Туризм и путешествия

Религия в США: основные конфессии американцев. Религия сша Какое вероисповедание в америке

Влияние знаменитой американской демократии распространено на каждый сегмент социального общества и ярко выражено в непростом вопросе – религия в США. Свобода вероисповедания закреплена в конституции и своим законным правом американцы пользуются сполна. В Соединенных Штатах очень много религиозных конфессий и все они имеют своих адептов. В целом верующих в стране насчитывается около 85%, где приблизительно 79% связывают себя с одним из направлений христианства.

Роль религии в жизни американцев

Религия и церковь занимают одно из приоритетных мест в жизни американцев. Поэтому можно уверенно сказать, что подавляющее большинство жителей США относятся к вопросу вероисповедания с большим уважением. Здесь принято всей семьей посещать церковь и приглашать священнослужителя на похороны, бракосочетание или причастие. Однако вероисповедание в Америке для многих – это банальная возможность ходить в храмы, как в клуб по интересам, а для других – истинно верить в Бога.

В Соединенных Штатах церковь отделена от государства. Согласно исторической поправке к конституции, начиная с 1791 года, ни одна религия не может быть возведена в ранг государственной. Это связано с тем, что страну постепенно заселяли выходцы со всего мира, и каждая диаспора стремилась бережно хранить национальные обычаи. Поэтому нельзя дать однозначный ответ на вопрос о конкретной религии в США.

Какая вера у американцев

Благодаря многонациональности американского народа постепенно сформировались разные направления верований. В Соединенных Штатах Америки мирно соседствуют приверженцы:

  • неопротистанских и псевдопротистанских течений;
  • католических, православных, протестантских религий;
  • общины индейцев, афроамериканцев;
  • евангельские христиане;
  • основные протестанты;
  • мормоны;
  • буддисты;
  • свидетели Иеговы;
  • мусульмане;
  • прочие христианские верования.

Есть многочисленная (относительно числа прихожан) церковь сатаны и другие ортодоксальные конфессии. Приблизительно 1,6% граждан, в основном молодых считают себя атеистами и эта цифра неуклонно растет.

На вопрос какая религия в США самая распространенная можно дать исчерпывающий ответ. Наиболее доминирующими конфессиями считаются – католицизм (свыше 23% верующих) и протестантизм (более 51% адептов). В 20 веке католическая церковь активно занималась вопросами политики: выступала против войны во Вьетнаме, старалась позитивно влиять на проблему ядерной безопасности. Например, епископы США в 1978 году высказывали пожелания о договоре ограничения стратегических вооружений.

Самая распространенная религия в США

Протестантская церковь принимала в жизни Соединенных Штатов не меньше участие, если учитывать тот факт, что это самая большая религиозная конфессия в стране. Протестантизм – отдельная ветвь христианства с преобладающими тенденциями современного подхода к священным текстам. Сторонники распространенной религии стараются переосмыслить догмы и адаптировать их к реалиям.

Вне зависимости от вопроса, какая вера у американцев любая конфессия старается сохранить исторические традиции и культуры, несмотря на нарастающий поток эмигрантов из разных стран. Были определенные разногласия, расколы в убеждениях, например, в лютеранской и протестантской церкви во время гражданской войны в США, когда северная лютеранская церковь выступала за постепенную отмену рабства. В целом, на территории Соединенных Штатов крупных религиозных конфликтов не возникало.

США - это страна, в которой свободное вероисповедание. Меж тем, исторически так сложилось, что в США иммигрировали в большем количестве сторонники сначала католической церкви, а потом и всего остального. И в отличие от церкви Европы, эта не вмешивалась ни в политику, ни подбирала всех подряд. За счет чего религия стала распространяться крайне быстро и сейчас в США практически 88% всего населения считает себя вероисповедающими. А от 21 до 41% населения ходят в церковь, как минимум раз в неделю.

Первая поправка к Конституции США определяет, что в США не может быть государственной религии и гарантирует свободу вероисповедания в США. Кроме того, США это единственная страна в которой, можно встретить, представителей практически всех вероисповеданий. Процент религиозного населения колеблется от штата к штату. К примеру, на Юге США, больше всего верующих, отчего его называют «Библейским поясом». В этом «поясе», так же отмечается большое количествоиммигрантов. В этот пояс можно отнести следующие штаты:Техас, Оклахома, Канзас, Иллинойс, Индиана, Огайо, Миссури, Арканзас, Луизиана, Миссисипи, Теннесси, Кентукки, Вирджиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия, Алабама и Флорида.

А вот большее число атеистов, наблюдется на западе США, это: Орегон и Вашингтон, а также Колорадо и Вайоминг.

Наиболее распространенные в США религии

К счастьюили, к сожалению, при переписи населения США вопросы о религиозности не задаются, поэтому информацию о вероисповедании граждан собирают негосударственные организации. Поэтому она может колебаться и быть не точной. Однако прислушавшись к разным источникам можно составить примерную статистику: Христианство - около 78 % населения США

· Атеисты или агностики - около 15 % населения США

· Иудаизм - около 2 % населения США

· Ислам - около 1,5 % населения США

· Буддизм - около 0,8 % населения США

· Индуизм - около 0,4 % населения США

Интересно также распределение религиозной принадлежности среди расовых и этнических групп США:


Карта преобладания религий по округам США


Христианство в США

Большая часть населения США веруют в христианство. В свою очередь большую часть из них составляют протестанты - это примерно 51% всего населения США или 158 млн. человек. Второе место среди христиан занимают 25% всего населения или приблизительно 75 миллионов человек. На третьем месте - это вероисповедующие принадлежащие к церкви Иисуса Христа Святых последних дней (то есть мормоны), которые составляют приблизительно 1.7% населения США, или 5.5 миллионов человек США.

Большое распространение христианства обусловливается, тем, что христианство было первой религией, которое попало в США. Так как в Европе оно было распространено больше всего, а европейцы колонизировали «новый свет», то есть Америку.

Крупнейшие конфессии христианской церкви в США:

· Католическая церковь - свыше 75 миллионов человек

Южная баптистская конвенция - свыше 16 миллионов человек

· Объединенная методистская церковь - около 8 миллионов человек

· Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) - свыше 5,5 миллионов человек

· Церковь Бога во Христе - около 5,5 миллионов человек

Для православных христиан, есть церковь «Православная Церковь», которая объединяет всех христиан. А ее главный монарх, носит титул "Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады".

Однако количество христиан снижается. К примеру, в 1990 годы, количество христиан составляло 86% всего населения, а в 2001 году их количество составило 78.6%,а сегодня 78% и падает.


Хрустальный собор реформатской (протестантской) церкви в Гарден Гроув, Калифорния, США

Иудаизм в США

Синагога на Пятой авеню в Нью-Йорке

Второе место среди религий США занимает иудаизм, который вероисповедуют около 16% всего населения. Изих, практически, каждый посещает синагогу не реже раза в месяц.

При этом каждый шестой вероисповедывающий эту религию употребляет кошерные продукты.

Больше всего иудеев на Севере страны.

Большинство верующий - это преимущественно евреи-ашкенази, потомки иммигрантов из Центральной и Восточной Европы. Но и не большая часть из них - это евреи-сефарды, которые в основном иммигрируют из Испании, Португалии или Северной Африки.

Стоит отметить, что не все американские евреи вероисповедуют иудаизм. Но популярность иудаизма растет среди евреев, хоть большинство из них протестанты.

Ислам в США

Исламский центр Америки в штате Мичиган

Третье место среди религий США занимает Ислам, самая модная и быстро распространяющаяся религия мира.

Он получил свое распространениеблагодаря Африканским рабам, большинство которых исповедало Ислам, а также иммигрантам и арабских стран.В частности из южных регионов Османской империи. В 1915 году в штате Мэн была построена первая в США мечеть.

Начал Ислам набирать свою популярность в Америке в 30-х годах прошлого столетия. Причиной тому был Уоллес Фард Мухаммад. Он создал в Детройте (штате Мичигане), расистскую мусульманскую организацию чернокожих американцев "Нация ислама". «Нация Ислама» искажала религию, и утверждала, что "Аллах есть Бог, белый человек - дьявол, а черные люди - сливки планеты Земля". Ну и как вы себе и представили, он начал набирать резкую популярность именно среди чернокожих. Такого рода, действия сразу вызвали тревогу, как у властей США, так и у белокожего населения. В связи с чем «Нация Ислама» отошла от таких радикальных мнений и превратилось в одно из традиционных течений Ислама.

К тому же его сторонниками были влиятельные люди, умеющие влиять на массы. Среди которых особо выделялись, Малкольм Литтл, известный как "Малкольм X" и знаменитый боксер Кассиус Клей, сменивший после принятия ислама имя на Мохаммеда Али.

Позже рост популярности ислама обуславливался, в большинстве за счет приезжих иммигрантов из регионов в которых он распространен больше всего. Это Пакистан, Арабские страны, страны юга Азии и др.

Буддизм в США

Си Лай Темпл, буддийский монастырь в Лос-Анджелесе, штат Калифорния

Буддизм - четвертая по распространенности религия в США. Большинство буддистов в США - американцы азиатского происхождения, но достаточно много приверженцев буддизма есть и среди других этнических групп США.

Буддизм появился в США в XIX веке, когда в Америку началась иммиграция из Восточной Азии. Первый буддийский храм в США был построен в Сан-Франциско в 1853 году американцами китайского происхождения.

В восьмидесятых годах XIX века иммиграция китайцев в США была законодательно ограничена, но примерно в эти годы увеличилось количество переселенцев в США из Японии, а в начале XX века и из Кореи. Количество буддистов в США росло.

В конце XIX века - начале XX века значительно вырос интерес к буддизму среди интеллигенции США.

Первым известным американцем, принявшим буддизм, стал Генри Стил Олкотт. Уроженец Нью-Джерси, полковник, адвокат, он в 1875 году вместе с Еленой Блаватской организовал Теософское общество, известную и существующую до наших дней международную общественную организацию.

Один из самых известных буддистов США в наше время - голливудский актер Ричард Гир.

Религия играет достаточно большую роль в США. Верующими называют себя около 88 % населения США; это намного больше, чем в большинстве развитых стран мира. По разным оценкам, от 21 до 41 % жителей США посещают церковь не реже, чем раз в неделю.

Первая поправка к Конституции США определяет, что в США не может быть государственной религии и гарантирует свободу вероисповедания в США. Практически в США сегодня можно встретить людей, исповедующих все мировые религии.

Отношение числа верующих к общей численности населения в разных штатах США неоднородно.

Больше всего религиозных людей в "Библейском поясе" - штатах на Юге США . Здесь живут очень много прихожан Южной баптистской конвенции, традиционно популярной в регионе. К "Библейскому поясу" относят штаты Техас, Оклахома, Канзас, Иллинойс, Индиана, Огайо, Миссури, Арканзас, Луизиана, Миссисипи, Теннесси, Кентукки, Вирджиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия, Алабама и Флорида.

Еврейская община в США состоит преимущественно из евреев-ашкенази, потомков эмигрантов из Центральной и Восточной Европы. Есть, однако, небольшое количество евреев-сефардов, происходящих из Испании, Португалии и Северной Африки.

В последние годы среди американских евреев повышается интерес к иудаизму, хотя в целом среди евреев США процент атеистов выше, чем в среднем по Соединенным Штатам Америки.

Ислам в США

Третья по распространенности религия в США - ислам.

Мусульманами были многие из рабов, завезенных в Америку из Африки. В конце XIX - начале XX веков в США иммигрировали много людей из арабских районов Османской империи, большинство из которых также исповедовали ислам. В 1915 году в штате Мэн была построена первая в США мечеть.

Очень большой всплеск интереса к исламу в США произошел в тридцатых годах XX века, когда Уоллес Фард Мухаммад создал в Детройте, штат Мичиган, расистскую мусульманскую организацию чернокожих американцев "Нация ислама". "Нация ислама" учила, что "Аллах есть Бог, белый человек - дьявол, а черные люди - сливки планеты Земля". Неудивительно, что рост популярности новой исламской организации среди чернокожих американцев вызывал серьезную обеспокоенность в США. Позднее "Нация ислама" отошла от столь радикальных позиций, став практически одним из течений традиционного ислама.

Одними из наиболее известных членов "Нации ислама" были выдающийся борец за права афроамериканцев в США Малкольм Литтл, известный как "Малкольм X" и знаменитый боксер Кассиус Клей, сменивший после принятия ислама имя на Мохаммед Али.

Значительный рост численности мусульман в США произошел и в конце XX века, в осовном за счет увеличения иммиграции в США из традиционно исламских регионов: Пакистана, арабских стран юга Азии и др.

Буддизм в США

Буддизм - четвертая по распространенности религия в США. Большинство буддистов в США - американцы азиатского происхождения, но достаточно много приверженцев буддизма есть и среди других этнических групп США .

Буддизм появился в США в XIX веке, когда в Америку началась иммиграция из Восточной Азии. Первый буддийский храм в США был построен в Сан-Франциско в 1853 году американцами китайского происхождения.

В восьмидесятых годах XIX века иммиграция китайцев в США была законодательно ограничена, но примерно в эти годы увеличилось количество переселенцев в США из Японии, а в начале XX века и из Кореи. Количество буддистов в США росло.

В конце XIX века - начале XX века значительно вырос интерес к буддизму среди интеллигенции США.

Первым известным американцем, принявшим буддизм, стал Генри Стил Олкотт. Уроженец Нью-Джерси, полковник, адвокат, он в 1875 году вместе с Еленой Блаватской организовал Теософское общество, известную и существующую до наших дней международную общественную организацию.

Один из самых известных буддистов США в наше время - голливудский актер Ричард Гир.

5--Этнический состав населения США

Этнический состав населения США чрезвычайно разнообразен. Так же, как и разнообразие расового состава жителей Соединенных Штатов Америки, многочисленность этнических (национальных) групп в стране обусловлена, в первую очередь, историей США.

На протяжении веков в США приезжали иммигранты из Англии, Испании, Германии, России, Ирландии, Швеции, Китая, Италии и многих других стран. В США можно встретить людей практически любой национальности.

Принадлежность к той или иной национальности (этнической группе) в США определяется при проведении переписи населения, каждый человек сам называет свою национальность.

Наиболеее многочисленные на сегодня в США этнические группы - это потомки немцев, африканских народов, ирландцев, англичан и мексиканцев.

Численность этнических групп населения США

Этнические (национальные) группы
Процент населения США,
Численность населения США,
относящегося к данной этнической группе

Немцы
около 17 %
около 50 миллионов человек

Афроамериканцы
около 13 %
около 40 миллионов человек

Ирландцы
около 10 %
около 31 миллиона человек

Англичане
около 8 %
около 25 миллионов человек

Мексиканцы
около 7 %
около 21 миллиона человек

Итальянцы
около 5 %
около 16 миллионов человек

Французы
около 3,5 %
около 11 миллионов человек

Латиноамериканцы
около 3,1 %
около 10 миллионов человек

Поляки
около 2,9 %
около 9 миллионов человек

Шотландцы
около 1,6 %
около 5 миллионов человек

Голландцы
около 1,5 %
около 4,5 миллионов человек

Норвежцы
около 1,5 %
около 4,5 миллионов человек

Коренные американцы
около 1,3 %
около 4,1 миллиона человек

Шведы
около 1,3 %
около 4 миллионов человек

Пуэрториканцы
около 1,1 %
около 3,5 миллионов человек

Русские
около 0,9 %
около 2,7 миллионов человек

Китайцы
около 0,8 %
около 2,5 миллионов человек

"Испаноязычные или латиноамериканцы" в США

Среди всех расовых групп США правительство США выделяет при проведении переписей населения этнические группы "испаноязычный или латиноамериканец" и "не испаноязычный или латиноамериканец".

Бюро переписи населения США определяет понятие "испаноязычный или латиноамериканец" как "лицо кубинской, мексиканской, пуэрториканской, южно- или центральноамериканской или иной испаноязычной культуры или происхождения независимо от расы".

К категории "испаноязычный или латиноамериканец" относят себя около 50 миллионов человек (или около 16 % населения США). Расовое распределение данной этнической группы населения США выглядит следующим образом:

Раса
Процент населения США этнической группы "испаноязычный или латиноамериканец", относящегося к данной расе
Численность населения США этнической группы "испаноязычный или латиноамериканец", относящегося к данной расе

Белые американцы
около 61 %
около 30,5 миллионов человек

Прочие расы
около 30 %
около 15 миллионов человек

Две или более рас
около 4 %
около 2 миллионов человек

Черные (афроамериканцы)
около 2 %
около 1 миллиона человек

Коренные американцы (индейцы или эскимосы)
около 1 %
около 0,5 миллиона человек

Азиаты (американцы азиатского происхождения)
около 0,3 %
около 0,15 миллиона человек

Коренные жители Гавайских островов или Океании
около 0,06 %
около 0,03 миллионов человек

Этническая группа "испаноязычный или латиноамериканец" - одна из самых быстрорастущих в США, как за счет все возрастающей иммиграции в США из стран Латинской Америки, так и за счет высоких темпов естественного прироста населения.

78,5% населения США христиане, среди них евангельские протестанты 26,3%, католики 23,9%, протестанты 18,1%, черные протестанты 6,9%, мормоны 1,7%, другие группы христиан 1,6%. Иудаисты 1,7%, буддисты 0,7%, исламисты 0,6%, индуисты 0,4%. Атеистами в США являются только 16,1% населения, 0,8% населения не смогли ответить на вопрос по поводу своей религиозности.

Первая поправка к Конституции гарантирует свободу вероисповедания в США.

Большинство американцев заявляют, что религия все еще играет большую роль в их жизни , что очень нехарактерно для развитых стран, впрочем точно такие же показатели и во всех странах Северной и Южной Америки. Огромный поток латиноамериканцев также привел к устойчивому религиозному состоянию общества в США.

76% американцев это христиане протестантских и католических конфессий, 51% населения США протестанты и 25% католики, нехристианские религии составляют всего 4,5% населения, сюда можно включить буддизм, индуизм, ислам и иудаизм.

Религиозная география США неоднородная, сразу выделим так называемый неверующий пояс или неверующие штаты на северо-западе США где количество атеистов достигает 60%, это прежде всего штат Вашингтон, Орегон, Айдахо и Вайоминг.

Самые религиозные штаты — это Нью-Мексико и Калифорния с католиками, огромный процент населения баптистов в Миссисипи и Южной Каролине.

Протестантизм в США

Сегодня, как и в былые времена это крупнейшее направление христианства в Соединённых Штатах, что составляет большинство населения страны, США держат первое место в мире по количеству протестантов во всем мире. Весь 20 век принадлежность к американским белым протестантам считалось образом благополучия и политической силы, отметим что все 44 президента США были протестантами за исключением Джона Кеннеди, он был католиком, чем это закончилось мы знаем.

Протестантство распределено по территории США неравномерно, максимальное количество протестантов находится на юге США в так называемом библейском поясе, там цифра близка к 65% от всего числа населения, на Среднем Западе 54%, Северо- Востоке и Западе 38% и ниже. В 29 штатах протестанты являются большинством населения, особенно в округе Колумбия, Миссисипи, Алабама и Юта. 74% протестантов белые, 16 % - афроамериканцы, 5 % - латиноамериканцы; 1 % -азиаты. 54 % составляют женщины, 46 % - мужчины.

Среди расовых групп США 78 % всех афроамериканцев, 53 % белых, 27 % азиатов и 23 % латиноамериканцев.

Чем дольше предки любого американца прожили в США тем выше вероятность, что он будет протестантом, среди переселенцев которые родились за пределами США только 24% протестантов, конечно будет 41% приехавших из Канады протестантов, 37% из Западной Европы, 29% из Латинской Америки и Южной Азии , 18% из Восточной Европы . Половина протестантов ходят в церковь по выходным дням, 17% не ходят церковь вообще.

Евангельские христиане являются наибольшей конфессией, не всегда отличаются либеральными взглядами, они занимают строгие этические позиции, важен авторитет Библии, они не ерпимы к церковным реформам, абортам, гомосексуалистам. К евангельским христианам в США относят всех пятидесятников адвентистов и перфекционистов, большинство баптистов и меннонитов, а также часть методистов, пресвитериан, лютеран.

Обычные протестанты , к ним относятся большинство исторических протестантских церквей в том числе англикан, реформаторов, пресвитериан, лютеран, квакеров, более половины методистов, часть баптистов. Протестанты более либеральны чем евангельские христиане протестанты, испытывают сильное влияние библейской критики.

Исторические афроамериканские церкви состоят из общин афроамериканцев, сюда относятся баптисты, методисты, пятидесятники и перфекционисты.

Доля трех основных вышеперечисленных церквей неуклонно снижается в последние десятилетия.

Атеизм в США

Самыми не религиозными штатами являются Орегон, Вашингтон, Аляска, Невада, Мэн и Западная Вирджиния. Самая низкая посещаемость церквей в штате Невада, Коннектикут, Нью-Гемпшир, Вермонт, Род-Айленд, Массачусетс и Мэн и Новая Англия вообще. В штатах Орегон, Вашингтон и Калифорния посещаемость церквей лишь немного выше.

Если в западной части США в Бога верит 59% населения, то на Востоке 80%, Среднем Западе 83% и на Юге странны 86%.

Сегодня в США 20 миллионов жителей, которые не придерживаются определённой религии, в том числе атеисты и агностики, убежденные атеисты среди них 5 миллионов человек.

Исследования показывают, что чем богаче человек в США, чем образованнее тем больше вероятности, что он атеист, а также среди таких людей будет очень много холостых мужчин и очень мало пенсионеров. Каждый четвертый американец в возрасте от 18 до 22 года считает себя неверующим. Одно из последних исследований подтвердило, что если в целом в Бога верят 78% населения, то еще 15% утверждают, что верят во вселенский дух или высшие силы, 6% ни верят ни во что.

Рост атеизма в США ускорился с начала 1980 годов и продолжается до сегодняшнего дня, количество атеистов с 1980 года удвоилось. Количество атеистов в США в 2007 году было 1,6% от всего населения, то уже в 2013 году 2,5%, количество агностиков увеличилось с 2,1% в 2007 до 3,3% в 2013 году.

Наибольший процент жителей, которые себя не причисляют к религиозным конфессиям это Вермонт с показателем в 34% населения, далее идет Нью-Гемпшир, Вайоминг, Аляска, Мэн Вашингтон, Невада, Орегон, Делавэр.

Если в США количество нерелигиозного населения 16,1%, то можно провести некоторое сравнение, в самой нерелигиозной стране мира в Эстонии таких людей 75,7%, Азербайджане 74%, Швеции 65,5%, Чехии 64,3%, Вьетнаме 63,5%, Дании 61,5%, Албании 60%, Великобритании 52%, России 48,1% Украине 42,4%.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет иностранных языков

Р оль р елиги и в США

Архангельск

Введение

Религия в той или иной степени связана с духовной жизнью общества в целом: с конечным смыслом бытия, вопросами жизни и смерти и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближним, свободе от рабства вещей, умению владеть собой, твердо верить в истину и моральные ценности.

Религия в США традиционно играет большую роль. Во все времена Америка являлась девственной землей для многих религий, а также в силу невмешательства государства в религиозную практику, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект.

Тема религии в США является и будет являться актуальной, так как религиозные организации активно участвуют в решении социальных и общественных проблем, кроме этого религия оказывает огромное влияние на политическую жизнь страны.

Яркой особенностью религиозной культуры США является разнообразие религий, что тесным образом связано с историей страны.

1. Из истории американской церкви

Многообразие религий в США тесным образом связано с религиозной жизнью коренных жителей Америки, колониальным прошлым и потоком переселенцев.

Основная масса индейцев Северной Америки ко времени колонизации достигли сравнительно высокого уровня культурного развития. Сведения о религиозных обрядах североамериканских индейцев очень обширны: от сообщений ранних путешественников и миссионеров- иезуитов 17-18 вв. до систематических исследований этнографов.

Говоря о родовых формах культа у американских индейцев, следует подчеркнуть, что он почти не у одного племени не был культом предков. С элементами родового культа тесно связаны пережитки тотемизма. В Америке мы уже не находим тотемизма в его классической форме.

Господствующей формой культа у индейцев Америки был не родовой, а племенной культ. Содержанием этого племенного культа было по преимуществу почитание сил и стихий природы. В числе сил природы на первом месте стояло солнце, так например, существовал праздник посвященный солнцу, который торжественно и пышно отмечался и назывался «пляской солнца». К нему приурочивалось выполнение всех главных обрядов. Важнейшую часть обрядов составляли изуверские действия вроде самоподвешивания на ремнях, продетых сквозь кожу и мускулы. Кроме того, по этому моменту велось летоисчисление.

Настоящих жертвоприношений в собственном смысле слова индейцы почти не знали. Некоторые исследователи прямо указывали, что индейцы слишком бедны, чтобы приносить ценные жертвы. Зато жертвы заменялись широкораспространненым обычаем самоистязаний, которые и рассматривались, как жертвы божеству. Наиболее изуверские самоистязания применялись иногда в качестве угодных духам обрядов. Сравнительно редко, но все же бывали случаи, когда североамериканские индейцы приносили в жертву стихиям и явлениям природы не только свои вещи, но и людей.

Формы погребения в Америки весьма разнообразны. С ними связаны тоже довольно разнообразные представления о загробной жизни. Местами отмечена вера в перерождение. Но преобладающей была вера в то, что люди в загробном мире будут продолжать ту же жизнь, которую они вели до смерти. Эти идеи о загробной жизни, хотя они и довольно определены, не играли первостепенной роли. Религиозные верования ориентировались не на будущую, а на эту жизнь. Вся цель культовой практики – обеспечить успех в земной жизни.

Резюмирую обзор религии большинства американских индейских племен, можно сказать, что характерная ее черта – идея сверхъестественного, которое близко каждому человеку, но уже довольно резко отделено от материального мира. Не было святилищ, храмов, особенно постоянных. Для периодически совершавшихся празднеств служили временные культовые хижины и шалаши. Не было оформленного жречества, роль его выполняли шаманы и знахари; принятие этой профессии было делом нерегламентированным, а добровольным. Совершенно не было культа вождей, в этом сказался особый демократизм всего уклада жизни индейцев.

Жестокости, которые совершались американскими колонизаторами, выливались в своеобразные формы религиозно-реформатских движений. Суть этих религий состояла в стремление возродить старые обряды индейцев, дополнив их некоторыми идеями, заимствованными из христианства или других религий. Центральное место в проповеди этих пророков занимала идея мессии, избавителя индейских племен от чужеземного ига. Во многих случаях эта идея дополнялась учением о воскресении, воспринятым из христианства. Разумеется, эти попытки религиозно-обновленческого движения, имевшие политическую подкладку, были совершенно безнадежны. Но они чрезвычайно интересны как явление, характерное не только для Америки. Стихийный протест против колониального угнетения на первых порах принимает форму религиознообновленческого движения.

Большинство колонистов были протестантами, именно их традиции и оказали существенное влияние на американское общество. Хотя возникало немало конфликтов между религиозными организациями, так например, население Верджинии включало в себя членов англиканской церкви. Англиканская церковь упрекала икономыслящих, живших в колонии.

Другая крупная группа, прибывшая в 1630, были пуританами, которые хотели очистить церковь. Они были более толерантны и верили, что вера в Бога – это путь к спасению души.

Первые католики прибыли в Америку в 16 веке, это были миссионеры из Испании, Португалии и Франции. Они основали церкви на юге и западе страны. В 18 веке происходит смена акцента, что было связано с новой волной эмигрантов. Именно в это время большинство американцев стали активно посещать церковь.

Религиозное множество возросло в США в конце 19 и 20 века за счет эмигрантов, прибывших из Европы, Латинской Америки и Азии. Появились такие религии как индуизм и ислам. Западная православная церковь была основана эмигрантами из России, Греции и Армении. Но их строгие правила были не приняты американцами, что привело к неприязни к новоприбывшим.

2. Религиозные течения

Большинство верующих в США - христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.

«Религии Нового века» - симптоматический и характерный продукт духовной жизни современного Запада. В 60-е годы произошел подлинный бум религиозных организаций. Так в США их число уже далеко перевалило за тысячу. В деятельности этих «культов» принимает участие от 3 до 5 миллионов американцев – преимущественно молодежь. И так, США стали родиной многих церквей и сект. Из наиболее известных можно назвать церковь Учеников Христа (основана в начале 19 в.), Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны, основана в 1830 г.), адвентистов Седьмого дня (основана в 1863), «Свидетелей Иеговы » (основана в 1872).. И все же большинство протестантских общин европейского происхождения - баптисты, методисты, лютеране. В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, меннониты (в т. ч. амиши), реформисты, унитарии, квакеры, различные братства. Есть православные церкви.

МОРМОНЫ , общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.

Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.

Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин - проповедник.

Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250-500 человек. Работа на местах - самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода - президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем - и «колов».