Туризм и путешествия

Чеченцы — храбрая и выносливая нация. Откуда на самом деле появились чеченцы? О форуме Кавказа

1.История чеченцев.

1.2Далекие предки

2. Тейпово-тукхумная демократия

4. Нашествие Тимура

5. Народные предания

5.1Предание о восхождении на гору Тебулос-Мта

5.2Нохчалла

5.3Взаимопомощь, взаимовыручка

5.4 Гостеприимство

5.5 «В семейном кругу»

5.6 «Честь семьи».

5.7 этикет свадебного обряда

5.8 Папаха – символ чести

5.9 Особые цифры - 7 и 8

5.10 Отношение к женщине

5.11Обряд «призывания дождя»

5.12 Праздник громовержца Села

5.13 Праздник богини Тушоли

5.14 Праздник выхода плуга

5.15 Праздник весны

5.16 Новый год

6. Чеченская Республика

7. Другая Чечня

7.1 Анархисты

7.4 О чем молчат все историки…

7.4 межэтнический кризис в Чечне

1.История чеченцев.

1.1Легенда о происхождении чеченцев

Предки чеченцев вышли из страны Шем много тысячелетий назад. Затем они долго жили в стране Нахчуван. Из Нахчувана трое братьев перекочевали в Казыгман, где жили родственники их отца, в том числе дядя. Прожили они в Кагызмане 10 лет. Там умер их младший брат. Оставшиеся в живых двое братьев отправились в Эрзрум, где прожили шесть лет. Там умер второй брат. Оставшийся старший брат побывал после этого у халибов, которые жили на юго-восточном побережье Черного моря. Здесь он прожил некоторое время со своим семейством, состоявшим из жены, трех сыновей, четырех дочерей и племянника. Племянник женился и остался у халибов, а сам он с семейством перекочевал на место, где протекал Баксан. Оттуда его потомки расселились в сторону нынешней Чечни.

Интересно, что в этой легенде упоминается местность Халиб. Теперь такого названия нет, но в древности у юго-восточного побережья Черного моря жил народ халибы…

1.2Далекие предки

Этническая история вайнахов (чеченцев и ингушей) восходит к древнейшей Переднеазиатской цивилизации. В Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Анатолии, Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к IV - I тысячелетиям до н.э. Именно хурритов, которые составляли основную часть шумерского общества – самой ранней цивилизации на нашей планете - современная историческая наука считает древнейшими прапредками нахских народов (чеченцев, ингушей, цова-тушин).

Многочисленные хурритские государства и общины в разные исторические времена растворились в новых государственных образованиях. Последнее, самое мощное государство хурритов - Урарту. Часть урартских племен слилась со временем с доминирующими этносами. Но другая часть сохранила себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние чеченцы, ингуши, цоватушины, другие народы и народности, сумевшие выжить в ущельях древнего Кавказа.

Другие прапредки современных чеченцев и ингушей - аборигены, проживавшие издревле на северных склонах Центральной зоны Большого Кавказского хребта. На территории современной Чечни, в районе озера Кезеной-Ам в Веденском районе обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, можно констатировать, что нынешняя родина чеченцев - место обитания древнейших людей. Здесь наслоились одна на другую ряд материальных культур. Молчаливые свидетели истории вайнахов - сооружения из громадных каменных глыб, древние курганы, средневековые башни…

1.3Этногенез современных чеченцев

Каким образом далекие предки вайнахов – хурриты - перешли Главный Кавказский хребет и осели в долинах? Среди источников, проливающих свет на этот процесс, “Картлис Цховреба” - свод грузинских летописей, приписываемых Леонтию Мровели. Большая часть этих летописей появилась в конце 1 тысячелетия до н.э. Далекие предки вайнахов именуются в них дзурдзуками. О них, как о значительной политической силе, упоминается в связи со многими важными событиями того времени: междоусобными столкновениями, династийными браками и т.п. Женой первого грузинского царя Фарнаваза была женщина из дзурдзуков.

Дзурдзуки – далекие предки современных чеченцев, мигрировавшие из Урарту на север. И вот почему. Восточные хурритско-урартские племена проживали на берегу озера Урмия. Там находился город Дурдукка. По имени города и назвали перекочевавшие в Закавказье племена «дурдуками» (дзурдзуками). Язык, на котором они говорили, родственен языку вайнахов. Одинаковые языки не могли зародиться одновременно и в Малой Азии, и на Северном Кавказе. И языки не передвигаются сами по себе. Таким образом, языковые аналогии объяснили появление хурритов - представителей древнейшей шумерской цивилизации - на территории современной Чечни.

Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале и первой половине новой эры - это эры, дзурдзуки, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды.

В тех районах, где река Аракс (древнее название - Ерасхи) протекала по месту обитания эров, в эпоху Армянского царства располагался округ Ераз в ущелье Ерасхадзор («дзор»-ущелье). Любопытно, что есть упоминания и об общине Нахчрадзор, т.е. общине ущелья Нахчра. Слово «нахчра» напрямую перекликается с самоназванием чеченцев - нахче.

С древних времен часть предков вайнахов населяла северокавказские степи, примыкающие к территории нынешней Чечни. Эти земли в первом тысячелетии были во владении Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм. Связи с хазарами до сих пор ощутимы в чеченской этнографии. Современная этнологическая память чеченского этноса хранит знание о далеких от Чечни землях, прилегающих к Черному морю, к Дону и Волге.

Предки чеченцев активно участвовали в политической жизни на юге Восточной Европы, в истории того же Хазарского каганата.

Примечательный момент этнической идентификации чеченцев - отношение к евреям.

Некоторые тейпы просто возводят себя к тому или иному еврейскому предку. Существует народная шутка, говорящая, что когда соберутся три человека, то один из них будет еврей (жукти). По мнению Ахмада Сулейманова, название известного Шотойского общества идет от слова шот, шубут - еврейского обозначения субботы. В Чечне есть топонимы, которые переводятся: "Войско евреев", "Курган, где погибли евреи". Возможно, это свидетельства о хазарском прошлом.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Верхние аорсы в "Географии" Страбона, которые по территории расселения (а по последним лингвистическим данным, и по языку) могут быть идентифицированы с предками чеченцев, описываются как могущественный народ, имеющий царя и способный выставить огромное войско, контролирующий большие пространства от устья Дона вплоть до побережья Каспийского моря. Древнегреческий автор предполагает, что аорсы являются беглецами из народов, живущих выше, т.е. в горах Кавказа.

Монархией была и Кавказская Албания, основную и, вероятно, наиболее культурную часть населения которой составляли гаргары (ср. чеч. гьаргар -

"близкий, родственный"), одно из нахских племен, помещаемое в I в. до н.э. Страбоном в восточной части Кавказа. По Страбону, в Кавказской Албании "все жители подчинены одному лицу, а в древности каждая группа с особым языком имела особого царя".

Об активной роли нахских племен на Кавказе отмечается в "Жизни картлийских царей" Леонтия Мровели, грузинского историка XI в. В древнеармянской версии источника говорится о том, что потомки Торгома "перевалили горы Кавказа и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука", т.е. Дурдзука (Дурдзук - этноним горных чеченцев). В сведениях из "Жизни Вахтанга Горгасала" грузинский историк пишет: "Тогда же отпустил царь своим союзникам - персам и царям кавкасианов - великие дары..." То, что под этнонимом "кавкасианы" подразумеваются именно нахские племена, не вызывает сомнения у большинства ученых. Можно предположить, что под "царями кавкасианов" подразумевались правители, имевшие определенный социальный статус, и какой бы смысл это понятие ни имело, оно предполагает наличие социальной стратификации у нахских племен в тот исторический период.

Не менее могущественными были предки чеченцев и позже, в период арабского завоевания Закавказья и Дагестана. В это время "горные области предстают как районы развитого земледелия, густонаселенные, располагающие сильными укреплениями, районы, где вполне сформировались стойкие этнополитические образования. Во главе большинства из них стояли династии правителей, которые к моменту арабского завоевания уже имели развитые родословные". По свидетельствам арабских авторов (Ибн Рустэ, ал-Масуди) за Сериром, который идентифицируется историками с современной Аварией, находится государство Ал-Лан, очень густонаселенное, имеющее множество крепостей и замков, способное выставить 30-тысячное войско. Согласно Ибн Рустэ, аланы делятся на четыре племени, наиболее могущественным из которых является племя "дахсас". Я.С. Вагапов считал, что "дахсас" в арабских источниках нужно читать как "нах-сас", где второй элемент восходит к древнему этнониму чеченцев "сасан". Накануне монголо-татарского нашествия в предгорной и равнинной части Центрального и Северо-Восточного Кавказа существовало крупное раннефеодальное государство - Алания. Общество этого государства состояло из класса феодалов, прослойки свободных общинников, зависимых крестьян, домашних рабов.

2.Тейпово-тукхумная демократия.

Таким образом, чеченцы вплоть до нашествия Тимура имели различные государственные образования с оформленной монархической формой правления и очерченной социальной стратификацией общества. И говоря об историческом опыте государственного строительства у чеченцев, нельзя ограничиваться только тейпово-тукхумной демократией, которую некоторые исследователи считают единственной формой политической организации чеченского общества в прошлом. Тейпово-тукхумная демократия является традиционной формой политической организации чеченского общества с XIV до начала ХГХ в. Верховный орган - Мехк-кхел или Совет страны представлял в одном лице законодательную и судебную власть. Члены Мехк-кхела избирались по системе пирамиды из представителей различных тейпов.

Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон - право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти в горы.

Для того чтобы говорить о роли тейпово-тукхумной организации в истории Чечни, нужно определить, что мы имеем в виду под понятиями "тейп" и "тукхум". Эта проблема является очень сложной и запутанной и до сих пор не получила более или менее ясного решения. "Констатация и изучение родовых группировок на Кавказе чрезвычайно осложняется и затрудняется тем, что у многих кавказских родов для обозначения этих группировок употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков", - писал об этом М.А. Косвен. Различные исследователи понимали под этими терминами и фамилию, и отдельные общества, и род, и родовую общину. Но чеченский тейп в своем классическом виде не является ни патронимией, ни родом.

У чеченцев существовал термин "вар" - род (который, кстати, сохранился у ингушей, но уже в ином значении). Он гораздо ближе по своей структуре и содержанию к понятию рода. Вар - это кровнородственная организация, все члены которой восходят к реально существовавшему единому предку. Подтверждением этому может быть реликтовое понятие, сохранившееся в чеченском языке до сих пор в идиоматических выражениях: "Вари да - отец рода, прародитель", хотя народная этимология часто переосмысливает его в "Ворхи да - отец семерых (имеются в виду семь поколений)", но вполне вероятно, что "вар" - род и "ворх/варх" - семь восходят к одному корню. Определение М. Мамакаевым тейпа как "патриархальной экзогамной группы людей, происходящих от одного общего предка", более подходит к понятию "вар" или более позднего "некъи".

истории

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:

«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографическ ой традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя.

Как родилось слово «чеченец»?

Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинц ы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.

Откуда пошел чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:

«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографическ ой традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

От Каспия до Западной Европы

Чеченцы не всегда жили на одном месте. Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалеку от Эндери до самого Каспийского моря. Но, поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше.

После окончания кавказской войны в 1865 году около 5 000 чеченских семей переселились на территорию Османской империи. Их стали называть мухаджирами. Сегодня их потомки представляют основную часть чеченских диаспор Турции, Сирии и Иордании.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы по приказу Сталина в районы Средней Азии. 9 января 1957 года они получили разрешение вернуться на прежнее место жительства, но некоторое количество переселенцев так и остались на новой родине – в Киргизии и Казахстане.

Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что значительное количество чеченцев переселились в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Увеличилась чеченская диаспора и в России.

История происхождения вайнахского народа
(история чеченского и ингушского народов).

Начиная эту статью (исследование) я хочу сказать читателям, что происхождение любого народа, существующего в настоящее время на нашей планете – это сложный, многогранный (я бы сказал многослойный процесс), присходящий иногда в течении нескольких веков, но чаще всего этот процесс происходит тысячелетиями. И проследить этот процесс всегда трудно, так как древняя история народов мира в настоящее время сильно упрощена учеными-академиками.
Если некоторые ученые (исследователи древней истории) считают, история человечества начинается 600-300 млн.лет назад (возможно она еще древнее) (я тоже уверен в их взглядах), подавляющее число ученых – академиков от истории, придерживаются теории упрощенной истории (это дарвинисты, материалисты) по которой человек произошел от обезьян всего 40 тысяч лет назад, а первыми цивилизациями на Земле считаются Древний Египет и Шумер (возникшими в 4-м тыс.днэ).
Прежде чем рассматривать историю возникновения вайнахского народа, я скажу о том, что мсследовать эту историю трудно, так как записи о предках вайнахов не попадали в древнейшие писменные записи ни Древнего Египта, ни Шумера, ни в эламские и аккадские писменные документы. Придется мне исследовать эту историю с нескольких направлений (делать несколько подходов к этой теме).

Начну я рассматривать эту тему со следующих источников. Первым источником у меня будет Советская Историческая Энциклопедия. Что же в ней написано.
Чеченцы – (самоназвание – нахчо)- народ, живущий на Сев.Кавказе. Чеченский язык относится к нахской (вайнахской) ветви кавказских языков. Чеченцы, как и родственные им ингуши, являются коренным населением Сев.Кавказа. В армянских источниках 7 века упоманаются под именем нахчаматьям. Первоначально Ч жили в горах, разделяясь на отдельные территориальные группы (мичиковцы, качкалыковцы, ауховцы, ичкеринцы, шатуевцы, чеберлоивцы, чантинцы и др). В 15-16 веках они начали переселяться на равнину, в долину р.Терек и его притоков – рек Сунжи, Аргуна.
Чечено-Ингушская АССР-республика в составе РСФСР. Территория Ч-И была заселена еще в каменном веке, о чем свидетельствуют находки каменных орудий эпохи палеолита и неолита. В бронзовом веке терр.Ч-И населяли племена северокавказской археологической культуры. Основой хозяйства было скотоводство, было и земледелие. Общественный строй – патриархально-родовой. Эпоху поздней бронзы и раннего железа (кон.2-го – 1-я пол.1-го тыс.днэ) характеризуется памятниками каяуентско-хорочоевской культцры (типичной и для территории Дагкстана). Памятники этой культуры характеризуют о значительном уровне социально-экономического развития племен, перешедших к сдадии военной демократии, наличии развитой металлургии меди, а затем железа, о связях со Скифией, Закавказьем и Передней Азтей. В последующие времена встречаются памятники сарматской и аланской культур.. В языческом пантеоне древних чеченцев и ингушей были боги: Даяла – верх.бог солнца и неба, Села – бог грома и молнии, Фурки – богиня ветра, Чача – богиня воды, Кхинч – богиня Луны, Ерда – бог скал, Тушоли – богиня плодородия. Сведений по истории чеченцев и нигушей до 17 века очень мало. В нач.18 века за племенем нахче утвердилось этнич.название чеченцы (от аула Чечен). Племя галгай называлось по разному: галгаевцы, назрановцы, ингушевцы, а со 2-й половины 19 века – ингуши (от аула Ангуш (Ингуш). Феодальные отношения в Ч-И зарождаются в 16 веке, но этот процесс был замедлен. Чеченцы и ингуши отставали в социально-экономическом развитии от своих соседей кабардинцев, некоторых народов Дагестана и грузин, поэтому они попадали в зависимость от соседних феодалов и до начала 19 века вели упорную борьбу с кабардинскими и дагестанскими феодалами, но временами платили им дань. С конца 16 века чеченцы и ингуши устанавливают отношения с терскими казаками. В 17 веке русские гарнизоны вместе с чеченцами и ингушами обороняли пограничные рубежи от иранских и турецко-татарских вторжений. В конце 18 века царизм предпринял попытку завоевания Ч-И. Это вызвало в 1785 году войну с чеченцами во главе с чеченцем Ушурмой, принявшим имя шейха Мансура. Мансур потерпел поражение, но Чечня не была захвачена царскими войсками. В 1810 году русское подданство приняли ингуши. С 1817 года царизм перешел к планомерному наступлению на горцев Чечни и Дагестана. Это была тактика медленного продвижения. В 1818 году была заложена крепость Грозная. Война с имаматом во главе с Шамилем (который объединис чеченцев и дагестанцев для борьбы за независимость) завершилась в 1859 году, эта дата стала датой официального присоединения Чечни к России. Вот кратко и все сведения по истории вайнахского народа по Советской Исторической Энциклопедии. Эта информация очень ничтожна для истории вайнахского народа.

Теперь посмотрим информацию на эту тему более современную – по Википедии.
Посмотрим там статью «История Чечни». Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев относятся к периоду I в. до н. э. - I в. н. э. С IХ в. равнинная часть Чечни входила в состав Аланского царства, а горная - в состав царства Серир. В результате нашествия монголов в XIII веке предки чеченцев вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы. В ХIV веке чеченцы образовали государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тамерлана. В нём официальной религией стал ислам. О том, что большинство чеченцев уже в ХV-ХVI веках приняли ислам, свидетельствуют захоронения того времени. С ХVI в. чеченцы начали возвращаться на равнину и в это же время на левом берегу реки Терек появились поселения русских (терские казаки) Вначале между ними и чеченцами складыывались мирные, дружеские отношения. В 1588 г. в Москву прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев под российское покровительство и Федор 1 Иоаннович издал соответствующую грамоту. Чеченцы выступали в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками против Крымского ханства, Османской империи и Персии. В этой статье больше нет ничего нового о происхождении вайнахов. Теперь посмотрим статью «Теории происхождения чеченцев».
В этой статье утверждается, что проблема раннего этапа истории чеченцев остается не выясненной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказк являются очевидными (т.е. признается что чеченцы являются коренным, древнейшим населением территории Северного Кавказа). При этом не исключается массовое передвижение протовайнахских племен из Закавказья на север Кавказа, при этом существует несколько версий.
1. Протовайнахи (я условно дальше называть их словом «нахи») являются частью хурритов, живших в Закавказье (на территории древнего государства Урарту). Это подтверждается сходством чеченского и хурритского языков и практически полностю идентичным пантеоном богов.
2. Нахи являются потомками населения, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар(Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский (Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой («хъо» - стража, дозор) (г. Хой в Иране). Все эти попытки изучения происхождения чеченцев приводят на территорию Плодородного полумесяца (это территория, включающая Древний Египет, Ближний Восток и междкречье Тигра и Евфрата). По этой теории древние нахи жили на землях самых древних цивилизаций Передней Азии. И это опять-таки схоже с чеченской легендой об исходе из Шемара.

Но это пока гипотезы рассмортим другие источники о происхождении вайнахскогонарода.
На сайте FRIENDLAND я читаю статью «История чеченского народа» (автор Тамарим) и выделяю только наиболее интересные места.
С III в. до н. э. гегемония в степях Восточной Европы перешла от скифов к сарматским племенам, которые, как и их предшественники, были носителями иранских языков. Контакты сарматов с кавказцами прослеживаются уже с VI-V вв. до н.э. Но отношения эти были нестабильными ввиду отдаленности основных мест обитания кочевников. Курганы сарматов, относящиеся к V в. до н.э., обнаружены у села Гойты, на окраине станицы Червленой и в других местах. Многочисленны находки каменных изваяний, которые ставились скифами и сарматами на курганах как надгробные памятники. Основная их масса приходится на долину реки Аксай, уходя глубоко в горы.
Победив скифов, сарматы обрушили свой удар на соседние племена и государства. Так как скифы – более сплоченные в военном отношении, чем горские племена – могли на первых порах оказать более-менее сильный отпор, то основной удар сарматов пришелся на южные области - Кавказ и Предкавказье. Не избежали встречи с новыми пришельцами и обитатели Северо-восточного Кавказа - предки вайнахов.
Примерно с V в. до н.э. наблюдается проникновение сарматского этнического компонента в среду племен, расположенных в междуречье Терека и Сунжи, а также в более южные районы (Мескер-Юрт). Судя по археологическим материалам, это проникновение не носило характера завоевания с поголовным истреблением коренного населения.
Предки ингушей и чеченцев, жившие в горной местности известны нам под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнувшего Грузинского царства. По исследованиям грузинских историков, предки вайнахов и родственные им дагестанские племена в тот период занимали территорию Кахетии. Уже позднее они были ассимилированы грузино-язычными племенами. (Меликишвили Г. А. «К истории древней Грузии».)
По сообщениям грузинской летописи «Жизнь Картлийских царей», «Дурдзук... был самым знаменитым среди сынов Кавкаса». Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился «на деве из рода Кавкаса дурдзуков». У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. «Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери». Здесь, в горах Чечни, он, сам дзурдзук по матери, собирает довольно сильное войско и возвращает с его помощью престол. «И никто не оказался в силах противостоять», - гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов. Так передает летописец это: «...посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети...».
В конце III - начале П вв. до н.э. отношения между горными вайнахскими племенами и Картлийским царством ухудшились. Произошел ряд военных столкновений, в результате которых Грузия была вынуждена закрыть горные перевалы системой укреплений.
Население юго-восточной части Чечни напрямую связано с потомками племен Каякентско-Харачоевской археологической культуры. Древние авторы называют в горах Чечни племена содов и аккисов, которые созвучны названиям современных чеченских тейпов Садой и Аьккхий. Первые, по сохранившимся преданиям, были некогда большим и сильным племенем, занимавшим всю восточную часть нагорной Чечни от Чаберлоя на юге и до предгорий междуречья Джалки и Хулхулау на севере.
Близость, а порой идентичность предметов материальной и духовной культуры Чечни и Дагестана ставит вполне закономерный вывод об этническом родстве населения обоих регионов и отнесении его к Восточно-кавказской (нахско-дагестанской) языковой общности.
Итак, к концу III в. на территории Чечни сложилась сложная этническая ситуация.
На юго-западе, в горах, обитали прямые потомки кобанских племен - дзурдзуки, сохранившие свой язык и культуру. На востоке, на территории от Аргуна до Дагестана, жило население, родственное, как кобанцам, так и дагестанским народам - аварцам и андийцам. Об этом говорят могильники, обнаруженные в Ичкерии (Яман-Су, Булан-Су, Гудермес, Галайты, Лехкч-Корт), имеющие традиционную близость к древностям Дагестана. На севере - в равнинной и предгорной зоне, жило смешанное кавказско-аланское население, сохранившее многие черты материальной и бытовой культуры кавказцев, но утратившее свой язык и перенявшее язык пришельцев.
Об этой статью я могу сказать одно – хорошее исследование, но оно не затрагивает более древние времена и дает ответ на вопрос древней родины древних нахов. Здесь нет исследований о древних хурритах.

Посмотрим статью «Из истории чеченского народа. Происхождение чеченцев» на сайте Кавказ. Опять я выберу только интересные (для нашего исследования) отрывки статьи.
«Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хотя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «Наши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне не верное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов»
Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тысячелетий. Они называли себя нахи; люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации.
.... Не случайно внушают, что название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы; народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «исследователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам не помнящим родства) не знали, кто они и откуда. Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь подчеркивает то, что они; самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями.
..... Близость чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись.
..... Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим; всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным.
Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже рабовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы. У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих предков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при переписке истории в угоду властным элитам.
Яфедиты, чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потомки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта. Предками большинства чеченцев; нохчи, ; являются нахматьяне, упоминаемые на северо-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э.
Одно из видоизмененных названий чеченцев; Шашены, на Карабахском диалетке звучит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы. Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.
И пришли пра-предки вайнахов из разных мест; одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.
Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей.
..... Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою самобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без взаимной поддержки соседних народов.

Читая древние легенды и эпос вайнахского народа можно заметить, что этот эпос сильно похож на древние легенды и эпос других древних народов – шумерского, ассирийского, греческого. А читая легенды о нартах, древних жителях Кавказа, понимаешь, что этот эпос имеет общие черты у всех народов Кавказа. Значит древняя история коренных народов Кавказа была общей. По моему мнению нарты являются поздними атлантами (они были высокого роста) либо это были гиперборейцами (как у греков, там все почти боги были с Гипербореи).

Кажется мы прочитали много информации по истории вайнахского народа.
Теперь я возьму свою информацию (из своего исторического атласа народов, племен, культур), чтобы попытаться создать свое мнение о происхождении вайнахского народа.

30 тыс.лет днэ – появление на территории Кавказа первых людей. Это были потомки древних асуров (правда к этому времени они уже потеряли свои удивительные способности и великие знания, деградировали превративших в племена с первобытно-общинным строем). Это были австралоиды племен барадостской археологической культуры. Они пришли на Кавказ с юга – с территории Месопотамии.
9000 лет днэ – на северном Кавказе появляются племена тенгерской культуры (эта культура произошла от гагаринской культыры). Это европеоиды (потомки поздних атлантов, поселившихся в Западной Европе, из того что, материк Атлантида стал уходить под воды Атлантики, но это уже деградированные атланты, т.е. атланты которые потеряли большую часть своих знаний, приобретенных во времена существования цивилизации атлантов, только жрецы этих племен еще сохраняли часть древних знаний). Они пришли с севера, с территории Восточной Европы, с территорий прилегающим к рекам Дону и Волги. В южной части Кавказа продолжали жить австралоиды.
7500 лет днэ – на северный Кавказ пришли с севера племена гагаринской культуры, потому, что на них с севера начинают оттеснять племена шигирской культуры (потомки гиперборейцев и предки всех индоевропейских народов). В Южном Кавказе продолжают жить австралоиды (племена зарзийской культуры).
6500 лет днэ – на южной половине Кавказа сформировалась культура джармо. Эта культура возникла в результате сменения местных австралоидов и пришедших туда с запада, с территории Малой Азии европеоидов культуры хаджилар. Теперь это не австралоиды (с темным цветом кожи), а европеоиды средиземноморского типа (с очень смуглой кожей)., т.е. с примесью австралоидов.
5700 г.днэ – вся территория Кавказа населена племенами чатал-гуюк. Это европеоиды, пришедшие с запада, с территории М.Азии (по мнению некоторых исследователей эти племена уже умели строить первые города и были создателями всех цивилизаций на Ближнем Востоке, я другого мнения, так как уже в 9-м тыс.днэ существовало Иерихонское госудаство, созданное древним народом – аккадийцами и именно аккадийцы создали цивилизации в Древнем Египте и Ближнем Востоке).
5200 г.днэ – вся территория Кавказа населена племенами культуры шулавери. На север Кавказа продолжают проникать отдельные группы племен гагаринской культуры.
3500 г.днэ – вся территория Кавказа населена племенами анатолийской культуры, племена этой культура в это время населяют всю Малаю Азию, северную часть Месопотамии. По моему мнению это хурриты (или прото-хурриты).
3300 г.днэ – вся территория Кавказа и севера Месопотамии населена племенами куро-аракского неолита. Это хурриты – древнейших народ Передней Азии и Кавказа. Название этому народу дано по имени древнего города Харран, существовавшему в древности на севере Месопотамии (это на крайнем севере современного Ирака).
2500 г.днэ – предгорий Северного Кавказа достигли племена древних индоевропейцев (иногда их называют «ариями», хотя по моему мнению ариями являются древние индо-иранцы, которые в это время жили на территории Южного Урала и на севере Казахстана, но несомненно то, что все эти народы были близкородственны и являлись частью большой ямной (древнеямной культуры)).
2300 г.днэ – в западной части Северного Кавказа поселились племена майкопской культуры, Это предки древних лувийцев, хеттов и палайцев (которые в последующем переселятся в М.Азию и создадут там Хеттскую державу). В остальной части Кавказа продолжают жить хурриты.
1600 г.днэ – на Северном Кавказе проживают племена северокавказской культуры, это индоевропейские племена, родственные синдам и меотам, которые позднее длительное время жили на территории Краснодара в соседстве со скифами.
1100 г.днэ – на Квказе происходит сильное дробление всего хурритского населения на группы. В северо-западной части от Сев.Кавказа продолжают жить синды и меорты. Северо-Восточный Кавказ населяют племена каякентско-хорочеевской культуры. (возможно это древние нахские племена – предки многих дагестанских и вайнахского народа). Именно в это время вайнахи (воины-нахи) начинают часто ухидить дружинами на службу к богатым правителям государств Ближнего Востока – в Ассирию, Митанни, Урарту. На территории Абхазии и Западной Грузии проживают племена колхидской культуры (возможно это предки древних абхазов и адыгов). На территории Грузии жили племена центрально-закавказской культуры (это предки грузинских племен). На территории Азербайджана и юга Дагестана проживали племена хеджалы-кедабекской культуры (это предки албанов и многих народов Южного Дагестана). На территории Юж.Азербайджана проживали племена муганской культуры (это предки народов Юж.Азербайджана – манна, каспиев). Всю территорию Южного Кавказа населяли южные хурриты (предки урартов и других хурритов севера Месопотамии).
900 г.днэ – в центральных районах Северного Кавказа появляются племена кобанской культуры (это вероятнее всего предки черкесских племен, которые обособились от племен каякентско-хорочеевской культуры, по моему мнению это черкесские племена отделились от общей нахской группы племен, хотя я возможно и ошибаюсь). На остальной территори продолжают жить те же племена.
800 г.днэ – к этому времени на Кавказе произошли следующие изменения - в северной Грузии появилась культура триалети (это вероятнее всего племена иберов – северных грузинских племен). В юго-западной части Кавказа (верховьях Евфрата) на основе палайцев и восточных фригийцев завершилось формирование армянского народа.На остальной территории проживают те же племена.
700 г.днэ – на северо-восток Кавказа (северный Дагестан) проникают скифы, которые к этому времени заселили обширную территорию от Каспия до Дуная.
550 г.днэ – на северо-восток Кавказа (северный Дагестан) проникают савроматы, вытеснив оттуда скифов. На юг Азербайджана проникают мидийцы, которые начинают оттеснять на север коренные народы Азербайджана – маннейцев и албанов.
500 г.днэ – На юг Азербайджана проникают персы, занимая место мидийцев. На крайнем юге Кавказа и на севере Месопотамии совершенно исчезли хурриты – их место повсесестно заняли арамеи.
300 г.днэ – на южном Кавказе исчезает народ урарты, его место занимают армяне.
150 г.днэ – на Северный Кавказ с территории северного Прикаспия приходят аорсы, это родственные сарматам племена. Аорсы – предки аланов.
120 год нашей эры – аланы заселяют все степи между Каспием и Черным морем.
450 год – на Северный Кавказ начинают проникать тюркские племена хазар, пришедших на юг Волги совместно с нашествием гуннов. Территория, населяемая аланами сокращается. Многие аланы уходят в горы. Мне кажется, что современные осетины – это аланы, но они смешались с частью западных вайнахских племен, которые восприняли аланский язык.
В 6-м веке – создано аварское государство Серир, видимо часть вайнахских племен были в подчинении этого государства.
В 9-м веке – было создано Аланское государство (оно создавалось в то время, когда Хазарский каганат стал слабеть). Веероятнее всего, что в это время союзниками Аланского государства были вайнахские племена, которые совместно боролись с хазарами, а позднее с другими тюркоязычными коческиками (торками, печенегами, половцами).
1067г- государство Серир распадается из-за религиозных распрей (иудеев, мусульман и христиан) на множество мелких феодальных владений.
1100 г – в степях Северного Кавказа от Каспия до Черного моря господствуют кочевые тюркоязычные племена половцев.
1239 г- Аланское государство уничтожено в результате нашествия войск Батыя.
1250 г – в степях Северного Кавказа от Каспия до Черного моря господствуют кочевые тюркоязычные племена ордынцев (кочевых племен Золотой Орды).
В ХIV веке оправившиеся от монгольского нашествия чеченцы образовали государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тимура. После распада Золотой Орды равнинные районы Чеченской Республики попали под контроль кабардинских и дагестанских феодалов.
1550 г - в степях Северного Кавказа от Каспия до Черного моря господствуют кочевые тюркоязычные племена ногайцев (кочевых племен Ногайской Орды).
1600 г– в степях Северного Кавказа стали появляться русские казацкие поселения.

По моему мнению большая часть истории происхождения вайнахского народа проиходила на территории Северного Кавказа и связана с соседними кавказскими народами. Как видно из вышеизложенной информации уже в конце 2-го тыс.днэ – это времена каяуентско-хорочоевской культуры) нахские (вайнахские) племена перешли к военной демократии, т.е. у нахского народа большое значение приобретает наличие богатства (повышающее пристиж перед другими). По этой причине часть вайнахов (воинов) (древних нахов) были в древности воинами – хурритами и служили целыми дружинами царям Ассирии, Митанни, а позднее царям Урарту. Такая традиция (военная служба у богатых правителей существовала у многих народов, даже русские дружины часто служили в древней Грузии, есть даже предания о князьях Словене и Русе, которые со своими дружинами тоже служили в Урарту, Митанни и государствах Ближнего Востока).
С момента гибели государства Урарту, воинские дружины вайнахов вероятно служили в других государствах Кавказа – Колхидском царстве, Иберии, Албании. Об этом можно прочитать в данной статье. О том, что весь вайнахский народ пришел на северный Кавказ полностью сведений нет. О том, что вайнахи (воины) жили в Шемаре нет никакого противоречия, вероятно это были поселения вайнахов (воинов) со своими семьями, такие поселения наверняка можно найти и в других местах Передней Азии. Ведь служили они длительные сроки, так было и во времена Александра Македонского. В его войске служили воины из разных народов и они тоже жили со своими семьями.
Вот мое краткое видение истории вайнахского народа (предков чеченцев и ингушей). Возможно в чем то я ошибаюсь, и я продолжаю исследование древней истории народов мира и возможны какие то дополнения и изменения моих взглядов.

Рецензии

Здравствуйте, Анатолий! Я только коснусь тех пунктов Вашей статьи, которая касается непременно армян: 1) "Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село..." Во-первых, не Нахчеван, а Нахиджеван. Название этого слова на армянском не значит "красивое село", а "место первого поселения". Считается, что именно на этой территории поселился Ной со своей семьёй, когда спустился с Арарата. Нахиджеван - это, действительно, место поселения будущих предков, как армян, так и чеченцев, так и других кавказских племён. Так что оба имеют право назвать эту область своей первой родиной. 2)В юго-западной части Кавказа (верховьях Евфрата) на основе палайцев и восточных фригийцев завершилось формирование армянского народа... "На основе" - неверное определение, так как армянский народ сформировался не на основе фригийцев, а на основе племени родоначальника Хайка и автохтонных племён всего Армянского нагорья, коих и собирательно называют "урартами", а ещё точнее, нужно сказать "араратцами". Фригийцы лишь ассимилировались с армянским народом, но не создали его. С дружеским приветом из Армении.

В любом случае "племя родоначальника Хайка" принадлежало к группе индоевропейских палеобалканских племен, среди которых были и фригийцы, часть которых, помимо обретения родины во Фригии, мигрировала дальше на восток. Поэтому часть фригийцев вполне могла осесть на Армянском нагорье. Другая часть фригийцев мигрировала еще дальше - в северную Индию вместе с ариями.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Первые чеченские государства появились в Средние века. В XIX столетии после продолжительной Кавказской войны страна стала частью Российской империи. Но и в дальнейшем история Чечни была полна противоречивых и трагических страниц.

Этногенез

Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи. Ее также называют восточнокавказской, согласно расселению древних племен, ставших первыми носителями этих наречий.

История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня под этим термином подразумевают предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе поучаствовали самые разные кочевые народы: скиф, индоиранцы, сарматы и т. д. Археологи приписывают к предкам чеченцев носителей колхидской и кобанской культур. Их следы разбросаны по всему Кавказу.

Древняя история

Из-за того, что история древней Чечни прошла в отсутствие централизованного государства, о событиях до самого Средневековья судить крайне сложно. Доподлинно известно только то, что в IX веке вайнахи были подчинены своими соседями, создавшими Аланское царство, а также горными аварцами. Последние в VI-XI столетиях жили в государстве Сарире со столицей в Тануси. Примечательно, что там были распространены как ислам, так и христианство. Однако история Чечни сложилась так, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей грузинов).

В XIII веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали гор, опасаясь многочисленных орд. Согласно одной из гипотез (у нее есть и противники), тогда же было создано первое раннефеодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было уничтожено во время нашествия Тамерлана в конце XIV столетия.

Тейпы

На протяжении долгого времени равнинные районы у подножья Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни ее жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных аулах, куда порой вел только один перевал, возникли тейпы. Это были территориальные образования, созданные согласно родоплеменной принадлежности.

Возникшие еще в Средние века, тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни изобилует войнами и конфликтами. В тейпах зародился обычай кровной мести. Эта традиция привнесла свои особенности в отношения между тейпами. Если разгорался конфликт между несколькими людьми, он обязательно перерастал в родовую войну вплоть до полного уничтожения противника. Такой была история Чечни с древнейших времен. существовала очень долгое время, так как тейповая система во многом подменила государство в привычном понимании этого слова.

Религия

Сведений о том, какой была древнейшая история Чечни, до наших дней практически не сохранилось. Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что вайнахи вплоть до XI века были язычниками. Они поклонялись местному пантеону божеств. У чеченцев существовал культ природы со всеми характерными для него чертами: священными рощами, горами, деревьями и т. д. Было распространено знахарство, магия и другие эзотерические практики.

В XI-XII вв. в этом регионе Кавказа началось распространение христианства, которое шло из Грузии и Византии. Однако вскоре константинопольская империя развалилась. На место христианства пришел ислам суннитского толка. Чеченцы переняли его у соседей-кумыков и Золотой Орды. Ингуши стали мусульманами в XVI веке, а жители отдаленных горных аулов - в XVII веке. Но еще долгое время ислам не мог повлиять на общественные обычаи, которые гораздо больше основывались на национальных традициях. И только в конце XVIII века суннизм в Чечне занял примерно те же позиции, что и в арабских странах. Связано это было с тем, что религия стала важным инструментом борьбы против русской православной интервенции. Ненависть к чужакам разжигалась не только на национальной, но и на конфессиональной почве.

XVI столетие

В XVI веке чеченцы начали занимать опустевшие равнины в долине реки Терек. В то же время большая часть этого народа осталась жить в горах, приспособившись к их природным условиям. Уходившие на север искали там лучшей доли. Население естественным образом росло, а скудных ресурсов стало не хватать. Теснота и голод заставили многие тейпы обосноваться на новых землях. Колонисты строили небольшие села, которые называли по имени своего рода. Часть этой топонимики сохранилась до наших дней.

История Чечни с древнейших времен была связана с опасностью со стороны кочевников. Но в XVI столетии они стали гораздо менее могущественными. Золотая Орда распалась. Многочисленные улусы постоянно воевали друг с другом, отчего не могли установить контроль над соседями. Кроме того, именно тогда началась экспансия Русского царства. В 1560 гг. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства. Иван Грозный стал контролировать все течение Волги, таким образом получив выход к Каспийскому морю и Кавказу. У России в горах были верные союзники в лице кабардинских князей (Иван Грозный даже женился на - дочери кабардинского правителя Темрюка).

Первые контакты с Россией

В 1567 году русские основали Терский острог. Об этом Ивана Грозного попросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом - вассалом османского султана. Местом строительства крепости стало устье реки Сунжи - притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от земель чеченцев. На протяжении долгого времени именно Терский острог был плацдармом московской экспансии на Кавказе.

Колонистами выступали гребенские казаки, которые не боялись жизни на далекой чужбине и своей службой защищали интересы государя. Именно они установили прямой контакт с местными уроженцами. История народа Чечни интересовала Грозного, и он принял первое чеченское посольство, которое отправил влиятельный князь Ших-мурза Окоцкий. Он попросил покровительства у Москвы. Согласие на это дал уже сын Ивана Грозного Однако этот союз просуществовал недолго. В 1610 году Ших-мурза был убит, его наследник свержен, а княжество захвачено соседним племенем кумыков.

Чеченцы и терские казаки

Еще в 1577 году было образовано основу которого составили переселившиеся с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последние бежали от персидской и турецкой экспансии. Многие из них обрусели. Рост казачьей массы был значительным. Этого не могла не заметить Чечня. История происхождения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем стычки становились все более частым и обыденным явлением.

Чеченцы и другие коренные жители Кавказа устраивали набеги, чтобы захватить скот и другую полезную добычу. Нередко мирных жителей уводили в плен и позже возвращали за выкуп или делали их рабами. В ответ на это казаки также устраивали рейды в горы и грабили аулы. И тем не менее такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Часто наступали длительные периоды мира, когда соседи торговали между собой и обзаводились родственными связями. Со временем чеченцы даже переняли у казаков некоторые особенности ведения хозяйства, а казаки, в свою очередь, стали носить одежду, очень похожую на горскую.

XVIII век

Вторая половина XVIII столетия на Северном Кавказе ознаменовалась строительством новой русской укрепленной линии. Она состояла из нескольких крепостей, куда приезжали все новые колонисты. В 1763 году был основан Моздок, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.

Эти форты заменили Терский острог, который чеченцам однажды даже удалось разграбить. Меж тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Популярными стали лозунги о газавате - войне за исламскую веру.

Кавказская война

В 1829 году был создан Северо-Кавказский имамат - исламское теократическое государство на территории Чечни. В то же время у страны появился собственный национальный герой Шамиль. В 1834 году он стал имамом. Ему подчинялись Дагестан и Чечня. История возникновения и распространения его власти связана с борьбой против российской экспансии на Северном Кавказе.

Борьба с чеченцами продолжалась несколько десятилетий. На определенном этапе Кавказская война переплелась с войной против Персии, а также Крымской войной, когда против России выступили западные страны Европы. На чью помощь могла рассчитывать Чечня? История государства нохчей в XIX веке не была бы столь долгой, если бы не поддержка Османской империи. И тем не менее, несмотря на то, что султан помогал горцам, Чечня была окончательно покорена в 1859 году. Шамиль был сначала пленен, а затем жил в почетной ссылке в Калуге.

После Февральской революции чеченские банды начали нападать на окрестности Грозного и Владикавказскую железную дорогу. Осенью 1917-го с фронта Первой мировой войны на родину вернулась так называемая «туземная дивизия». Она состояла из чеченцев. Дивизия устроила настоящий бой с терскими казаками.

Скоро в Петрограде к власти пришли большевики. Их Красная гвардия вошла в Грозный уже в январе 1918 года. Часть чеченцев поддержала советскую власть, другие ушли в горы, третьи помогали белым. С февраля 1919 года Грозный находился под контролем войск Петра Врангеля и его британских союзников. И только в марте 1920-го Красная армия окончательно утвердилась в

Депортация

В 1936 году была образована новая Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика. Меж тем в горах оставались партизаны, которые выступали против большевиков. Последние такие банды были уничтожены в 1938 году. Однако сепаратные настроения у части жителей республики остались.

Скоро началась Великая Отечественная война, от которой пострадала и Чечня, и Россия. История борьбы с немецким наступлением на Кавказе, как и на всех остальных фронтах, отличалась сложностью для советских войск. Большие потери усугублялись появлением чеченских формирований, которые действовали против красноармейцев или даже входили в сговор с нацистами.

Это дало повод советскому руководству начать репрессии против всего народа. 23 февраля 1944 года все чеченцы и соседние ингуши, вне зависимости от отношения к СССР, были депортированы в Среднюю Азию.

Ичкерия

Чеченцы смогли вернуться на родину только в 1957 году. После распада Советского Союза в республике вновь пробудились сепаратные настроения. В 1991 году в Грозном была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Некоторое время ее конфликт с федеральным центром пребывал в замороженном состоянии. В 1994 году президент России Борис Ельцин решил ввести в Чечню войска, чтобы восстановить там власть Москвы. Официально операция была названа «мерами по поддержанию конституционного порядка».

Первая Чеченская война завершилась 31 августа 1996 года, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения. Фактически этот договор означал вывод федеральных войск из Ичкерии. Стороны договорились определить статус Чечни до 31 декабря 2001 года. С наступлением мира Ичкерия стала независимой, хотя это юридически и не признавалось Москвой.

Современность

Даже после подписания Хасавюртовских соглашений обстановка на границе с Чечней оставалась крайне неспокойной. Республика стала укрытием для экстремистов, исламистов, наемников и просто преступников. 7 августа бригада боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба вторглась в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.

История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только из-за географической близости, но и в связи со схожестью этнического и конфессионального составов населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были выброшены с территории Дагестана. Затем российская армия вновь вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании закончилась летом 2000 года, когда был очищен Грозный. После этого официально еще на протяжении 9 лет сохранялся режим контртеррористической операции. Сегодня Чечня - один из полноправных субъектов Российской Федерации.