Пропуск первых судов через шлюз № 14 (Городец)

Пропуск первых судов через шлюз № 14 (Городец)

Спирин Константин. Опубликовано: 02 июля 2016

 К августу 1955 года основные строительно-монтажные работы на 13-м и 14-м шлюзах были завершены. Шлюз № 14 начали готовить к пропуску судов. Были размыты нижняя и верхняя перемычки. Обводной канал был соединён с верхней головой шлюза, и воды Волги заполнили его камеру, днище которой находилось ниже дна реки.

Утром в воскресенье, 14 августа, у городецкой пристани пришвартовался пароход «Волга». К десяти часам стали прибывать гости и рабочие. Перед пристанью состоялся митинг, на котором с краткой речью выступил начальник управления строительства левого берега Зосим Львович Серый. Он поздравил рабочих и технических работников с большими трудовыми успехами в строительстве и пригласил всех на пароход.

Пропуск первых судов через шлюз. 14 августа 1955 г. Городец на Волге. Справа, за «Орлом», на буксирчике рядом с «Байкалом» — портрет Сталина. На самом «Байкале» — профили Сталина и Ленина на красном. Пароход «Волга» — 1902 года постройки, бывшый «А.О. Любимов и Ко». На борту «Орла» приписка «Г.Л.Р.П.» — Горьковское линейное речное пароходство. Справа — катер «СИ-3»

«Волга» отчалила от пристани и в сопровождении судов, обслуживавших строительство — «Адмирал Ушаков», «Суворовец», «Плёс» и др. — направилась к нижней голове шлюза. Когда подошли к воротам правой камеры, с пульта управления была дана команда: «Ворота открыть!».

С приветственным словом к строителям по микрофону обратился главный инженер строительства «Горьковгэсстрой» Севенард К.В. Дав три пароходных гудка «Волга» стала выходить из шлюза в обводной канал длиной восемь километров, который прорыли земснаряды по пойменной низине.

Пропуск первых судов через шлюз № 14. Пароход «Академик Бах», 1958 год. Автор фото: Фридлянд Семён. Пароход построен в 1897 г. в Сормове, до 1939 г. назывался «Николай Пахомов», до 1936 г. — «Трудовой фронт», до 1920 г. — «Факел революции», до 1918 г. — «Христофор Колумб».

Пароход «Волга» поплыл к месту соединения канала с рекой. Пассажиры любовались лугами с цветущими травами; озёрами, покрытыми белыми и жёлтыми кувшинками; берегами, поросшими ивняком и кустами красной и чёрной смородины. Все знали, что скоро эта красота скроется под водами Горьковского водохранилища.

Развернувшись на реке Волге, пароход поплыл в обратный путь. Не доходя до шлюза, остановился у берега. Спустили трап. Председатель построечного комитета Малютин Н.С. пригласил всех сойти на берег и пройти в столовую на праздничный обед. После обеда участники торжества разбрелись по скверу Строителей (так назывался на 4-м посёлке сквер на улице Ульянова).

One thought on “Пропуск первых судов через шлюз № 14 (Городец)

  1. 22 января 1953 года началась укладка бетона в здание ГЭС, в том же году было начато сооружение шлюзов. 12 августа 1955 года был затоплен котлован водосливной плотины и здания ГЭС — строительная готовность этих сооружений была признана достаточной для пропуска через них стока Волги. 14 августа 1955 года первые суда прошли через шлюзы. 24 августа 1955 года состоялось перекрытие русла Волги, осуществлённое за 10 часов путём отсыпки грузовиками в воду со специально наведённого понтонного моста крупных камней и специальных железобетонных блоков. Началось заполнение Горьковского водохранилища, отметка уровня которого 25 октября 1955 года достигла 75 м. 2 ноября 1955 года был пущен первый гидроагрегат ГЭС, в декабре того же года были пущены ещё три гидроагрегата, оставшиеся четыре гидроагрегата были введены в эксплуатацию в декабре 1956 года (последний, восьмой гидроагрегат был пущен 25 декабря). 29 июля 1957 года наполнение водохранилища было завершено — оно достигло отметки нормального подпорного уровня Первоначально мощность ГЭС составляла 400 МВт (8 гидроагрегатов по 50 МВт). Однако гидроагрегаты имели существенный запас прочности, что позволило, после проведения работ по усилению конструкции гидротурбин и улучшения вентиляции гидрогенераторов, увеличить мощность каждого гидроагрегата на 15 МВт. 21 декабря 1959 года мощность станции достигла 520 МВт. 29 ноября 1961 года правительственная комиссия приняла Горьковскую ГЭС в постоянную эксплуатацию, 7 мая 1962 года Постановлением Совета Министров РСФСР ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию и её строительство было официально завершено

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *