Волго-Донской судоходный канал

Волго-Донской судоходный канал

31 мая 1952 года открылся Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км. Две реки слились, чтобы соединить Белое, Каспийское и Балтийское моря с Азовским и Черными морями. Основная задача канала — это соединение всех европейских морей в единую воднотранспортную сеть.

Как все начиналось?

Началось все 300 лет назад, когда турецкий султан Селим II предложил соединить Волгу и Дон реки. Но дело было в 1659 году и по техническим причинам строительство не получилось.

Схема Ивановского канала. Епифанские шлюзы

Петр I пошел дальше, в 1697 году на истоке Дона и реки Шат он построил судоходный канал — ивановский канал (по названию Иван-озера, откуда вытекали Дон и Шат.) Построил несколько шлюзов в местечке Епифань. Через Шат можно было попасть в реку Упа, а та свою очередь впадала в Оку. Ока как известно впадает в Волгу. Таким образом Волга и Дон были соединены. Канал как судоходная артерия просуществовал почти 10 лет. Затем интерес Патра I к завоеваниям на юге угас, да и расходы на войну со шведами не позволили поддерживать канал. Постепенное местные жители разобрали бревна и камни из чего был сделан канала ион «захерел»….

Ивановский канал Петра первого сегодня. Кадр из фильма ВЕЛИКИЕ РЕКИ РОССИИ.ДОН

Идея соединить Волгу и Дон не покидала умы российских правителей. 30 проектов были созданы до 1918 года. Но «мешала» то Октябрьская революция, то Гражданская война, то иностранная интервенция. Проект был отложен до 1927 года.

Кстати, еще в 1918 году Совет народных комиссаров одобрил проект канала автора Анатолия Аксамитного и даже выделил деньги на разработку. Группа инженеров отправилась на Дон прямо во время Гражданской войны.

Пропуск первых судов через шлюз № 14

Там их схватили белогвардейцы, но быстро отпустили. Уже в Царицыне инженеров задерживают «красные» и мобилизуют на фронт. Но исследования продолжаются. Аксамитый уже готов начать стройку канала (примерно в 30-е гг.), когда возникает новая преграда: НКВД массово организует дела о вредительстве. Строительство канала признается «подрывающим экономическую базу социализма» и откладывается, а инженеры оказываются в камере.

Цимлянское водохранилище. Фото А. Подколзин

В 1948 году был утвержден проект под руководством Сергея Яковлевича Жука, но прототипом был проект Анатолия Аксамитного. Скорость стройки была неимоверной: в середине января утверждают проект, а в конце февраля начинаются строительные работы на Дону.

В проект входила постройка: Судоходного канала; Цимлянский узел; оросительные каналы. С 1949 по 1952 развернулось строительство Волго-Донского канала и его основного сооружения — Цимлянского гидроузла.

Кто строил канал

На «стройках века» в то время добровольцев было мало. В НКВД было создано управление «Волгодонстрой», которое занималось распределением заключенных по исправительно-трудовым лагерям. Около 120 000 (по некоторым данным цифра меньше) узников трудились на строительстве Волго-Донского канала.

Шлюзование в Волго-Донском судоходном канале. Фото: А. Подколзин

Заключенным засчитывался 1 день строительства за 3 дня срока. Но при условии выполнения плана на 125 % и больше. Поэтому работали заключенные с большим энтузиазмом, как бы это странно не звучало. Срок большинства составлял 10 лет и к концу строительства многие из них остались там жить. А те, кто не отбыл срок до конца отправлялись на другие «великие стройки коммунизма» (например, Волжскую ГЭС)

Помимо заключенных канал строили вольнонаемные ( 3328 чел.) и военнопленные (3027 чел.). Кроме женщин, в строительстве канала принимали участие подростки до 18-ти лет, осужденные по 58-8 ст. и другим. Вольнонаемные прибывали со всей страны: выпускники вузов и техникумов, демобилизованные из армии, а также сельские жители.

Интересный факт. С открытием Волго-Донского судоходного Каспийское море перестало быть внутренним и соединилось через Волгу, Дон с Азовским и Черным морями а далее через Средиземное с Атлантическим океаном.

В целях повышения производительности труда с 1 октября 1949 года работники стали получать денежное премиальное вознаграждение. Сумма составляла примерно 150 рублей за вычетом стоимости одежды, обуви и питания. Часть денег сверх этой суммы шли на счет заключенного, часть он мог забрать и потратить. Например, купить себе сахар, масло или чай в ларьке на территории стройки.

Условия для работавших..

Условия для жизни были не из лучших. Жили в деревянных двухъярусных бараках, с нехваткой мебели и в условиях антисанитарии.

Питание для заключенных Волгодонстроя было нормированным. Количество продукции в сутки менялось в зависимости от конкретной личности. Например, отказники от работы, симулянты и те, кто выполнял план на 50 % получали скудное питание, в которое не входило мясо.

Для добросовестных работников норма довольствия была выше и разнообразней. Но, как правило, продукты разворовывались еще на стадии приготовления блюд (поварами, их друзьями и лагерными бандитами). Бывали случаи развития болезней на фоне недоедания среди заключенных. Но катастрофических эпидемий не возникало.

Украшения 14 шлюза — казаки. В народе говорят что это сотрудники НКВД. Фото А. Подколзин

В 1949 году с Урала на Волгодонстрой было отправлено 4 экскаватора «Уралец». В 1951 году поступают материалы для производства бетонных работ — виброхоботы, бетононасосы, вибраторы. Начались бетонные работы на первом шлюзе.

В то время стройка Волго-Донского канала была приоритетной для государства. И средства выделялись соответствующие. На Волгодонстрое была самая передовая техника (по сравнению со строительством Беломорканала — 96,7 % уровень механизации).

Были и тракторы, и грузовые машины, и лошади. Но ручной труд был на первом месте, особенно на строительстве жилых объектов, погрузочно-разгрузочных работах и при возведении главных объектов Волго-Донского канала.

Интересные факты. Строительство канала было круглосуточным. Строили в две смены: с 8:00 до 18:00 и с 19:00 до 5:00. То есть реальный рабочий день был 11-12 часов. Выходных, естественно, не было.

Так как путь канала проходил по новым землям, требовалось «расчистить» их для создания дна Цимлянского водохранилища. Необходимой территорией стали 149 хуторов и казачьих станиц. Многие жители были не согласны с таким раскладом, но это никого не волновало. Переселяли их на земли, далекие от воды, что создавало трудности ведения хозяйства. Уничтоженными оказались и виноградники, некоторым лозам было более 1000 лет. Затопленными оказались и раскопки хазарского города Саркел, остатки которого мы нашли в ходе экспедиции на Дон в 2019 году.

Для строительства новых домов станичникам выплачивали компенсацию. Тем, у кого дома были старые, выплаты были большие. А тем, у кого относительно новые (послевоенные) — денег платили меньше. Объяснение было таким: старые дома перенести невозможно, поэтому хозяева строились заново, а новые дома можно было разобрать и перенести. Жители, конечно, были недовольны несправедливостью. Приходилось все начинать заново: строить дом из подручных материалов, обрабатывать землю, изготавливать жилье для зимовки домашнего скота. Трудности новой жизни никого не волновали, кроме самих жителей.

Открытие Волго-Донского канала

31 мая 1952 в 13:55 произошла встреча Волги и Дона в русле канала между первым и вторым шлюзами. Рекордный срок для такого масштабного проекта. А 1 июня 1952 года по каналу началось движение судов. Перевозили (и перевозят) нефтепродукты, марганцевую руду, консервы, фрукты, химическую продукцию.

Варварское водохранилище ВДСК. Фото А. Подколзин

27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского канала. Ему было присвоено имя В. И. Ленина. Это был праздник для всего советского народа.

В Сталинград съезжались гости из разных городов. Люди смеялись, танцевали, пели и кричали: «Слава Сталину!».

Помимо канала были построены 6 поселков для строителей канала, 3 водохранилища и около ста гидротехнических сооружений (насосные станции, плотины, шлюзы, дамбы).

Открытие Волго-Донского канала

Время пути по каналу — 11-12 часов. Суда проходят через 13 шлюзов, разделенных на Волжскую шлюзовую «лестницу» и Донскую. Протяженность канала — 101 км. Из них 45 км приходятся на водохранилища — Варваровское, Береславское и Карповское. Шлюзов всего 15 (13 приходится на Волго-Донской канал и 2 на Дону).

Интересные факты. Первые 9 шлюзов ВДСК поднимают суда на 80 метров и для подъема используется води из Волги, следующие 4 шлюза опускают суда (идущие из Волги) на 44 метра и наполняются водой из Дона. Формально «Донская вода» наступает на 80 км ВДСК. Жители донских поселков считают, что так как Дон имеет более высокую отметку, чем Волга, то и вся вода в канале донская и Волга питается водой из Дона, от чего Дон каждый год мелеет.

Шлюзы канала интересны с точки зрения архитектуры. Возле первого шлюза в 1973 году установлен памятник В.И. Ленину (предшественником был памятник Сталину). Рядом с 14 шлюзом установлен монумент «Соединение пяти морей». На нем расположена скульптурная композиция носовых частей корабля.

Рядом с 14 шлюзом расположен монумент «Соединение пяти морей». Волгодонск
Памятник Вожду мирового пролетариата Ульянову-Ленину перед входом в ВДСК. Фото А. Подколзин
Памятник В. И. Ленину возле входа в Волго-Донской канал. Волгоград

Интересный факт: 27 июля 1952 года по каналу должен был пройти теплоход «Иосиф Сталин». Но внезапно в одной из кают случился пожар. Огонь потушили, но часть корабля сгорела. И вместо «Иосифа Сталина» отправили теплоход «Сергей Киров», который пришел к пристани. Таким образом первопроходцем был не Сталин.

В настоящее время проходит реконструкция канала. В 2019 году утвержден новый (четвертый) этап, в котором обновят насосную станцию между Береславским и Варваровским водохранилищами, а также оборудуют боновые заграждения для защиты канала от плавающего мусора.

Памятник Стеньки Разину. Фото А. Подколзин

Строительство Волго-Донского канала было закончено в рекордный срок — за 4,5 года. Но цена скорости — жизнь и здоровье работавших там людей. Людей, чьи дома и хозяйство были уничтожены для создания Цимлянского водохранилища, людей, которые вынуждены были заново начинать свою жизнь на необжитых территориях. Оправданы ли были такие жертвы?

В статье использованы в том числе материалы Platforma

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *