Туризм и путешествия

Религия и вера в черногории. Религия в черногории Черногория население религия

Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Население Черногории

Черногорское общество

Черногорцы всегда отстаивали свою самостоятельность, охраняли свою идентичность и, хотя в определенный период истории Черногорию относили к турецким подданствам, на самом деле она сохраняла полную независимость. В основе черногорского общества находятся кланы. Клан - это обозначение не только родовой принадлежности, но и территориального расположения. В кланах существует деление на братства (по-сербски - дружство). Братство, в отличие от клана в целом, объединяет только кровных родственников, поэтому братство может расти и распадаться на несколько новых братств. В братстве не может быть слияния с чуждым элементом. Вследствие родственных связей браки внутри клана не заключаются. Важным составляющим кланового единства является неотчуждаемость входящей в границы клана земли, и вообще недвижимого имущества. Этот древний обычай был прописан еще в Законнике князя Даниила 1855 г., а после Имущественным Законником Черногории от 1888 г. Естественно, в XX веке клановые, родовые связи ослабли, но не исчезли! Большая часть современного населения Черногории - потомки сербов, бежавших в горы от турецкого нашествия. Основная часть переселилась в Черногорию в XV в. Но приток продолжался постоянно. Состав прибывающего населения был очень разнородным. Начали чувствоваться различия в диалекте и этнографических особенностях, которые сформировались на прошлом месте обитания. После Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. население Черногории составляло около 150 тыс. человек.

Характерные особенности черногорцев

До начала XIX в. почти не было двух родов, или деревень, которые бы не конфликтовали. Но когда начиналось нашествие общего врага, все распри забывались, и население дружно оказывало сопротивление. Буквально все, кто посетил Черногорию, отмечали высокое самосознание, гордость, высокие понятия о чести и необыкновенную честность во всех общественных и личных начинаниях. Одним из самых страшных наказаний для черногорца когда-то было воспрещение носить оружие или же отнятие знака на шапке, обозначающее его чин. И еще одно интересное наблюдение, также напрямую связанное с понятием чести: "Черногорец охотно пьет и в этом отношении выдерживает весьма много; но он твердо знает свою меру. Показаться в пьяном виде, кому бы то ни было, понятия о чести ему не позволяют". Мужество, преданность и геройство - эти моральные ценности глубоко вошли в их жизненную философию. Причем в местном народном понимании геройство - это умение защитить себя от другого, а мужество - защитить другого от себя.

Уникально отношение черногорцев к России и русским. Отношения настолько близки, насколько далеки страны друг от друга. Россия добровольно взяла на себя роль защитницы черногорского народа. А Черногория всегда отвечала взаимностью, верностью и преданностью. Черногория всегда воспринимала Россию как союзника. Большую роль в существовании таких отношений играли единая вера, схожесть языка и культуры, и особенно, общие противники. Борьба за свободу и союз с "Маjком Русиjом" (Матерью-Русью) для черногорцев были святыми понятиями. В какое-то время в Черногории существовал культ России: черногорцы признавали "только Бога и Царя Русского". Даже тогда, когда Россия оставляла Черногорию, да и всех сербов, на произвол судьбы, например в 90-е годы прошлого - XX века, черногорцы старались понять такую позицию России, не потеряли веру в ее силу, богатство и влияние в мире и продолжают испытывать нежные чувства к ней.


Черногорцы и война

Черногорцы всегда считались бесстрашными воинами. Они никогда не оставляли на поле боя раненых. И типографский шрифт переливался в пули именно в Черногории. По сообщениям дипломата и ученого Е. П. Ковалевского, в середине XIX в. каждый месяц черногорцы 6-7 раз сталкивались с турками, причем 2/5 населения погибало на поле боя и 1/5 умирала от ран. Черногорская армия во все времена обладала высокой боеспособностью, ее боевой дух поражал противников. В ходе войны 1992-1995 гг. в Боснии черногорцы неизменно сражались в элитных подразделениях, их отменные боевые качества отмечали все. При этом черногорцы всегда держались немного обособленно, своими небольшими группками. Русские добровольцы, участвовавшие в войне в Боснии, отзывались о черногорцах, как о наиболее мужественных, умелых, сильных и бесстрашных сербских воинах.

Религия и Черногорцы

Огромную роль в жизни Черногории играла и продолжает играть Православная церковь. Черногорское духовенство в глазах народа воплощало в себе мудрость, лидерство, это были люди готовые дать совет, помочь, научить. Они никогда не были просто служителями Бога и исполнителями его воли. Духовенство принимало участие в управлении государством и в войнах, из этой среды часто выходили прекрасные воеводы. В Далмации(нынешняя Хорватия) например во время Второй мировой войны существовала четническая Динарская дивизия. Создал и возглавил ее православный священник Момчило Джуич. Четыре года эта дивизия громила немецкие оккупационные части, хорватов-усташей, мусульман. В 1945 г. Динарская дивизия была единственным подразделением, которому удалось спастись от выдачи коммунистическим партизанам Тито. Динарской дивизии удалось договориться с Италией и оккупационными властями "союзников", и уйти туда. Там они сложили оружие и рассеялись по всему миру, при этом не теряя связи друг с другом! Основными религиями в Черногории являются православие, ислам и католичество. Эти и другие религии отделены от государства, но Конституцией установлена обязанность государства оказывать религиозным конфессиям материальную помощь.

Черногорцы сегодня

Преданность традициям - одна из главных черт черногорцев. Ожидая гостя, они открывают настежь двери или ворота, как бы говоря: "Добро пожаловать!". Даже в современном черногорском обществе существует клановость, а следовательно, и готовность прийти на помощь. Долгие годы кланы как одна из форм организации общества оставались в тени и упоминались разве что в энциклопедиях, да в эпосе. Но все же черногорцы всегда помнили свою принадлежность к определенному клану. Черногорцы - прекрасные хозяева, добрые, внимательные и гостеприимные. Местное население очень доброжелательное и веселое.Общение с людьми принесет вам только радость, но только если и вы будете отвечать им со всей доброжелательностью и хорошим настроем. Основная часть черногорского населения - высокие и статные. Владение иностранными языками дает возможность черногорцам легко находить общий язык почти со всеми. В большинстве своем черногорки - это стройные и длинноногие девушки, в них чувствуется достоинство и статность горянок, они спокойны и приветливы. Мужчины высокие, имеют приятные южнославянские черты лица.

Состав населения Черногории:

По национальному признаку:

  • черногорцы - 40,6%
  • сербы - 30%
  • боснийцы - 13,7%
  • албанцы - 7,1%
  • хорваты - 1,1%
  • цыгане - 0,4%


По вероисповеданию

  • православные - 69,6%
  • мусульмане - 21%
  • католики - 4,2%
  • остальные - 5,2%3
  • атеисты - 0,9%

Черногория – это особое государство на Балканском полуострове. Оно несколько раз находилось под протекторатом других стран, что отразилось на менталитете местных жителей. В частности – официальная религия Черногории мирно сосуществует с другими конфессиями, есть веротерпимость. Это было достигнуто терпимостью к другим вероисповеданиям, с сохранением собственных традиций.

Религиозные особенности

Преобладающее число граждан страны верующие. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы, церкви и их посещение местными жителями. Но никогда черногорцы не навязывали свое вероисповедание другим, не нарушали права других верующих. Сейчас на территории страны официальной религией является православие. Но вместе с ним мир сосуществуют католические, исламские и иудейские конфессии, которые исповедуют другие национальные группы.

Особенности страны:

  • Здесь проживает около 62000 человек. Черногорцами себя считают только 44 %. Остальные – это сербы, хорваты, албанцы, турки.
  • Официальный язык – черногорский. Но он фактически является одним из диалектов сербского.
  • Основная религия Черного – православное христианство.

Европейская политика правительства и государства – отделять вероисповедания от мирской жизни. Лидеры религиозных общин не могут влиять на внешнюю и внутреннюю политику. Жестко пресекается экстремизм, нарушения прав человека. На законодательном уровне государство материально обеспечивает все общины, что поддерживается жителями страны.

Основные религии

Исторически сложилось так, что большая часть населения Черногории вероисповедание выбирают не сами, это делают их родители. Поэтому в стране большая часть жителей православные. Но их взгляд на религию отличается от традиционного, что свойственно для Балканского полуострова. Другие религии Черногории влияют на основную, можно заметить обратный процесс. В государстве считается нормальным, когда соседи христиане и мусульмане мирно сосуществуют и дружат.

Православие

Около 70 % местного населения придерживаются православной религии. Поэтому она неофициально признана главным вероисповеданием Черногории. Православие объединяет много групп национальностей. Однако есть особенности, возникшие из-за истории страны. Информация о них важна для отдыхающих и самостоятельных путешественников.

Большая часть населения относится к Сербской православной епархии. Она признана другими конфессиями и считается канонической. Ее традиции больше всего приближены к классическим византийским. Есть небольшие отличия, но они не влияют на религиозные обряды.

Вторая ветвь – Черногорская Православная церковь. За основу она взяла византийскую, но имеются существенные отличия – службы ведутся на черногорском, есть свои святые. Ее паства немного меньше канонической. Из-за этих различий в стране никогда не возникало противоречий, какая религия Черногории главная.

Православные достопримечательности:

  • Монастырь Острог. Он вырублен вручную в толще скалы. Самая известная православная достопримечательность государства.
  • Монастырь Морача. Находится в горах, отличается спокойствием и умиротворением.
  • Цетинский монастырь. Является вторым по популярности в стране. Здесь размещена десница Иоанна Крестителя.

Подобные культовые места православного вероисповедания в Черногории расположены поп всей стране. Большая часть предлагает бесплатные посещения.

Католичество

Католических взглядов придерживается около 4 % черногорцев. В большинстве случаев это сербы, хорваты, албанцы. Коренных черногорцев среди них около 20 %. Поэтому эта религия в Черногории поддерживается на государственном уровне. Прихожане не влияют на внутреннюю политику, но ведут активную социальную жизнь.

Большая часть населения страны исповедует православие. Следующая по численности религиозная принадлежность населения это ислам. Это обстоятельство наследство после османского господства на территории страны. И третья по значимости религия это католицизм.

Отношение к туристам у местного православного населения

Особых норм поведения для туристов мы не заметили, путешествуя по территории страны. Нас очень порадовал тот факт, что в православных храмах очень радушно относятся к русским. Мы путешествовали на арендованном автомобиле по Бока-Которской бухте и приехали в город Котор, где зашли в Собор Святого Трифона. Здесь остановились помолиться, поставить свечки, чтобы дальше продолжать свой путь. Услышав в церкви нашу русскую речь, к нам подошел местный батюшка и спросил, откуда мы. Узнав, что из России, приобняла нас, расплылся в улыбке и сказал, что их церковь очень хорошо дружит с нашим патриархом, что он неоднократно был в России, и что здесь очень любят русских. Так же поинтересовался, нужно ли нам что-нибудь и желаем ли мы прогуляться с ним по старому городу. К сожалению, мы уже гуляли по старому городу, и нас уже поджимало время, пришлось отказаться. Но впечатление от старого города Котора в целом и от посещения Собора Святого Трифона осталось исключительно благоприятным.


Другим примером отношения к туристам, служит наше посещение монастыря, находящегося в скале и носящего название Острог. Это мужской монастырь. Ежедневно в Острог приезжает огромное количество туристов и паломников разного вероисповедания. Мы приехали в Монастырь Острог на третий день путешествия на арендованном автомобиле и путь наш туда был неблизким. Почему-то мы предварительно не навели справки о том, что из себя представляет эта достопримечательность. Поэтому были крайне удивлены, что при входе в ворота монастыря висит табличка о том, что нельзя мужчинам заходить сюда в шортах и майках, а женщинам в одежде выше колена, голыми плечами и непокрытой головой. Наш с мужем внешний вид полностью отвечал всем нарушениям правил Монастыря. Но делать было нечего, пришлось уезжать. Хотя на мой взгляд, в таком популярном месте, как Монастырь Острог, должна быть заготовлена одежда для таких как мы неподготовленных людей. Чтобы не пришлось, проделав такой далекий путь разворачиваться и уезжать. Конечно же это не конец истории. В сувенирной лавке мы познакомились сербами, которые приехали из Сербии с паломнической поездкой в Монастырь Острог и собирались остаться там на несколько дней. И у них была одежда на смену, чтобы провести здесь комфортно все положенное время. И представляете - они любезно предложили нам свою одежду, чтобы прикрыть все открытые места и пройти с нами внутрь Монастыря и провести небольшую экскурсию по местности. Вот показатель отношения местных и сербов к русским и православным.

Отношение к туристам у местного исламского населения

Мусульманское население в стране живет не в туристических местах, а в обособленных местностях между крупными городами. Поэтому, находясь на отдыхе на пляже, с ними не пересечься. Но когда начали путешествовать по стране, то тут, то там встречались мечети и женщины с покрытой головой.


Конечно, их не так много, как, например, мы встречали в Албании, но все же они есть. А кстати, когда мы поехали в Албанию на однодневную экскурсию, то по дороге встречали мини-кладбища, на которых возведены небольшие каменные монументы с шапочками по-турецки. Оказалось, что это янычарские кладбища. То есть со времен османского господства здесь и соответствующих сражений, они так и сохранились. А местное мусульманское население давно расселилось по соседству, но кладбища оставили нетронутыми.

Оно имеет долгую и трагическую историю, которая сыграла ключевую роль в сплочении населения. Религия Черногории имеет свои особенности, а умение людей с разными религиозными убеждениями мирно существовать в одном пространстве часто считается поистине уникальным. Его часто ставят в пример гражаданам других европейских держав, но на данный момент еще ни одной из этих стран не удалось добиться подобного результата. Сегодня мы расскажем вам об основной религии Черногории и других конфессиях, которые представляют собой имеющие политический вес общины. Также мы рассмотрим многочисленные религиозные течения, присутствующие в стране.

Черногория: население, религия и язык

Государство, расположенное в юго-восточной части Европы, отличается своей многонациональностью. Несмотря на то что все его население именует себя черногорцами, на самом деле его состав весьма разнообразен.

В Черногории, по последним данным, живут около шестисот двадцати тысяч человек. Из них чуть более сорока четырех процентов считают себя черногорцами. Около тридцати процентов жителей страны являются сербами, бошняки и албанцы составляют по девять и пять процентов соответственно. Также в стране проживают русские, македонцы, немцы, турки и представители других народностей. Всего в Черногории более двадцати трех национальностей.

Официальным языком в стране считается черногорский. Он был признан национальным десять лет назад. Однако на самом деле это один из диалектов сербского языка, который считают родным более шестидесяти процентов населения.

Основной религией Черногории считается христианство, точнее сказать - православное христианство. Несмотря на кажущуюся простоту, разобраться в религиозном вопросе стороннему человеку не так-то и просто. Но мы попробуем рассмотреть его максимально подробно.

Политика государства в отношении религии

Прежде чем рассказывать вам о религии Черногории, стоит прояснить позицию правительства в этом вопросе. Ведь здесь кроется одна из самых главных особенностей государства - поликонфессиональность. В стране мирно сосуществуют религиозные конфессии, которые в других странах очень категорично настроены друг к другу. В чем же секрет этого небольшого государства на Балканском полуострове?

Многие считают, что он заключается в отделении религии Черногории от политики. Власти страны признают, что религиозные общины играют очень важную роль в жизни населения. Ведь оно признано одним из самых верующих в Европе. Удивительно, но, по данным шестилетней давности, атеистами считают себя только два процента черногорцев. Самым интересным специалисты называют тот факт, что государство, считающее себя далеким от церкви, несет полную материальную ответственность за все религиозные общины в стране. Причем данный закон активно реализуется на практике и пользуется большой поддержкой населения.

Еще одной особенностью Черногории являются ее религиозные праздники. На государственном уровне признаны даты, считающиеся важными у христиан и мусульман. Отмечают их в стране с большим размахом представители всех религиозных конфессий без исключения.

Православие: основная религия государства

Православного вероисповедания в Черногории придерживаются более семидесяти процентов населения. Именно благодаря этому подавляющему большинству данная религия приняла статус национальной. Однако и тут существуют свои особенности и подводные камни.

Православные поделены на две неравных части. Первая считает себя паствой, принадлежащей к Сербской Церкви. Она относится к канонической и является общепризнанной. Интересно, что традиции этой церкви наиболее близки к древним византийским. А вторая группа называет себя приверженцами Черногорской Православной Церкви. Она практически не признана православным сообществом, но это вовсе не уменьшает количество паствы.

Среди представителей обоих направлений никогда не возникает противоречий. Каждый христианин терпимо относится к традициям и обычаям своего собрата по вере, поэтому на религиозной почве в Черногории конфликтов не возникает. В основном православие исповедуют сербы и черногорцы.

Католическая церковь

Католиков в стране тоже немало, они представляют собой некую национальную силу, к которой невозможно не прислушаться. Примечательно, что в Черногории католицизм был очень влиятелен еще в давние времена. Поэтому его придерживаются сербы, хорваты и албанцы, испокон веков проживающие на этих территориях.

Если взять всех католиков за сто процентов, то черногорцев из них - около двадцати процентов. Это весьма значительное число, но от общей массы населения оно составляет не более четырех процентов.

Ислам

Нельзя говорить о религии Черногории, не упомянув ислам. Это самое распространенное в мире вероисповедание, а его приверженцы представляют собой мощную общину и в этой балканской стране. Стоит отметить, что ислам признан второй по значимости религией Черногории. И это не удивительно - его исповедуют более двадцати процентов от всего населения.

Интересно, что данное религиозное течение играет важную роль в государстве и может влиять на разные слои общества. Его придерживаются боснийцы и албанцы. Среди мусульман есть и славяне, в т. ч. и черногорцы. Последние составляют не менее десяти процентов от всех исповедующих ислам в Черногории.

Одной из особенностей страны считается веротерпимость. Во многих государствах Европы мусульмане вызывают негативную реакцию, а столкновения с ними повторяются регулярно. В Черногории же христиане и последователи Мухаммада живут очень мирно. Они часто встречаются во время религиозных праздников и крайне уважительно относятся друг к другу.

Иудаизм

Данное религиозное течение широко представлено в Черногории. Конечно, его последователи не представляют собой подавляющего большинства, но имеют очень крепкие общины.

В связи с государственной политикой к иудаизму в стране относятся очень хорошо. Согласно последним проектам по внесению поправок в законодательство страны, иудаизм планируется сделать еще одной официальной религией. Однако на данный момент подобные изменения еще не произошли.

Другие религиозные конфессии

Мы уже уточняли, что Черногория - это небольшая страна. Поэтому здесь нет большого разброса в религиозных верованиях. Помимо уже названых течений можно отметить еще протестанизм и оккультизм. Однако их последователи не составляют даже одного процента от общего количества населения страны.

Интересно, что некоторые черногорцы называют себя агностиками. Эти люди являются последователями философского течения, определяющего невозможность познания действительности через субъективность.

Несколько слов в заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что Черногория является удивительной страной, которую очень интересно открывать. Многие туристы, побывавшие здесь, рассказывают о необыкновенном единении народа. Известно, что в стране существуют храмы, куда свободно приходят православные христиане обоих направлений и католики. Причем каждая группа имеет право проводить богослужение по своим традициям. Это не вызывает противления в обществе и горячо поддерживается другими конфессиями.

Религия и религиозные общины Черногории имеют очень важное значение и в политической жизни страны. Они будто цементируют общество, ведь государство заботится обо всех религиозных течениях в равной степени. Многие считают Черногорию единственной в своем роде страной, в которой исключено возникновение проблем на религиозной почве. Поэтому здесь очень благоприятная атмосфера для развития туризма, приносящего в бюджет страны большие деньги.

В заключение статьи можно сказать, что любому человеку в Черногории будет комфортно. Ведь здесь абсолютно неважно, во что вы верите и какую церковь посещаете по праздникам.

Численность представителей прочих религий не превышает 0,1 % населения страны.

Численность верующих

Пункт о конфессиональной принадлежности был включён в перепись населения 2003 года. Согласно её итогам население страны распределяется по религиозной самоидентификации следующим образом :

  • Православие - 460 383 (74,24 %)
  • Ислам - 110 034 (17,74 %)
  • Католицизм - 21 972 (3,54 %)
  • Протестантизм - 383 (0,06 %)
  • Оккультизм - 58 (0,01 %)

6 003 человека (0,97 %) заявили что не придерживаются каких-либо религиозных воззрений, 2 424 человека (0,39 %) позиционировали себя агностиками , 13 867 (2,24 %) отказались отвечать на вопрос.

Православие

Католицизм

Католики в Черногории представлены албанцами (36,98 %), хорватами (31 %) и черногорцами (22,76 %) и живут, в основном, вдоль побережья. Структурно католическая церковь страны поделена на Архиепархию Бара и епархию Котора . Барская архиепархия не подчинена никакой митрополии и находится в прямом управлении Святого Престола . Епархия Котора подчинена митрополии Сплит-Макарска в соседней Хорватии .

Ислам

Приверженцы ислама в Черногории принадлежат в основном к следующим национальным группам: боснийцы (43,49 %), славяне-мусульмане (21,91 %), албанцы (20,75 %) и черногорцы (10,64 %). Мусульмане страны населяют главным образом регионы около городов Плав , Рожае и Улцинь , где они составляют большинство населения.

Иудаизм

Напишите отзыв о статье "Религия в Черногории"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Черногории

Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.