Туризм и путешествия

Необычные самолеты. Самые странные самолеты в мире. Уникальный самолет Proteus

С развитием авиационной промышленности все больше авиаконструкторов начали представлять свои необычные на первый взгляд проекты. Каждый из них отличается концепцией строения, некоторые из них и вовсе в корни изменили законы аэродинамики и подъемной силы.

Самые необычные грузовые самолеты

Аэроплан Super Guppy транспортник, предназначенный для транспортировки крупногабаритных грузов. Разработчиками самолета является американская компания Aero Spacelines. Всего было создано пять экземпляров и две модификации самолета.

Аэроплан, более известный под наименованием Корабль-макет или же Каспийский монстр является экспериментальным аппаратом, способным взлетать с воды, который и на сегодняшний день является самым большим в мире. Самолет имел длину крала в 37,6 метров, длина фюзеляжа достигала сотни метров. Испытания проходили ежемесячно на протяжении пятнадцати лет, однако в 1980 году в связи с ошибкой пилота самолет потерпел серьезную аварию, в результате которой, к счастью никто не пострадал.

Экспериментальный кругообразный самолет с названием Vought V-173 был построен и впервые запущен в 1947 году. Самолет имел необычную конструкцию, которая удивила инженеров своей формой и характеристиками. Проект предусматривал возможность вертикального или укороченного совершения взлета и посадки с небольшим тормозным путем.

Самые необычные экспериментальные самолеты

Необычный проект крупной американской компании Nasa под названием «М2-F1» с первых дней своего существования получил необычное прозвище «ванна для полетов». Главной задачей самолета являлось его использование в качестве капсулы для мягкой посадки астронавтов. Впервые бескрылый самолет поднялся в небо в августе 1963 года, а через несколько лет потерпел крушение со смертельным исходом пилота.

В период с 1979 по 1983 год на одном из дополнительных аэродромов НАСА был проведен ряд тестов двух машин HiMAT, оснащенных реактивным двигателем. Каждый из аппаратов был в два раза меньше знаменитого стратегического бомбардировщика F‑16, однако он имел большую скорость, маневренность и управляемость. На скорости в 400 км в час и высоте более семи километров беспилотник совершал крутой боевой разворот на 180 градусов и выдерживал максимальную перегрузку в +8g, что в сравнении с F-16 было достаточно высоким показателем. На сегодняшний день оба аппарата являются экспонатами, непригодными для полетов, и хранятся в имении Наса.

Разработка беспилотного самолета с наименованием McDonell Douglas X-36, была создан для того, чтобы проверить полетные, а также аэродинамические способности бес хвостовых самолетов. Аппарат в первый раз поднялся в небо в конце прошлого века, и совершил ряд успешных полетов и испытаний.

Самолет Ames AD-1 является первым и единственным в мире на сегодняшний день аппаратом, оснащенным косым крылом, которое расположено с небольшим отклонением вправо по центральной оси самолета. Впервые, аппарат отошел от земли в 1979 году, и в течении следующих трех лет участвовал в многочисленных испытаниях. За период исследований AD-1 испытали и оценили более 15 летчиков. На сегодняшний день данный необычный косой аэроплан находится на музейной площадке американского города Сан-Карлос.

Аппарат, носящий имя VZ-9-AV Avrocar является подобием летающей тарелки, обладающей возможностью совершения вертикального взлёта, полета и посадки. Чудо техники разработала популярная компания, занимающаяся производством самолетов. Впервые аппарат поднялся в небо в конце шестидесятых, однако всего через два года необычный проект заморозили в связи с низкой мощностью и полетными характеристиками.

Истребитель, который построен в форме летающего крыла был построен и впервые запущен в 1945 американской организацией Northrop. Было запланировано использование самолета в качестве стратегического бомбардировщика, однако он потерпел крушение в первом же полете.

Boeing X-48 является тестовым беспилотником, который был создан совместными усилиями двух крупнейших американских авиа промышленных компаний: Boeing, занимающаяся производством самолетов и Nasa, занимающаяся производством и запуском самолетов и ракет. Первый отрыв самолета от земли состоялся в середине 2007 года. В ходе тестового полета он поднялся на высоту более двух километров и успешно сел в назначенное место через пол часа после вылета.

Самолет NASA Hyper III является еще одним проектом американской организации Nasa, созданным в конце 1970 года. В самолете применяется объединенная система киля и стабилизатора, которые в результате объединения представляют собой две рулевые поверхности, расположенные под углом в 45 градусов от фюзеляжа.

HL-10 является одним из многочисленных НАСА, который использовался и предназначался для изучения полетных характеристик бескрылых аэропланов с однокилевым оперением, после их возвращения из ближнего космоса.

Разработка Российской боевой авиации Су-47 модернизация «Беркут» является необычной разработкой российского однопалубного боевого истребителя, который был создан в бюро имени Сухого. Самолет имеет необычное крыло, стреловидность которого имеет отрицательный коэффициент. В самолете используется большое количество композитных материалов, что позволяет сократить массу самолета на одну четверть. Первый самолет был изготовлен и впервые запущен в конце прошлого века, до сих пор он используется в качестве экспериментального образца.

Аппарат Grumman X-29 является прототипом самолета с обратной стреловидностью несущего крыла со всеми управляемыми поверхностями (крен и тангаж). Всего, сохранилось два таких экземпляра.

Остроносый самолет, носящий наименование Douglas X-3 Stiletto является американским экспериментальным аэропланом, главной задачей которого было проведение ряда испытаний на преодоление максимальной скорости и маневренности.

Спускаемый пассажирский отсек, который был построен в 1963 году и являлся частью американского проекта «Аполлон», главной задачей которого была посадка на Луну. Аппарат оснащен одним жидкотопливным реактивным двигателем.

Самые необычные вертолеты

Boeing Vertol VZ-2 является первейшим в мире и единственным подобным винтокрылым самолетом-вертолетом, который использует новейшую концепцию вращающегося крыла. Аппарат впервые полетел и завис в воздухе в середине 1957 года. После проведения ряда опытов, аппарат передали для дальнейшего применения в NASA.

Аппарат S-72 является экспериментальным вертолетом-самолетом, первый полёт которого был совершен в октябре 1976 года. После трех полетов финансирование проекта было прекращено.

В конце прошлого века в связи с постоянными потребностями Советского Союза в плане транспортировки пшеницы и зерна началась разработка и дальнейшее создание огромного и грузоподъемного вертолета. В августе 1969 года на сверхтяжелом вертолете типа МИ В-12 был достигнут мировой рекорд грузоподъемности подобных аппаратов. Вертолет поднял на борту груз массой 40 тонн на высоту более двух километров. Всего на данном двухвинтовом вертолете было достигнуто около восьми рекордов.

McDonnell Douglas X-36, бесхвостый истребитель

Монстр Каспийского моря, «Каспийский монстр» — Экспериментальный экраноплан, который был разработан Ростиславом Алексеевым в 1966 году.

«Каспийский монстр»

De Lackner HZ-1 – Устройство, позволяющее проводить разведывательные операции.

De Lackner HZ-1

Stipa-Caproni - Фюзеляж экспериментального итальянского самолёта выполнен в виде бочки (1932 год).

Stipa-Caproni

Blohm & Voss BV 141 – Самолёт, который должен был использоваться немецкими разведчиками во время II мировой войны. Отличается асимметричным дизайном.

Blohm & Voss BV 141

«Libellula» — Благодаря двойным крыльям и двум двигателям, у пилота был хороший обзор, что позволяло совершать успешные посадки на авианосцы. 1945 год.

«Libellula»

North American XF-82 – Самолёт сопровождения, состоит из двух соединённых P-51 «Mustang». 1946 год.

North American XF-82

Northrop XB-35 - Военная разработка бомбардировщика предназначалась Военно-воздушным силам США.

Northrop XB-35

Martin XB-51 – Штурмовой самолёт США, оборудованный 3 двигателями. Отличается нетрадиционным дизайном: оба двигателя расположены под носом самолёта, третий – в хвостовой части.

Martin XB-51

Lockheed XFV «The Salmon» — Экспериментальная разработка, возможен взлёт «с хвоста».

Lockheed XFV «The Salmon»

Avro Canada VZ-9 «Avrocar» - Самолёт выполнен в форме диска, может совершать вертикальный взлёт. Засекреченный проект США.

Avro Canada VZ-9 «Avrocar»

HL-10 – Строительство было завершено благодаря проекту «Lifting Body Research Program» под руководством NASA.

Douglas XB-42 «Mixmaster» -Проект бомбардировщика создан в 1944 году. Самолёт способен летать на очень больших скоростях.

Douglas XB-42 «Mixmaster»

Dornier Do 31 – Экспериментальный транспортник, возможен вертикальный взлёт.

Dornier Do 31

«Aerodyne» Александра Липпиша – На самолёте распложены два соосных внутренних пропеллера. Отсутствуют крылья.

«Aerodyne»

McDonnell XF-85 «Goblin» - Один из прототипов военного самолёта. Согласно замыслу инженеров, запуск должен был происходить из люка Convair B-36.

McDonnell XF-85 «Goblin»

Vought V-173 - Военный самолёт, предназначавшийся для ВМС Америки.

Vought V-173

Hyper III – Самолёт с возможностью дистанционного управления. Разработан NASA.

Hyper III

VVA-14 – Самолёт-амфибия.

Snecma C-450 – Проект французских инженеров. Отличительная особенность – возможность вертикального взлёта и приземления. 1958 год.

Snecma C-450

Ames-Dryden (AD)-1 – На основе этого самолёта происходило изучение принципов изменяемого крыла.

Ames-Dryden (AD)-1

B377PG – воздушное средство для транспортировки грузов.

X-29 – Применяется крыло обратной стреловидности.

Douglas X-3 «Stiletto» — Использовался для испытания новой конструкции, чтобы преодолевать скорость звука. 1953-1956.

Douglas X-3 «Stiletto»

Be-200 – Самолёт с большим функционалом.

Proteus – Есть двойное крыло и два двигателя. Спроектирован в Scaled Composites.

Caproni Ca.60 Noviplano – Девятикрылая летающая лодка. Прототип лайнера, который должен был совершать перелёты через Атлантику со 100 пассажирами на борту. Оборудован 8 двигателями. Понтоны по краям придавали устойчивость. Первый полёт завершился неудачно, самолёт взлетел, но всего через 18 метров после этого потерпел крушение.

A300-600ST («Белуга») - Авиалайнер, отличающийся широким фюзеляжем. Предназначен для транспортировки больших грузов.

Гиперзвуковой экспериментальный аппарат Falcon 2. Это, ни много ни мало – самое быстрое воздушное судно, когда-либо созданное американскими военными. Falcon 2 – это экспериментальный ракетный дистанционно управляемый глайдер, спроектированный для передвижения со скоростью 22 Маха. Его идея заключается в создании судна, способного достичь любой точки планеты и доставить туда бомбовый груз в течение одного часа, и для достижения этой цели DARPA разработало этот прочный и лёгкий глайдер. На сегодняшний день испытания проходят не так, как хотелось бы, но программа всё ещё находится в стадии развития.

X-51 Waverider. X-51 Waverider, созданный Boeing в сотрудничестве с Pratt&Whitney Rocketdyne, был сконструирован для преодоления скорости в 6 Маха – что намного превышает возможности любых существующих на сегодняшний день боевых самолётов. Он запускается в атмосферу с бомбардировщика В-52 и затем использует свой двигатель на углеводородном топливе для ускорения до гиперзвуковых скоростей. Финальное испытание Waverider состоится позднее в этом году.

RQ-3 Darkstar. В наши дни военные дроны на слуху абсолютно у всех, но концепция беспилотных боевых самолётов не является чем-то новым. Lockheed-Martin стал пионером этой отрасли в 1990-х годах со своим проектом под кодовым названием «DarkStar». Это была сверхсекретная миссия по созданию беспилотного разведывательного дрона со стелс-возможностями, и хотя проект был закрыт в 1998 году, ходят слухи, что его вернули для проведения «чёрных операций» и использовали в 2003 году в ходе вторжения в Ирак.


Сухой СУ-47. Одним из лучших боевых самолётов России является Сухой СУ-47 – экспериментальный сверхзвуковой истребитель с крылом обратной стреловидности. Уникальная аэродинамика фюзеляжа даёт СУ-47 беспрецедентную манёвренность на скоростях, превышающих 1 Мах. И хотя истребитель никогда не поступал в массовое производство, Сухой предпринимал попытки продать его на открытом рынке вооружений.

Northrop XB-35. Искусство аэродинамики непрерывно развивается, и по мере того, как учёные узнают больше нового о взаимодействии самолёта с воздушными потоками и другими факторами, они улучшают форму своих воздушных судов. Одно из самых важных нововведений в дизайне самолётов появилось в поздних сороковых с разработкой концепции «летающего крыла». Обладая меньшим сопротивлением, эти суда являются более топливо-эффективными. Военно-воздушные силы США подрядили концерн Northrop на разработку бомбардировщика на основе этой концепции, и результатом стал потрясающий воображение XB-35, который совершил множество испытательных полётов, прежде чем его винты начали отказывать, что подорвало разработку проекта.

Boeing X-37B. Когда мы исчерпаем все возможности для войны на Земле, конфликт неминуемо переместится в космос. Это очевидное умозаключение стоит за разработкой Boeing X-37B – совместного проекта NASA и Министерства обороны. После запуска в космос с помощью одноразового ракетного ускорителя, X-37B отделяется и может провести месяц на земной орбите до своего приземления. Все миссии с участием X-37B строго засекречены, поэтому никто точно не знает, что именно он там делает столько времени.


Vought V-173. Названный «Летающим блином», Vought V-173 был одним из самых необычных экспериментальных воздушных судов Второй мировой войны. Со своим круглым дизайном и двумя гигантскими пропеллерами, он был спроектирован для того, чтобы летать на скоростях, намного ниже существовавших на тот день. V-173 имел потрясающую манёвренность и был невероятно прочным – после одно испытательного полёта он перевернулся, и фактически приземлился вверх ногами, но не понёс при этом каких-либо серьёзных повреждений. Это был чрезвычайно примечательный концепт-дизайн, но, к сожалению, ему не нашлось достаточно практических применений, и проект был забыт.


Туполев ТУ-95ЛАЛ. Расщепление атома открыло новые горизонты в искусстве ведения войны, но сами возможности ядерной технологии превосходили простую разрушительную мощь атомных бомб. Мы все знаем, что ядерная энергия произвела революцию в подводных лодках, но Советский Союз предпринимал попытки применить её и в самолётах. В 1961 году был запущен Туполев ТУ-95ЛАЛ – бомбардировщик, модифицированный для использования маленького ядерного реактора в качестве источника топлива. После сорока испытательных полётов программа была законсервирована в силу множественных соображений безопасности.

Ryan X-13 Vertijet. Вертикальные взлёт и посадка будоражили умы авиастроителей в течение всего 20-го века. Тот факт, что традиционным самолётам требуются долгий разбег и взлётные полосы, серьёзно снижает их эффективность на поле боя. Одна из самых умных и уникальных попыток решить эту проблему была предпринята в 1953 году, когда Военно-морской флот США подрядил «Ryan Aeronautical» на создание самолёта, который мог бы взлетать вертикально, переходить на горизонтальный полёт, и затем вертикально же приземляться. Всего два X-13 были построены, прежде чем проект был заморожен.


Аэроцикл De Lackner HZ-1. Разведка является одной из главных задач воздушной поддержки, но применение целого самолёта для разведки местности выглядит нерациональным использованием ресурсов. Или, по крайней мере, так думали создатели De Lackner HZ-1 – одноместной летающей платформы, управляемой с помощью наклонов в разные стороны. Армия приобрела несколько единиц для испытаний, но как оказалось, управлять ими сложнее, чем считалось изначально. Плюс ко всему, расположенные под днищем роторы имели тенденцию поднимать камни и грязь с поверхности прямо в лицо пилоту, если полёт проводился на слишком малой высоте.

Далеко не все самолеты выглядят так, какими мы привыкли их себе представлять. История развития самолетостроения знает немало примеров, имеющих совершенно необычную форму. Подобные необычные примеры собраны внутри этого поста.

Одно описание возможностей, которыми одарили конструкторы свое чудовищное детище, впечатляет: вертикальный взлет и посадка, амфибия, экранолет... ВВА-14 советско-итальянского конструктора Роберта Бартини поднялся в воздух в 1972 году и должен был обладать также весьма внушительной грузоподъемностью. Увы, проект оказался чересчур амбициозным: лишь один из двух произведенных экземпляров сохранился до сих пор и тихо доживает свой век в авиационном музее в подмосковном Монино.

Китообразный

А вот Aero Spacelines Super Guppy ни крошечным, ни дешевым не назовешь. Этот транспортный самолет, созданный на базе Boeing C-97, способен поднять до 25 тонн и перенести их на расстояние более 3000 км. Выпущенный в количестве всего пяти экземпляров, он предназначен для перевозки негабаритных грузов, причем один из них продолжает оставаться в эксплуатации по сей день − он позволяет доставлять крупногабаритные элементы МКС с заводов на космодром во Флориде.

По большому счету, аппарат M2-F1 стоит назвать просто планером странной конструкции: у него не было не только крыльев, но и двигателя. Этот легкий и крошечный аппарат был создан в начале 1960-х для тестирования технологий, связанных с аэродинамикой компоновки «несущий корпус». Аппарат просто цеплялся тросом за полноценный самолет − и несся вслед за ним. В отличие от других наших героев, он обошелся разработчикам буквально в копейки − всего в 30 тыс. долларов.

Кривокрыл

Косым крыло экспериментального самолета Ames-Dryden-1 становилось лишь временно: в 1979-1982 годах этот странный аппарат создавался в NASA для исследования возможностей и перспектив компоновки «поворотной асимметрично изменяемой стреловидности крыла». Определенные аэродинамические преимущества у такой схемы, действительно, нашлись, но недостатки, видимо, их перевесили, и проект был закрыт. Кстати, в работе над AD-1 участвовал знаменитый конструктор Бёрт Рутан, разработчик современных стратосферных аппаратов SpaceShipOne и SpaceShipTwo.



Круглый жук

Экспериментальный французский Snecma Coleoptere (C-450) − еще один представитель насекомых: название его означает просто «жук». Одноместный аппарат с турбореактивным двигателем создавался в конце 1950-х и должен был вмещать одного летчика, подниматься и садиться вертикально. К сожалению, это все, на что «жук» оказался способен − полет его оказался настолько нестабилен, что никакого смысла продолжать работу в этом направлении не было.

Старую проблему вертикального взлета и посадки разработчики Lockheed XFV решили радикально: экспериментальный турбовинтовой истребитель переходил в горизонтальное положение только в воздухе, а на палубе (планировалось, что самолет будет базироваться на неавианесущих кораблях) оставался стоять на своем мощном хвосте. Недаром он получил прозвище «Лосось». Несмотря на первоначально успешные испытания, программа была свернута в 1954 году.

Бомбочка

Реактивный истребитель McDonnell XF-85 Goblin, разрабатывавшийся в США в конце 1940-х, должен был не только перемещаться, но и базироваться в воздухе, на борту тяжелого бомбардировщика Convair B-36. Прототип стал едва ли не самым маленьким истребителем в истории − и, увы, в серию не пошел, а у летчиков заслужил обидное прозвище «Летающее яйцо».

Стрекоза

Оригинальная конструкция, по замыслу британских инженеров, могла позволить уменьшить размах крыльев, увеличив их число. Однако прототип палубного бомбардировщика M.39B Libellula, названный в честь рода стрекоз, известных асов полета, должных способностей не продемонстрировал. От идеи четырехкрылого аппарата пришлось отказаться.

Экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки Vought V-173 создавался по заказу американского ВМФ в годы Второй мировой. Планировалось, что такие самолеты могут придать эффективно действующее авиакрыло морским конвоям, которые не было возможности прикрыть полноценными авианосцами. Впрочем, разработка столкнулась с такими трудностями, что война закончилась раньше, чем такой аппарат был доведен до ума.

Несимметричный

Разведывательный самолет Blohm & Voss BV 141, разработанный в Третьем Рейхе, был произведен в количестве нескольких десятков экземпляров и получил смешанные отзывы пилотов и конструкторов. В гондоле справа размещался экипаж, а смещенное влево хвостовое оперение давало стрелку-пулеметчику лучший обзор.

В мире есть довольно много летающих аппаратов, чей внешний вид просто поражает. Большинство из них это экспериментальные модели, которые так и никогда не оторвались от земли. В сегодняшней подборке Вы найдете обзор самых нестандартных летающих конструкций, созданных в разное время авиаразработчиками разных стран.

1. Разработка НАСА «М2-F1» получила прозвище «Летающая ванна». Предполагалось ее использование в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый испытательный полет прошел 16 августа 1963 года. А в 1966 году – последний.

2. На авиабазе НАСА с середины 1979 года до января 1983 года проводились испытания двух самолетов на дистанционном управлении. По сравнению с обычными истребителями, они были значительно меньше в размерах, более маневренны и выдерживали большую перегрузку.

3. Прототип самолета McDonell Douglas X-36 авиаконструкторы придумали только для того, чтобы удостовериться в летательных способностях бесхвостых самолетов. Был разработан в 1977 году. Дистанционное управление.

4. Ames AD-1 (Эймес АД-1) – первый в мире самолёт с косым крылом. Экспериментальная модель 1979 года. Его испытания проводились около трех лет. После этого самолет поместили в музей города Сан-Карлос.

5. Крылья Boeing Vertol VZ-2 вращаются. Отличительной особенностью от другой подобной авиатехники, является его способность взлетать вертикально и зависать в воздухе. Разработан был 1957 году. После серии успешных испытаний, длившихся целых три года, был передан в исследовательский центр NASA.

6. Самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире, разработан советскими учеными – сотрудниками конструкторского бюро им. М. Л. Миля в 1969 году. Он способен поднимать груз весом 40 тонн на высоту 2250 метров. Побить этот рекорд еще никому не удалось.

7. «Аврокар» – летательный аппарат, разработанный в 1952 году в Канаде. Над его созданием ученые трудились семь лет, но проект оказался провальным. Максимальная высота, на которую смогла подняться «тарелка» не превысила полутора метров.

8. Northrop XP-79B имел два реактивных двигателя и весьма странный вид. Согласно задумке американских разработчиков истребитель должен был пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. Но первый же вылет в 1945 году закончился катастрофой. Произошла она на пятнадцатой минуте полета.

9. В 2007 году лучшим изобретением согласно опросу Times был признан боинг X-48 (Boeing X-48). Это результат совместного сотрудничества американской компании Boeing и агентства NASA. Первый вылет состоялся летом 2007 года. Беспилотный аппарат поднялся на высоту 2300 метров и благополучно приземлился через 31 минуту.

10. Еще одна нестандартная разработка НАСА – летательный аппарат NASA Hyper III.

11. Легендарный самолет Vought V-173, созданный инженером из Америки Чарльзом Циммерманом, часто называли «Летающим блинчиком» за необычный внешний вид. Но, несмотря на это, он обладал отличными летными свойствами. Именно Vought V-173 стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки.

12. HL-10 использовался для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса. Разработка НАСА.

13. Су-47 «Беркут» – палубный истребитель, спроектированный в 1997 году в ОКБ им. Сухого (Россия). Для его создания применялись композитные материалы. Отличительной чертой являются крылья обратной стреловидности. На данный момент относится к экспериментальным моделям.

14. Grumman X-29 – основной проект 1984 года корпорации Grumman Aerospace. Его можно смело назвать прототипом российского Су-47 «Беркут». Всего было собрано два таких истребителя (спецзаказ агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США).

15. LTV XC-142 способен взлетать вертикально. Он обладатель поворотных крыльев. Первый его вылет состоялся 29 сентября 1964 года. В 1970 году проект заморозили. Из пяти построенных самолетов на данный момент сохранился только один. Он стал частью экспозиции Музея ВВС США.

16. Экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева, официально носил название «Корабль – макет» или сокращенно «КМ», но его частенько называли просто «Каспийским монстром». Размах его крыла составлял 37,6 м, длина- 92 м, максимальная взлётная масса -544 тонны. В течение 15 лет проводились многочисленные экспериментальные полеты, но в 1980 из-за ошибки пилота гигант потерпел крушение. К счастью, обошлось без жертв. Но попыток восстановить КМ не последовало.

17. «Super Guppy» носит прозвище «Воздушный кит» и используется NASA для доставки крупногабаритных изделий для МКС. Разработка принадлежит Aero Spacelines.

18. Моноплан фирмы «Дуглас» с острым носом – экспериментальная модель. Первый испытательный полет состоялся в 1952 году.

19. Этот модуль, созданный в 1963 году, был частью грандиозного проекта «Аполлон». Планировалось его использование для высадки на Луну. Имел всего один реактивный двигатель.

20. Сикорский S-72 впервые поднялся в небо 12 октября 1976 года. В 1987 свет увидел уже модернизированный S-72. Но вскоре проект закрыли из-за недостаточного финансирования.

21. Ryan X-13A-RY Vertijet сконструирован в 1950 году в Америке. Это реактивный самолет вертикального взлета и посадки, выполненный по заказу ВВС США.

22. Еще один модуль для высадки на Луну. Также был частью проекта «Аполлон». Разработан в 1964 году. Способен выполнять вертикальную посадку и взлет.