период властвования Сатаваханов, деревянную стену снесли, и на ее месте построили каменные ворота.

Как выглядит ступа сегодня

Ступа полностью украшена изображениями основателя буддизма и историей возникновения учения. Также на ней можно увидеть изображения людей и животных. На ступе Будда показан в человеческом образе, но видно и немало предметов, символизирующих его: рука, лотос, следы.

Необычная округлая форма святыни имеет свое значение. Ее основание возводилось из кирпича и песчаника. Внутри никаких залов нет, но в кирпичной кладке спрятаны останки великого учителя.

Окружает ступу ограждение, построенное из камня, а по сторонам света располагаются ворота, представляющие собой две гигантские колонны с изображениями животных. Они оформлены резьбой и орнаментами. Все рисунки на воротах изображают жизнь Будды во всех ее проявлениях. В таком оформлении переплетены индийская мифология и учение Будды. Через ворота всегда совершались религиозные церемонии, представляющие собой обход вокруг святыни.

Другие ступы

Помимо огромной Великой ступы, на территории Санчи расположено несколько маленький сооружений. Вторая ступа была возведена на западном склоне, недалеко от Большой. Стен нет, ограждают святыню лишь медальоны из камня с вырезанными на них людьми, животными из индийской мифологии.

На сегодняшний день весь комплекс признан исторической ценностью и внесен в список ЮНЕСКО.

Третья располагается на восточном склоне. Она представляет собой уменьшенную копию Великой ступы. Ее также окружают ворота необыкновенной красоты.

Здесь давно находились останки двух последователей Будды - Сари Путгхи и Махи Моггалана. После археологических раскопок их отвезли в Англию, но через столетие они вернулись на Родину.

Четвертая ступа сохранилась в разрушенном состоянии. Туристы могут видеть только большое основание.

Как добраться до Санчи

Все местные достопримечательности располагаются в шаговой доступности, но если вы едете с города, то можно воспользоваться следующими способами передвижения:

  1. Аренда автомобиля или такси. Это самый удобный способ передвижения. Стоит услуга будет недорого, да и доедете вы быстрее.
  2. Поезд. Если ехать на поезде из Бхапола до Санчи, дорога займет менее часа. Главное, прийти на станцию немного пораньше и купить билет стоимостью до 20 рупий. Ежедневно ходит 4 поезда в двух направлениях. Еще один поезд идет из Мумбаи, но придется совершить пересадку.
  3. Рейсовый автобус. Из Бхапола ежедневно ходит автобус. Цена билета составляет 25 рупий.
  4. Экскурсии. До ступового комплекса можно добраться в составле экскурсии. Гид расскажет не только о ступах, но и поведает о традициях и культуре Индии.

Стоимость билета

Для индийцев входной билет будет стоить 10 рупий, а вот для иностранцев стоимость составляет 250 рупий.

Сам билет похож на открытку, на которой изображены местные достопримечательности.

Приобрести билет можно прямо на вокзале в специальной кассе. Оттуда к ступе ведет тропинка со ступеньками.

Санчи является одним из наиболее хорошо сохранившихся комплексов буддийской архитектуры в Южной Азии.

Здесь, в центральной Индии, на вершине горы из песчаника, в III-XII веках н.э. было построено множество ступ, храмов, монастырей и столпов, и над всеми ними возвышается Большая ступа высотой 16,5 метра.

Вокруг ее базы проходят мостки для процессий с каменными перилами. По сторонам света расположены четверо высоких церемониальных ворот. Их покрывают рельефы со сценами из жизни Будды и ранней истории буддизма.

На цоколе установлен купол ступы - усеченная полусфера 36,6 метра в поперечнике. Ее венчает прямоугольная каменная ограда, внутри которой стоит тройной каменный зонтик. Массивность ступы и замысловатая резьба ворот и ограждений создают разительный контраст, но первоначальное впечатление наверняка было еще более сильным.

Купол и постамент были облицованы белым известковым бетоном, ворота и ограждения выкрашены полупрозрачной красной краской, корпус ступы расписан венками и гирляндами, а зонтики на вершине были позолочены.

Памятник, который мы видим сегодня, строился и украшался в течение нескольких веков. Большая ступа была заложена правителем империи Маурья Ашокой (272-235 гг. до н.э.) в середине III века до н.э. Первое кирпичное сооружение было вдвое меньше нынешней ступы и, вероятно, заключало в себе останки самого Будды.

Ашока также воздвиг около ступы мемориальный столп из шлифованного известняка высотой 13 метров, на котором был высечен эдикт, запрещающий расколы внутри буддийской религиозной общины. Ворота были построены столетием позже, в период правления Сатакарни II (50- 25 гг. до н.э.) из династии Сатавахана.

Последующие изменения осуществлялись не царями, а сотнями частных лиц - монахами и монахинями, торговцами, купцами и каменщиками, чьи имена высечены на пожертвованных ими деталях.

Ступы являются одной из самых ранних форм буддийской архитектуры. Первоначально они строились в различных местах для хранения частиц праха Будды (ок. 563-483 гг. до н.э.), разделенного после его ухода в нирвану.

Но эти холмы из кирпича, земли или камня уже во времена Ашоки стали объектами поклонения. Большая ступа оставалась центром буддийского храма в течение почти 1400 лет, пока это место не захватили джунгли.

Ступа в Санчи очень красива в своей простоте. Это опоясанная балюстрадой каменная полусфера, сверху которой построен небольшой квадратный «балкон» с традиционным каменным «зонтиком» посередине.

Ступа обнесена внушительным ограждением с четырьмя воротами с каждой стороны света.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов.

А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США).

А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На постройке всего одной Великой Ступы в Санчи император Ашока не остановился - здесь же он возвёл ещё несколько ступ (раньше их было семь), некоторые из которых можно видеть и сегодня.

Неплохо сохранились ещё вторая и третья ступы, остальные же, к сожалению, были практически разрушены - всё-таки мусульманские завоеватели не особо церемонились с сокровищами «неверных» (на долгое время все эти ценности и вовсе были заброшены, а заново их открыли лишь в девятнадцатом столетии).

В этом месте даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями.

Уже только ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе тайны многих поколений, стоит ехать в Индию - загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Краткие сведения о культуре Древней Индии

И́ндия- государство в Южной Азии. Религии - индуизм, буддизм, брахманизм, сикхизм и джайнизм. Самая ранняя религия - ведическая (культ природы). Культура буддизма повлияла на архитектуру Древней Индии. VI в. до н. э. - регулярная планировочная схема городов, дома из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией.

Строительные материалы Древней Индии

Дерево - активно использовалось. Бамбук - сооружение типичных для индийской архитектуры круглых построек. Глина - раствор для кирпича, изготовление кирпича-сырца, обожженного кирпича. Камень – сооружение ступ, стамбх, пагод, ограждения. Формы, созданные в дереве перенесены в каменные строения. Ценные породы камня - облицовка культовых и дворцовых сооружений. Штукатурка – применялась для украшения и укрепления кирпича.

Основные виды конструкций в Древней Индии

Стены: освоена техника возведения стен разными видами кирпичной кладки.

Арочные фермы:

Вход в грот Карли. (IIв. до н.э.)

дугообразные фермы, высеченные из камня или подвешенные к сводам пещерных храмов, бывают двух видов:

· составленные из нескольких одинаковых закрепленных дуг;

· подражание дощатым кружальным ребрам;

Для прочности использовали несколько ферм, соединяя между собой почти вертикальными перекладинами.

Своды:

Фальшивые своды

кладка ведется горизонтальными рядами, постепенно свешивающимися внутрь конструкцией, не требующей применения кружал и не развивающей бокового распора, возможной лишь при небольших пролетах.

Типы буддийских культовых сооружений в Древней Индии

Чайтья: продолговатый пещерный зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Часто выход оформлен как “портик” с килевидным завершением.

Ступа: монументальное сооружение для хранения реликвий. Встречаются ступы полусферические, квадратные ступенчатые, башнеобразные, колоколообразные, бутылеобразные. Техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре - применяются раскраска и позолота.



Стамбха: монолитный каменный столб, обычно завершенный капителью и увенчанный скульптурой (цветы лотоса, фигуры животных). На столбе высекались эдикты царя Ашоки и буддийские религиозно-моральные предписания.

Чайтья в Карли

Краткие исторические сведения

Чайтья в Карли – пещерный буддийский монастырь в Индии, высеченный в скале во втором веке до н.э.

Архитектурный анализ чайтьи в Карли

Представляет огромный внутренний зал (З,8 х 14 м) имеет апсидный план, высота храма – 15,7м. Стены храма тщательно отполированы. Три нефа, два ряда колонн, стволы колонн – шестнадцатигранные, капители - соединение мотивов колокола и цветка лотоса со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур, базы колонн – горшковидные. В апсиде колоннада описывает полукруг вокруг ступы. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам.

Фасад храма : отмечен огромным подковообразным окном (главный источник света в храме) и украшен скульптурными рельефами(мужские и женские фигуры).

Ступа в Санчи

Краткие исторические сведения о ступе в Санчи

Воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II в. до н. э. Во второй половине I в. до н.э. были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим сторонам света. Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой.

Архитектурный анализ ступы в Санчи

Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м (без стержня), а вместе со стержнем 23,6 м. Ступа сложена из крупного кирпича и камня, стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой. С южной стороны на террасу ведут лестницы. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Над хармикой возвышается стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Каменная ограда вокруг ступы, имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света.

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы) .

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya) , матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси) , чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево) . На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом) : демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1) . Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева) . Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana) . Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.) , другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний) . Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00) , переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

Стоимость билета:

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции) , где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий) .

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00) , также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00) . Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55) . Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10) .

Несмотря на то, что Санчи сама по себе достаточно небольшая деревенька, она невероятна важна не только для Индии, но и для общемировой истории, а все дело в том, что здесь собралось большое количество памятников раннебуддийской архитектуры, одним из которых является выдающаяся Ступа (Sanchi Stupa), которая была возведена еще в III веке до н.э. Считается, что именно она стала прообразом для всех последующих ступ.

Ступы, как правило, выполняют роль памятных монументов, которые возводятся для того, чтобы обозначить ту или иную важную дату для буддизма.

Как можно посетить?

Вы, конечно, можете добраться до этого колоритного места самостоятельно, однако из-за его особенности, лучшим решением будет воспользоваться услугами опытного гида и добраться сюда в составе экскурсионной группы. Тем более, что вам в этом случае удастся услышать множество интересных и таинственных историй.

Учтите то, что вам придется путешествовать через заросли джунглей в привычную для Индии погоду, жаркую и влажную. Так что стоит выбрать для этого путешествия удобную легкую одежду и позаботиться о головном уборе.

Интересные факты

  • Осмотрев рельефы, которые декорируют стены этой ступы, вы сможете обнаружить не только древних жителей Индии, но и греков, а все потому, что Ашока Великий, по приказу которого была возведена эта ступа, имел дипломатические отношения с Грецией того времени.
  • На протяжении очень долгого времени эта ступа, как и большинство иных буддийских памятников, была забыта. Её заново открыли англичане только в 1818 году.
  • Изначально эта ступа была цельной и монолитной постройкой, внутрь которой нельзя было зайти.
  • Здесь вы сможете увидеть множество восхитительных скульптур и монументов, которые изображают легендарных существ, богов и простых людей того времени.
  • Считается, что в каждой из ступ, возведенных Великим Ашокой, при строительстве были размещены священные реликвии Будды, которые принадлежали ему при жизни.

Как добраться?

Самым удобным способом добраться до этой достопримечательности станет арендованный на время автомобиль или вызванное такси.
Сюда достаточно часто ходят разнообразные экскурсионные туры, так что вы вполне можете воспользоваться услугами гида и, вместе с остальными экскурсантами, послушать множество интересных историй об этом древнем и загадочном месте.

Адрес: Санчи, Индия