История проекта 376 — «Ярославец»

История проекта 376 — «Ярославец»

Некоторым кораблям и судам отечественного флота уделяется немало внимания, как любителями истории флота, так и авторами. Они модны и популярны. Другие вынужденно остаются в тени гигантов. В лучшем случае их удостоят краткой строчки в справочнике. И это закономерно. Ведь на их долю не выпадает громких боев и дальних экспедиций. Они трудолюбиво, никем не замеченные, тянут лямку на синих дорогах страны, пока резак сварщика не отправит их в последний путь. Но справедливо ли это? Кто знает…

В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер – 376 и шифр — «Север». По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом.

В 1953 году на ССЗ №345 (ныне «Ярославский судостроительный завод») был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название – «Ярославец» -вместо шифра, который со временем забылся. Строительство сразу было развернуто большой серией. Вторым крупным предприятием, на котором стали строить катера проекта 376, стал «Сосновский судостроительный завод», ССЗ №640. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение – 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу.

В ходе многолетнего строительства, катера разошлись по всей территории СССР. Их можно встретить практически на любой реке или озере. Например, по регистрационным данным Восточно-Сибирской судовой инспекции на Иркутском водохранилище и озере Байкал в 2003 году только официально было зарегистрировано 118 «Ярославцев». И это из общего числа 255 зарегистрированных судов. Наибольшее количество судов находится на Иркутском водохранилище в пос. Листвянка, Северобайкальске и в пос. Усть-Баргузине. Не мало катеров в последние годы попало и в частные руки. Зачастую они перестраиваются в прогулочно-туристические, рыболовные, пожарные, патрульные и другие суда.
Строительство «Ярославцев» велось до 1992года включительно. К сожалению, в настоящее время не представляется возможным установить точное количество построенных катеров. В середине 90-х г.г. часть заводов (в том числе и Сосновский) прекратили свое существование. Архивы были утрачены. Единственное, что можно утверждать точно – это, то, что счет спущенных катеров идет на тысячи.

Экспорт

Албания: — 11 единиц (3 единицы в 1957, 3 единицы в 1958-59, 5 единиц в 1960)
Белоруссия — 3 единицы: патрульные катера. ПУ НУРС, пулеметы Болгария — 34 единицы пр.Р376 построены в Варне и Руссе с 1954: катерные тральщики №57, 58, рейдовые катера №218, 219

Вьетнам — 10 единиц (2 единицы в 1977, 2 единицы в 02.1980, 1 единица в 10.1981, 1 единица в 1982, 4 единицы в 1983): патрульные катера
Египет — 2 единицы
Ирак — 3 единицы в 1966: патрульные катера

Литва — 2 единицы: Н-23, 24
Украина — БГК-650 U634 в 1994, водолазные катера Миргород U731 (до 10.01.1996 РВК-493), Ромни (бывший РВК-155), РВК-5, РВК-78, РВК-158 в 1995 затем ПСКА, РВК-159, РВК-258 10.01.1996 затем ПСКА, РВК-329, РВК-354, РВК-450 10.01.1996, РВК-619, РВК-761, РВК-796 затем ПСКА BG-501, РК-798 10.01.1996, РК-936, РК-1036, ПСКА №602 (пр.РВ376) в 06.1992, патрульные катера U172, 173, водолазный катер U734 (пр.Р376), рейдовые катера U926 (пр.Р376), 938 (пр.Р376), ПСКА BG-503, 612 

Эстония — 2 единицы: гидрографический катер EVA311 (до 1994 ГПБ-931), патрульный катер БОХР PVK019 (до 1994 ПСК-?) 1977?.

Краткое описание катеров проекта 376, 376у. П.Л. Кориневский, А.А.Логинов Москва, В.Новгород 2006г.

Оглавление.

1. От авторов.
2. Проект 376, 376у.
3. Количество, годы постройки.
4. Описание конструкции.
  4.1. Корпус и надстройка катера.
  4.2. Корабельные механизмы и системы.
  4.3. Электрооборудование.
  4.4. Якорно-швартовое оборудование.
  4.5. Прочее оборудование.
  4.6. Трюмы и жилые помещения.
5. Экипаж.
6. Переоборудования катеров.
7. Общая оценка проекта.
8. Приложения.
  8.1. Чертежи (в 6 частях в формате PDF) :
лист1 — чертёж общего вида пр.376У, М 1:50
лист2 — теоретический чертёж, М 1:50
лист3 — деталировка
лист4лист5лист6 — чертёжи общего вида катеров 376 проекта, М 1:50
  8.2. Руководство по эксплуатации ЗД6 (в формате DOC)
  8.3. Справочник по серийным транспортным судам, том 3, стр. 179-181
  8.4. Чертежи и схемы (копии из формуляра катера пр.376У) :
боковой видплан палубыпродольный разрезплан трюмаплан надстройки и рубкисхема топливопроводасхема масляной системысхема водяного охлаждениясхема гидравлического управления реверсомсхема системы пресной и забортной водысхема системы осушениячертёж гребного винтадиаграмма остойчивостикривые элементов теоретического чертежаконструктивный мидель-шпангоутсхема водонепроницаемых перебороксхема постановки в док
  8.5. Сравнительная таблица основных показателей катеров 376 проекта .
  8.6. Описание и характеристики рейдового водолазного катера РВМ-376У.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *